Физическое и речевое развитие детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2019-03-06 16:42:06
Статью разместил(а):
Бекетова Оксана Викторовна

Физическое и речевое развитие детей дошкольного возраста

Авторы: О.В. Бекетова и В.В. Гурьева

МБДОУ "Д/с № 9 "Солнышко", г. Видное

 

Образовательные программы наших дошкольных учреждений направлены на формирование и гармоничное развитие личности ребенка, подготовку его к успешному переходу в новый социальный статус – статус школьника.

Говоря о всестороннем развитии детей, нельзя не коснуться наиболее важного, на мой взгляд, вопроса - это владение родным языком, поскольку речь является основой общего интеллектуального развития.

Часто у дошкольников с патологией речи  можно наблюдать  комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные  инструкции. Это хорошо видно при подведении итогов занятия, повтора инструкций для выполнения движений. У большинства таких логопатов повышена истощаемость, снижена работоспособность.

Мой опыт работы взаимодействия с учителем - логопедом доказал, что качество результатов при коррекции речи достигается при наличии комплексного подхода  к этой проблеме.

При составлении календарно-тематического плана на каждый месяц для логопедических групп, руководствуюсь тем тематическим  материалом, который дают учителя-логопеды.

Материал для произношения и комплексы упражнений  для проговаривания текста  подбираю в соответствии с планом работы учителя - логопеда,  с учетом  возраста дошкольников и этапов логопедического воздействия. В своей деятельности я использую как речевой материал из пособия   Н.Г.Метельской «100 физкультминуток на логопедических занятиях», так и рифмовки собственного сочинения.

Необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега,   упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал я использую в стихотворных формах, так как ритм  речи помогает сохранить ритмичность движения

Начинаю занятие с гимнастики «Пробуждения» чтоб включить внимание детей.

Например: «Доброе утро глазки вы проснулись?     

Доброе утро ушки вы проснулись?

Доброе утро ножки вы проснулись?

Доброе утро ручки вы проснулись?

Доброе утро солнышко я проснулся».

Далее идет вводное часть с ходьбой и бегом, с которую я также вставляю речевое упражнение по лексической теме.

Например, «Мы шагаем друг за другом, раз, два, три!»

Мы шагаем за Ванюшей (Мишуткой, имя ласкательное), посмотри!

Как шагает наш Ванюша (наша Ксюша), раз, два, три!

Поменяемся местами. Стоп, замри!

(предлагаю встать ведущим, другого ребенка)

Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время  артикулированния.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Я его планирую в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя.

Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние птицы» я, на занятии по физической культуре, использую подвижную игру «Гуси-гуси», в которой дети закрепляют умение бегать, уворачиваться, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у утки? - у утки утёнок; кто у курицы? – у курицы цыплёнок) пространственной ориентации.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по  развитию общей и артикуляционной моторики.

Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова.  Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную  речь.

Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Систематическое  использование речевых рифмовок, способствует закреплению результатов логопедической работы и осуществлению преемственности в работе специалистов.

Заканчиваю свои занятия речевой игрой на отрабатываемый звук.(Скок-поскок. Молодой дроздок …)

Целью  проведения моей работы являются: 

- развитие общей и мелкой моторики (колечки, три положения рук, ухо-нос, рисуем фигуры);

- пространственной ориентации; (ориентиры на ковре)

- физиологического и речевого дыхания;

- координации речи с движением;

- развитие речи у детей;

- развитие мимической мускулатуры (подмигивание, удивление, пугаюсь, сержусь, рыба, нюхаю, кривая улыбка, пила …)

Преемственность и взаимосвязь в моей работе  с учителем-логопедом способствует эффективному и прочному закреплению результатов  логопедической работы.

Хочу заметить, что в нашем детском саду организовано тесное сотрудничество воспитателей и специалистов, окружающих ребенка, для создания таких психолого-педагогических условий, которые способствовали бы его полноценному интеллектуальному развитию.

Это:

- разработка годового плана по общему тематическому плану;

- совместная  подготовка к праздникам, где все специалисты заняты в той или иной степени: расстановка инвентаря, подбор музыкального сопровождения, исполнение ролей;

- работа в комиссии по подготовке групп к новому учебному году (для создания развивающей среды – даём инструкции к наполняемости уголков);

- совместная диагностика детей на разных возрастных этапах;

- планирование и проведение совместной работы с родителями (это физкультурные и фольклорные праздники, открытые занятия консультации, родительские собрания).

Взаимодействие с музыкальным педагогом это с моей стороны отработка шагов, подскоков, подготовка эстафет и отработка подвижных игр для праздников.

Так - же педагог психолог проводит двигательную коррекцию в спортивном зале, по методу замещающего онтогенеза (растяжка, глазодвигательная гимнастика, кинезиологическая) а я на своих занятиях закрепляю эти упражнения; поэтому закрепление двигательных навыков идёт значительно быстрее.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе. 

 

Литература:

1.     ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е.Вераксы; Т.С.Комаровой; М.А.Васильевой.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-336с.

2.     Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-112с.

3.     Физическая культура в детском саду: Старшая группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-128с.

4.     Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми  2-7лет/ Авт.сост. Э.Я.Степаненкова.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-144с.

5.     Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-  64с.

6.     Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.: пособие для родителей и педагогов/ Е.С.Анищенкова.- М.: АСТ: Астрель.2006.-61с.

7.     Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/ .: М.Н.Щетинин .- 2-е изд., испр._ М.: Айрис-пресс.2008.-112с

8.     Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации.- Вып.3\ авт.сост. Ю.А.Вакуленко.- Волгоград: Учитель,2007.-106с.