Конспект НОД в подготовительной группе «Осеннее путешествие» (открытое занятие)

Дата публикации: 2019-03-31 08:19:46
Статью разместил(а):
Мошнина Г.Ф.

Конспект НОД в подготовительной группе «Осеннее путешествие»

(открытое занятие)

Автор: Мошнина Г.Ф.

МДАУ "Детский сад общеразвивающего вида № 32 "Орленок"

 

Задачи:

Образовательные:

·         обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;

·         уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

·         закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

Развивающие: 

·         развивать внимание, память;

·         улучшать общую моторику и координацию движений;

·         развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

Речевые: 

·         отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;

·         активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие;

·         обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Воспитательные: 

·         воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;

·         воспитывать чувство любви к родной природе;

·         воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

Дидактический материал: иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, поделки из природного материала; предметные картинки по теме «деревья», «птицы», «животные»; листочки деревьев, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок».

Предварительная работа: Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии: 

• игровой метод,

• словесный метод,

• практический метод,

• наглядный метод.

 

1 часть.

Группа украшена картинами русских художников, поделками из природного материала. Фоном звучит произведение П.И. Чайковского «Октябрь»

Воспитатель: Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам свою улыбку. Приготовьте ладошки (дарит). А вы мне подарите?
Сегодня у нас гости. очень милые и симпатичные. 
Давайте скажем им “доброе утро”.

В: Ребята, посмотрите, как необычно украшена  наша группа. Здесь  много красивых осенних пейзажей, ваших рисунков и поделок из природного материала. На что похожа наша группа? А ты как думаешь?

Ответы детей.

Воспитатель: Осень - удивительное время года.  Поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. Посмотрите, здесь вы видите репродукции картин художников. Какие картины вам знакомы? Как они называются? Кто написал их(ее)?

Воспитатель: Справа от меня вы видите картину другого художника.

(Мария Башкирцева «Осень»). Что вы можете сказать об этой картине? Какая здесь осень?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, действительно, осень бывает разной. Художники-пейзажисты любуются ее в разную погоду. А вы слышите музыку? Она вам знакома? Как называется это произведение?

Ответы детей: Петр Ильич Чайковский «Октябрь».

Воспитатель:  Осень радует нас изобилием красок, пышным убранством. Поэты, вдохновленные красотой осенней природы, писали замечательные стихи. Давайте вспомним отрывки из них.

Дети читают стихотворения об осени.

Ребенок 1:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)

Ребенок 2:

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой. (А.Фет)

Ребенок 3:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов)

 

2 часть

Заходит Буратино.

Буратино: Здравствуйте, дети. Как же у вас красиво! (осматривается по сторонам, восхищается картинами).  Сегодня в  лесу  я встретил прекрасную волшебницу в золотом наряде. Сказала, что зовут ее Осень, а узнать ее можно по разным приметам. Она подарила мне корзину с листьями, а на листьях – задания, которые помогут побольше о ней узнать. Вы поможете мне справиться с заданиями?

Воспитатель. Конечно, поможем. Давай мне корзину, посмотрим, что за задания.

1 листок.  Назовите признаки осени.  

Игра проводится с мячом.

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Буратино по каким признакам можно определить время года осень. Кому я брошу мяч, тот  и называет признаки осени.  

 Дети становятся в круг.

Примерные ответы детей (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появилось много грибов. Люди собирают урожай).

Воспитатель: Назовите первый (второй, третий) осенний месяц?

А ты, Буратино, запомнил названия месяцев? Назови их.

Буратино: Сентябрь, октябрь, ноябрь.  

Воспитатель. Буратино, оставайся у нас мы тебя многому научим.

Буратино. Я согласен, буду учиться вместе с вами.

2 листок. Упал с дерева один лист – жди осени (Листочки с деревьев).

Воспитатель: Осень - единственное время года, когда деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные, а потом и вовсе их сбрасывают. Посмотрите, Буратино принес нам букет из листьев.  Я показываю вам листок, вы говорите, как он называется и с какого дерева.

- Березовый – с березы.

- Дубовый – с дуба и т.д.

Воспитатель: Как называется явление в природе, когда опадают листья?

Дети: Листопад. Листья осыпаются, когда дует ветер.

Воспитатель: Осенний ветер, как и осенняя погода, бывает самым разным.

Мимическая гимнастика для лица «Осенний ветер»

Покажите мне сильный хмурый ветер. (Сильно надуть щёки, перегонять воздух из одной щеки в другую. Выпустить воздух, губы вытянув вперёд «трубочкой», нахмурить брови)

А сейчас изобразите ласковый, теплый ветерок. Люди ему радуются (широко раскрыть глаза, улыбнуться одними губами и легонько выпустить воздух. 

Воспитатель: Посмотрите, сколько листочков надул ветер. Возьмите их по одному. Буратино, ты тоже возьми себе листок. Переверните их и скажите, что у вас на обратной стороне.

Ответы детей: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Теперь я хочу посмотреть, какие вы внимательные и сообразительные. Я называю листочки и место, куда они полетят. Готовы? (Воспитатель встает на середину ковра. Он «ориентир»)

Буратино играет с детьми

- Листочки с изображением прямоугольника  – слева от меня.

- Листочки с изображением круга – справа от меня.

- Листочки с изображением овала – позади меня.

- Листочки с изображением треугольника - впереди меня.

Воспитатель: Вы справились с моим заданием, а я достаю следующий листок. (дети остаются на своих местах)

3 листок. Как звери и птицы готовятся к зиме.

Воспитатель: Буратино, ты знаешь как  готовятся к зиме?

Буратино: Не знаю, но очень хочу узнать.

Воспитатель: Сейчас наши дети тебе расскажут.

Воспитатель раздает 4 группам по одной игрушке медведя, белки, зайца, утки. Задача детей: придумать 1-2 предложения.  Воспитатель спрашивает одного-двух детей из группы.

Воспитатель спрашивает у четвертой группы детей: Что меняется в жизни птиц с приходом осени? Как они называются.

Ответы детей: Некоторые птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Как они называются? Почему же они улетают?

Ответы детей: Осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
Вы хлопаете руками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.

Молодцы! Очень внимательны.

Буратино все повторяет за детьми.

Воспитатель. Вы слышите? (тихо звучит  муз. Поля Мориа «Жаворонок»). Какая мелодия сейчас звучит?

Ответы детей.

Воспитатель: Вылетайте, птицы мои перелетные. Это наше 4 задание.

4 листок.  Музыкальная пауза. «Танец птиц».

5 листок. Написать про осень письмо для Буратино.

Дети проходят за столы.

 

3 часть. Синквейн

Воспитатель: Осень просила написать письмо для Буратино. Но писать мы с вами еще не умеем, зато мы умеем рисовать. Поэтому мы напишем с вами …

Ответ детей: «Говорящее письмо».

Воспитатель: Почему оно так называется?

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Осень, осень, (Трём ладошки друг о друга)

Приходи! (Зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (Трём ладошки друг о друга)

Погляди! (Ладони на щеки)

Листья желтые кружатся, (Плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся. (Ладонями поглаживаем колени)

Солнце нас уже не греет, (Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее, (Синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, («Птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится. (Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони) 

Шапки, куртки надеваем (Имитируем по тексту)

И ботинки обуваем (Топаем ногами) 

С помощью воспитателя дети вспоминают схему «говорящего письма» (Синквейн).

В конце 2-3 ребенка рассказывают, что они написали. Воспитатель спрашивает у одного ребенка (Буратино), понравились ли ему письма. Дети дарят свои письма Буратино.

Воспитатель приглашает детей и Буратино на осенний хоровод.

После танца Буратино прощается с детьми и уходит.

Воспитатель хвалит детей и подводит итоги.