Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Программа работы психолога с детьми по развитию эмоциональной сферы «В мире сказок»

Дата публикации: 2019-09-11 14:10:04
Статью разместил(а):
Тагирова Зарина Аятулаховна

Программа работы психолога с детьми по развитию эмоциональной сферы «В мире сказок»

Автор: Тагирова Зарина Аятулаховна

ГКУ СО МО "Балашихинский РЦ "Росинка"

 

Пояснительная записка

Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Наряду с этим, появляются новые технологии, позволяющие оказывать комплексную коррекционную помощь в работе с детьми с ограниченными возможностями. Одной из таких технологий является технология использования метода сказкотерапии, который может оказать воздействие на решение психокоррекционных задач у ребёнка с ограниченными возможностями: снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей; поддержание интереса и познавательной активности; развитие воображения и творческих способностей.

Основной идеей программы является создание методического обеспечения для психокоррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями с использованием сказкотерапии.

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Данный метод является наиболее всеохватывающим и открытым для понимания детей. Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы личности, имеющей ограниченные возможности здоровья. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

 Целевая группа: Программа разработана для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья 3-14 лет с сохранным интеллектом и с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями 3-18 лет с задержкой психического развития.

Цель  и задачи программы: Цель программы: Коррекция нарушений психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием сказкотерапии.

Задачи:

- разработка комплексов занятий по программе;

- проведение психокоррекционных занятий по программе;

- отслеживание динамики психологического развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Этапы и сроки реализации программы:

1 Этап - подготовительный и занимает 1-2 занятия.

Цель данного этапа - объединение детей в группу, формирование доверия к психологу и другим участникам группы, принятие специфической атмосферы групповой работы.

2 Этап – основной, этап занимает 6-7 занятий.

На этом этапе решаются проблемы детей с помощью специальным образом подобранных сказок, психотерапевтических упражнений и арттерапии.

3 Этап - заключительный.

Строится по принципу предоставления детям максимальной самостоятельности.

Реализация программы рассчитана на курс реабилитации –  2 месяца, два раза в неделю.

 

Содержание программы и его тематическое планирование

Занятия по сказкотерапии проходят в групповой и подгрупповой форме 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 15–20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут.

После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.

Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:

Занятие проводится психологом с небольшой группой детей, где подготовлены необходимые атрибуты сказки (элементы костюмов, декорации, предметы). Психолог выполняет роль ведущего, обеспечивает музыкальное сопровождение и осуществляет подбор необходимых упражнений под музыку.

Занятие строится следующим образом:

- Вводная часть (ритуал «входа» в сказку).

- Основная (повторение, расширение, закрепление).

- Заключение (интеграция, резюмирование).

- Релаксация (ритуал «выхода» из сказки).

Главное условие занятий по сказкотерапии – это импровизация и экспромт, а не заучивание ролей. Занятие проводится без подготовки детей.

Принципы работы со сказками:

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять

место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки. 

Множественность

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуации могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

 

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия:

Этап

Назначение этапа

Содержание этапа

1. Ритуал "входа" в сказку

Создать настрой на совместную работу

Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик; или совершается иное "сплачивающее" действие.

2. Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.

3. Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

4. Закрепление

Помочь детям в приобретении нового опыта, проявлении новых качеств личности ребенка

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

5. Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

6. Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

7. Ритуал "выхода" из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

Повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением. Ведущий говорит: "Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились".

 

Индивидуальные и групповые занятия могут строиться как на основе одной сказки, так и с использованием многих. Главное, чтобы они соответствовали цели и задачам, которые ставит психолог.

 

Тематический план

№ занятия

Тема занятия

Цели занятия

Время

2 неделя заезда

1.      Занятие 

«Теплышки»

Активизация творческого мышления,  воображения и фантазии; развитие  произвольного внимания,  активизация  лучших черт ребенка; Снятие эмоционального и телесного  напряжения.

30 мин

2.      Занятие 

«Волшебная страна»

ЦЕЛЬ: коррекция  негативных  поведенческих  реакций,  развитие  социального  доверия, формирование  положительной «Я – концепции».

30 мин

3 неделя заезда 

3.      Занятие 

«Разноцветная звезда»

ЦЕЛЬ: развитие у детей способностей  к  сочувствию и сопереживанию; формирование коммуникативных навыков; повышение самооценки, чувства собственной ценности; повышение сплочения группы, профилактика конфликтов. 

30 мин

4.      Занятие 

«Подарки феи»

ЦЕЛЬ: воспитание добрых чувств,  уверенности в себе, формирование  мотиваций деятельности, снятие  эмоционально-психического напряжения. 

30 мин

4 неделя заезда 

5.      Занятие 

«Непослушный воробышек»

ЦЕЛЬ: Расширение представлений  детей об эмоциях, развитие умения  передавать заданное эмоциональное  состояние различными  эмоциональными средствами,  развитие умения заботиться  о  других. 

30 мин

6.      Занятие 

«История про звездочку»

ЦЕЛЬ: формирование  позитивного отношения  ребенка  своему  «Я»,  отработка  позитивного  взаимодействия  друг  с  другом, снятие эмоционального  напряжения.

30 мин

5 неделя заезда 

7.      Занятие 

Принцесса чистоты»

ЦЕЛЬ: Воспитание  нравственности, опрятности,  формирование  адекватных  форм  поведения,  коррекция  поведения. 

30 мин

8.      Занятие 

«Как птички сестрички в беду попали»

Цель: Развитие способностей чувствовать эмоциональное состояние  другого человека, закрепление правил  доброжелательного поведения;  развитие навыков взаимодействия со  сверстниками. 

30 мин

6 неделя заезда 

9.      Занятие 

«Жадный кармашек»

ЦЕЛЬ: Закрепление правил доброжелательного поведения, развитие навыков взаимодействия со  сверстниками. 

30 мин

10.  Занятие 

«О чем ночью шепчут игрушки»

ЦЕЛЬ: Развить способность эмоционально воспринимать окружающий мир.

Воспитать бережное отношение к игрушкам.

Научить ребенка правильно реагировать на положительные и отрицательные поступки.

30 мин

7 неделя заезда 

11.  Занятие 

«Фея которая помогает победить страх»

Цель: Развить творческое воображение. 

Учить детей преодолевать трудности, страх. Помочь обрести уверенность в себе. Учить эмоционально обыгрывать роли, уметь характеризовать героев. Учить работать в коллективе, добросовестно выполнять поручения, доводить начатое дело до конца.

30 мин

12.  Занятие 

Тема: «Давай мириться»

Цель: Развить желание ценить своих друзей, любить их, заботиться о них, поддерживать доверительные отношения, проявлять интерес к совместной деятельности. 

Воспитать дружбу, общительность.

Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе.

30 мин

8 неделя заезда 

13.  Занятие 

«Наш друг-котик»

Цель: устранение агрессивных проявлений дошкольников. Снять у детей мышечное напряжение. Налаживание межличностных отношений. Формирование способности к доверию, сочувствию. Эмоциональная поддержка. 

30 мин

14.  Занятие 

«Злость - не добрая черта»

Цель :устранение агрессивных проявлений дошкольников. Снять у детей мышечное напряжение. Налаживание межличностных отношений. Формирование способности к доверию, сочувствию. Эмоциональная поддержка 

30 мин

9 неделя заезда 

15.  Занятие 

«Сердце». 

ЦЕЛЬ: активизация  творческого  мышления,  воображения и  фантазии; развитие  произвольного  внимания,  активизация  лучших  черт  ребенка; снятие эмоционального  и  телесного  напряжения.

30 мин

16.  Занятие 

«Солнечный луч» 

Цель: сплочение и повышение самооценки детей. Создание эмоционально позитивного настроя в группе. Создание атмосферы доверия и открытости, развитие умения выражать свои чувства разными способами. Развитие мелкой моторики рук.

30 мин

10неделя заезда 

17.  Занятие 

«На планете чудес» 

Цель: развитие творческого воображения, стимулирование творческого самовыражения, установление доверительных отношений в группе.

30 мин

18.  Занятие 

«Уроки сказки»

Цель: воспитывать умение по настроению музыки догадываться о  действиях и эмоциональных состояниях героев; подводить к умению выразительно имитировать голоса с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, шепот, тихо); учить передавать ритмизацией природные явления (дождик, гром);развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча – дождик).

30 мин

19.  Занятие 

«Лесная школа» 

Цель: развитие творческого воображения и фантазии, вариативности и оригинальности мышления, развитие коммуникативных навыков, снятие напряжения и тревоги.

Материал и оборудование: веревочка, карточки с рисунком птиц, лесных животных, мягкая игрушка музыкальное сопровождение. 

30 мин

11 неделя заезда 

20.  Занятие 

«В стране кривляк»

Цель: развитие творческого воображения и фантазии, гармонизация  эмоционального состояния, активизация мыслительных процессов, коррекция ментальных нарушений.

30 мин

21.  Занятие 

«У нас зазвонил телефон» 

Цель: расширять творческие возможности детей, учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, понимать юмор произведения, воспитывать интерес, бережное отношение к животным.

30 мин

22.  Занятие 

«Удивительные существа».
 

Цель: усиление чувства группы, создание положительного эмоционального настроя 

30 мин

 

Ожидаемые результаты:

По окончании реализации программы предполагается получить следующие результаты:

- овладение навыками самопознания через психологическую сказку;

- создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- овладение навыками установление межличностных контактов;

- формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка;

- формирование у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- формирование коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

 

Список литературы:

1. Богданов О.В. Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно- восстановительных и реабилитационных мероприятий в Сенсорной комнате (коррекция сенсорных нарушений) / О.В. Богданов // Сенсорные комнаты СНУЗЛИН: сб. ст. и метод. рекомендаций. - М., 2001 - С. 141-145.

2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб., Речь, 2006.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб, Речь, 2006.

4. Леонтьева И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития  // Психолог в детском саду. – 2006. - №2. – С. 83 – 98.

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2006.

6. Пропп В. Морфология сказки. —  М., 1969.

7. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.— М.: Класс, 1999.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь