Программа работы психолога с детьми по развитию эмоциональной сферы «В мире сказок»
Программа работы психолога с детьми по развитию эмоциональной сферы «В мире сказок»
Автор: Тагирова Зарина Аятулаховна
ГКУ СО МО "Балашихинский РЦ "Росинка"
Пояснительная записка
Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Наряду с этим, появляются новые технологии, позволяющие оказывать комплексную коррекционную помощь в работе с детьми с ограниченными возможностями. Одной из таких технологий является технология использования метода сказкотерапии, который может оказать воздействие на решение психокоррекционных задач у ребёнка с ограниченными возможностями: снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей; поддержание интереса и познавательной активности; развитие воображения и творческих способностей.
Основной идеей программы является создание методического обеспечения для психокоррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями с использованием сказкотерапии.
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Данный метод является наиболее всеохватывающим и открытым для понимания детей. Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы личности, имеющей ограниченные возможности здоровья. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
Целевая группа: Программа разработана для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья 3-14 лет с сохранным интеллектом и с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями 3-18 лет с задержкой психического развития.
Цель и задачи программы: Цель программы: Коррекция нарушений психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием сказкотерапии.
Задачи:
- разработка комплексов занятий по программе;
- проведение психокоррекционных занятий по программе;
- отслеживание динамики психологического развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Этапы и сроки реализации программы:
1 Этап - подготовительный и занимает 1-2 занятия.
Цель данного этапа - объединение детей в группу, формирование доверия к психологу и другим участникам группы, принятие специфической атмосферы групповой работы.
2 Этап – основной, этап занимает 6-7 занятий.
На этом этапе решаются проблемы детей с помощью специальным образом подобранных сказок, психотерапевтических упражнений и арттерапии.
3 Этап - заключительный.
Строится по принципу предоставления детям максимальной самостоятельности.
Реализация программы рассчитана на курс реабилитации – 2 месяца, два раза в неделю.
Содержание программы и его тематическое планирование
Занятия по сказкотерапии проходят в групповой и подгрупповой форме 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 15–20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут.
После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:
Занятие проводится психологом с небольшой группой детей, где подготовлены необходимые атрибуты сказки (элементы костюмов, декорации, предметы). Психолог выполняет роль ведущего, обеспечивает музыкальное сопровождение и осуществляет подбор необходимых упражнений под музыку.
Занятие строится следующим образом:
- Вводная часть (ритуал «входа» в сказку).
- Основная (повторение, расширение, закрепление).
- Заключение (интеграция, резюмирование).
- Релаксация (ритуал «выхода» из сказки).
Главное условие занятий по сказкотерапии – это импровизация и экспромт, а не заучивание ролей. Занятие проводится без подготовки детей.
Принципы работы со сказками:
Принцип |
Основной акцент |
Комментарий |
Осознанность |
Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. |
Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки. |
Множественность |
Понимание того, что одно и тоже событие, ситуации могут иметь несколько значений и смыслов. |
Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. |
Связь с реальностью |
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. |
Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. |
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия:
Этап |
Назначение этапа |
Содержание этапа |
1. Ритуал "входа" в сказку |
Создать настрой на совместную работу |
Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик; или совершается иное "сплачивающее" действие. |
2. Повторение |
Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились |
Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр. |
3. Расширение |
Расширить представления ребенка о чем-либо |
Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр. |
4. Закрепление |
Помочь детям в приобретении нового опыта, проявлении новых качеств личности ребенка |
Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр. |
5. Интеграция |
Связать новый опыт с реальной жизнью |
Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня. |
6. Резюмирование |
Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. |
Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. |
7. Ритуал "выхода" из сказки |
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде |
Повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением. Ведущий говорит: "Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились". |
Индивидуальные и групповые занятия могут строиться как на основе одной сказки, так и с использованием многих. Главное, чтобы они соответствовали цели и задачам, которые ставит психолог.
Тематический план
№ занятия |
Тема занятия |
Цели занятия |
Время |
2 неделя заезда |
|||
1. Занятие |
«Теплышки» |
Активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания, активизация лучших черт ребенка; Снятие эмоционального и телесного напряжения. |
30 мин |
2. Занятие |
«Волшебная страна» |
ЦЕЛЬ: коррекция негативных поведенческих реакций, развитие социального доверия, формирование положительной «Я – концепции». |
30 мин |
3 неделя заезда |
|||
3. Занятие |
«Разноцветная звезда» |
ЦЕЛЬ: развитие у детей способностей к сочувствию и сопереживанию; формирование коммуникативных навыков; повышение самооценки, чувства собственной ценности; повышение сплочения группы, профилактика конфликтов. |
30 мин |
4. Занятие |
«Подарки феи» |
ЦЕЛЬ: воспитание добрых чувств, уверенности в себе, формирование мотиваций деятельности, снятие эмоционально-психического напряжения. |
30 мин |
4 неделя заезда |
|||
5. Занятие |
«Непослушный воробышек» |
ЦЕЛЬ: Расширение представлений детей об эмоциях, развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными эмоциональными средствами, развитие умения заботиться о других. |
30 мин |
6. Занятие |
«История про звездочку» |
ЦЕЛЬ: формирование позитивного отношения ребенка своему «Я», отработка позитивного взаимодействия друг с другом, снятие эмоционального напряжения. |
30 мин |
5 неделя заезда |
|||
7. Занятие |
Принцесса чистоты» |
ЦЕЛЬ: Воспитание нравственности, опрятности, формирование адекватных форм поведения, коррекция поведения. |
30 мин |
8. Занятие |
«Как птички сестрички в беду попали» |
Цель: Развитие способностей чувствовать эмоциональное состояние другого человека, закрепление правил доброжелательного поведения; развитие навыков взаимодействия со сверстниками. |
30 мин |
6 неделя заезда |
|||
9. Занятие |
«Жадный кармашек» |
ЦЕЛЬ: Закрепление правил доброжелательного поведения, развитие навыков взаимодействия со сверстниками. |
30 мин |
10. Занятие |
«О чем ночью шепчут игрушки» |
ЦЕЛЬ: Развить способность эмоционально воспринимать окружающий мир. Воспитать бережное отношение к игрушкам. Научить ребенка правильно реагировать на положительные и отрицательные поступки. |
30 мин |
7 неделя заезда |
|||
11. Занятие |
«Фея которая помогает победить страх» |
Цель: Развить творческое воображение. Учить детей преодолевать трудности, страх. Помочь обрести уверенность в себе. Учить эмоционально обыгрывать роли, уметь характеризовать героев. Учить работать в коллективе, добросовестно выполнять поручения, доводить начатое дело до конца. |
30 мин |
12. Занятие |
Тема: «Давай мириться» |
Цель: Развить желание ценить своих друзей, любить их, заботиться о них, поддерживать доверительные отношения, проявлять интерес к совместной деятельности. Воспитать дружбу, общительность. Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе. |
30 мин |
8 неделя заезда |
|||
13. Занятие |
«Наш друг-котик» |
Цель: устранение агрессивных проявлений дошкольников. Снять у детей мышечное напряжение. Налаживание межличностных отношений. Формирование способности к доверию, сочувствию. Эмоциональная поддержка. |
30 мин |
14. Занятие |
«Злость - не добрая черта» |
Цель :устранение агрессивных проявлений дошкольников. Снять у детей мышечное напряжение. Налаживание межличностных отношений. Формирование способности к доверию, сочувствию. Эмоциональная поддержка |
30 мин |
9 неделя заезда |
|||
15. Занятие |
«Сердце». |
ЦЕЛЬ: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания, активизация лучших черт ребенка; снятие эмоционального и телесного напряжения. |
30 мин |
16. Занятие |
«Солнечный луч» |
Цель: сплочение и повышение самооценки детей. Создание эмоционально позитивного настроя в группе. Создание атмосферы доверия и открытости, развитие умения выражать свои чувства разными способами. Развитие мелкой моторики рук. |
30 мин |
10неделя заезда |
|||
17. Занятие |
«На планете чудес» |
Цель: развитие творческого воображения, стимулирование творческого самовыражения, установление доверительных отношений в группе. |
30 мин |
18. Занятие |
«Уроки сказки» |
Цель: воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев; подводить к умению выразительно имитировать голоса с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, шепот, тихо); учить передавать ритмизацией природные явления (дождик, гром);развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча – дождик). |
30 мин |
19. Занятие |
«Лесная школа» |
Цель: развитие творческого воображения и фантазии, вариативности и оригинальности мышления, развитие коммуникативных навыков, снятие напряжения и тревоги. Материал и оборудование: веревочка, карточки с рисунком птиц, лесных животных, мягкая игрушка музыкальное сопровождение. |
30 мин |
11 неделя заезда |
|||
20. Занятие |
«В стране кривляк» |
Цель: развитие творческого воображения и фантазии, гармонизация эмоционального состояния, активизация мыслительных процессов, коррекция ментальных нарушений. |
30 мин |
21. Занятие |
«У нас зазвонил телефон» |
Цель: расширять творческие возможности детей, учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, понимать юмор произведения, воспитывать интерес, бережное отношение к животным. |
30 мин |
22. Занятие |
«Удивительные существа». |
Цель: усиление чувства группы, создание положительного эмоционального настроя |
30 мин |
Ожидаемые результаты:
По окончании реализации программы предполагается получить следующие результаты:
- овладение навыками самопознания через психологическую сказку;
- создание игровой доверительной атмосферы в группе;
- овладение навыками установление межличностных контактов;
- формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка;
- формирование у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
- формирование коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Список литературы:
1. Богданов О.В. Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно- восстановительных и реабилитационных мероприятий в Сенсорной комнате (коррекция сенсорных нарушений) / О.В. Богданов // Сенсорные комнаты СНУЗЛИН: сб. ст. и метод. рекомендаций. - М., 2001 - С. 141-145.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб., Речь, 2006.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб, Речь, 2006.
4. Леонтьева И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития // Психолог в детском саду. – 2006. - №2. – С. 83 – 98.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2006.
6. Пропп В. Морфология сказки. — М., 1969.
7. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.— М.: Класс, 1999.