Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект логопедического занятия "Постановка звука Ш"

Дата публикации: 2019-03-06 17:30:34
Статью разместил(а):
Носова Оксана Анатольевна

Конспект логопедического занятия "Постановка звука Ш"

Автор: Носова Оксана Анатольевна

ГКУСО МО «Балашихинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Росинка», г. Балашиха

 

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Носова Оксана Анатольевна

Группа (класс, логопедическое заключение)

Дислалия. Старшая группа

Тема занятия

Постановка звука Ш

 

Цель

1. Уточнение артикуляции звука Ш постановка звука Ш, закрепление в изолированном произношении;

2. Развитие речевой моторики;

3. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа.

Задачи

Образовательные:

- Научить произносить звук  Ш

- Учить давать чёткую характеристику изучаемому звуку.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать слуховое и зрительное внимание.

- Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением.

- Совершенствовать навыки звукового анализа.

Воспитательные:

- Формировать функции контроля и самоконтроля.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД: 

1.      Формировать положительное отношение к учебной деятельности.

2.      Формировать интерес к учебному материалу.

Регулятивные УУД:

1.      Выработать правильные, полноценные движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

2.      Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

3.      Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Коммуникативные УУД:

1.      Формировать умение слушать педагога.

Познавательные УУД:

1.      Формировать умение на основе анализа делать выводы.

2.      Устанавливать связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух.

3.      Устанавливать связь между звуком и буквой.

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование

Оборудование: зеркало, игрушка  змея .Дидактический материал: карточки-буквы, профиль артикуляции звука, предметные картинки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этап логопедического занятия

Длительность этапа

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

логопеда

Деятельность обучающегося

Этап мотивации

2 мин

Беседа, загадывание загадки

Индивид. 

- Сегодня к нам пришла необычная гостья. Отгадай загадку и узнаешь, кто это. 

Ползет и ,шипит. Замрет и молчит. 

- Правильно, змея, посмотри, посмотрите какая змейка к нам приползла 

Отгадывает загадку.

Этап актуализации знаний

4 мин

Артикуляционная гимнастика

 

-Змейке захотелось з с тобой поиграть.

«Сказка о Веселом язычке»

1.Для губ:

Этот домик – рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: «Улыбочка».

Рот закрыт: «Трубочка»

«Ребята-лягушата»

Тянуть губки прямо к ушкам –

 очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются,

а глаза у них как блюдца.

«Ребята-слонята»

Подражаю я слону,

Губки хоботком тяну.

2. Для языка:

В этом домике, дружок,

живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка.

И немножко, шалунишка.

 Вот он вышел погулять,

на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)

«Лопата»

Язык лопатой положи, и немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

- Вот подул легкий ветерок и язычок поежился. (язык «стрелочкой»),спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, потолок побелил)

«Маляры» 

(мы сегодня маляры – потолок побелим мы).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – «часики».

до уголков рта) – “Часики”

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

Выполняет артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом. 

Этап выявления затруднений

3 мин

Отгадывание загадки, выделение первого звука в слове. 

 

А теперь посмотри на эти картинки и отгадай загадку.

(На столе несколько картинок петушок часы, па ровоз,)

Логопед читает загадку:

Не ездок ,а со шпорами,

Не будильник а всех будит.

- Кто это? Найди картинку.

- Какой п звук ты слышишь в середине слова петушок? Этот звук напоминает шипение змеи..

-Сегодня мы будем учиться произносить звук Ш  Для этого надо, чтобы  губы и язычок хорошо работали.

Отгадывает загадку, находит картинку-отгадку. Определяет первый звук в слове. Вместе с логопедом формулирует тему занятия: «Постановка звука Ш».

Этап объяснения (добывания) нового знания

3 мин

Постановка звука Ш. развитие фонематического слуха. 

 

- А теперь змейка хочет узнать, умеешь ли ты свистеть.  Давай попробуем. 

А) по подражанию – от [с]. 

- давай произнесем звук с-с-с-с. Подставь  ладошку ко рту. Какой воздух идет ?Теплый или холодный? А теперь давай поднимем язычок за верхние  зубки. Какой звук слышится?. Послушай, как я. 

Б) – сделай «Чашечку», заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты. Какой воздух идет теплый или холодный? 

В) с помощью зонда(ватной палочки)-

Молодец! А теперь давай вместе со змейкой. - поиграем. Если услышишь звук Ш– подними руку. 

Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З -Ш -К-Ц 

Произносит звук Ш, Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Осуществляет анализ и сравнение при произношении звуков.

Выполняет самоконтроль за выполнением задания.

Закрепление во внешней речи

2мин

Упражнение на развитие координации речи с движением

 

-  У змейки есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом.

Ёж готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Ёжик лапки напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать.

Ёжик низко приседает,

И по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.

Выполняет движения согласно текста.

Самостоятельная работа с самопроверкой

2 мин

Закрепление положения органов артикуляции

 

- Произнесем еще раз звук  Ш

В каком положении находятся губы?

- В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

- Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

- Что напоминает язычок?

(чашечку). 

Отвечает на вопросы логопеда. Анализирует положение органов артикуляции.

Рефлексия. Включение нового в систему знаний.

5 мин

 

 

Пропой «песенку змеи» произнеси  звук ш-ш-ш длительно на одном выдохе.

Произносит звук ш-ш-ш. Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух.

   

Развитие фонематического анализа

 

Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ш

Из ряда звуков: М, Ш, В, Р, Ш, Л,Ж….

Из ряда слогов :ша, ва, ло, шо ду ,шу …

Из ряда слов: шуба стакан, машика, лопата, телевизор, шкаф…

Хлопает в ладоши, когда слышит звук.

 

3 мин

Знакомство с буквой Ш

 

- Посмотри внимательно. Это буква Ш. Как ты думаешь, на что она похожа? 

- Из каких элементов она состоит? 

- Молодец! А ты сможешь узнать букву Ш среди других? 

Ж  К  Ш  Л  Ж  С  М  Ш - А сейчас дорисуй букву Ш  

Соотносит звук с буквой. Устанавливает связь между звуком и буквой. Называет, из каких элементов состоит буква Ш  Дорисовывает букву Ш

 

1 мин

Итог занятия

 

- Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить? Давай произнесем его еще раз Ш-Ш-Ш- С какой буквой познакомились? Покажи мне ее еще раз. Молодец. Занятие окончено. 

Говорит, кто прилетал в гости, и какой звук учились произносить. Называет букву, с которой познакомились.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь