Психологические особенности современных дошкольников и социальной среды
Психологические особенности современных дошкольников и социальной среды
Автор: Ткачева Татьяна Васильевна
МБДОУ "Детский сад № 1 "Лучик", г. Гуково Ростовской области
Дети, появившиеся на свет в конце XX – начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения.
Существенное изменение содержания детской жизни отмечают детские психологи и педагоги практически всех экономически развитых стран.
Авторы различных психологических и социологических исследований с тревогой обсуждают происходящее буквально на глазах разрушение традиционных форм детского бытия – исчезновение так называемого детского сообщества, рост приоритета раннего обучения в ущерб свободной детской игре, распад самой игры.
Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми. В условиях, когда государство перестало жестко нормировать стандарты жизни, ограничивать и регулировать уровень доходов населения, у людей, особенно молодых, появилось естественное стремление и, вместе с тем, возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования.
Верхние позиции среди семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт». Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. На все это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни сил, совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Забота о развитии ребенка все чаще передается профессиональным педагогам – няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования, школьным учителям или частным гувернерам.
Именно поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на то, чтобы мы с Вами как можно больше привлекали родителей к сотрудничеству со своими детьми в различных сферах: и это не только совместное творчество, спортивные развлечения, посещение различных культурных детских мероприятий, но и совместная исследовательская деятельность. Чтобы родители больше внимания уделяли своим детям, создавайте детско–родительские проекты и предлагайте мамам и папам участвовать в них вместе с детьми.
Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных. Передовые информационные технологии, позволяющие людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая в личные контакты, привели к существенным изменениям одной из важнейших сфер человеческого бытия – коммуникативной.
Современный мир – это единое информационное пространство, не имеющее государственных и даже языковых границ. Любое событие, происшествие, достижение, новшество сразу же становится достоянием мирового сообщества.
Все это в полной мере относится и к детской культуре. Все меньше мест в ней остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Подавляющее большинство игрушек, которыми играют современные дети всего мира, произведено в Китае, будь то кукла, мягкая игрушка, оружие, машинка, конструктор, электронная игрушка. Кстати, то же самое относится и к детской одежде.
Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является тот факт, что любимые книги, любимые персонажи, любимые сюжеты принципиально отличаются от того материала, с которым они встречаются в «Азбуке» и первых «Книгах для чтения». Учителя начальной школы отмечают, что современные первоклассники слабо знакомы со сказками, особенно русскими: от них остались лишь смутные воспоминания раннего детства. Реалии, в которых проистекают эти сказочные события, далеки от нынешних детей, а волшебства по сегодняшним меркам весьма скромны.
Показательным является высказывание одной их опрошенных мам: «Моему ребенку нравятся американские фильмы про детей и подростков. Американская культура вторглась в жизнь наших детей. Современное телевидение оказывает агрессивное и негативное воздействие на сознание моего ребенка, разлагая систему традиционных культурных ценностей».
Отсюда следует, что просто необходимо повышать компетентность родителей по вопросу нашей русской культуры, с какими произведениями литературы и искусства нужно знакомить наших малышей, какие мультфильмы и сказки полезны и воспитывают добро и любовь к родной земле.
Наряду с определенными преимуществами современных детей перед их сверстниками прошлых лет, их очевидной технической сноровкой, умением понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям, нельзя не замечать и тех потерь, которыми они расплатились за достижения научно-технического прогресса. Многочисленными исследованиями показано, что уровень психологической зрелости современных дошкольников, стоящих на пороге школы, заметно ниже того уровня, которого достигали их ровесники 30 лет назад. Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального норматива первоклассника. По-видимому, мы имеем дело со сложной проблемой, связанной с тем, что все обстоятельства жизни современного дошкольника создают модель социализации, несовпадающую с моделью социализации, задаваемой школой как социальным институтом.
Сегодня существуют два практически противоположных мнения о том, что представляет собой современный дошкольник. Проведенные исследования, в которых приняли участие воспитатели детских садов, учителя начальной школы и родители, позволили составить обобщенный «педагогический» портрет современного дошкольника, увидеть и проанализировать сильные и слабые стороны социальной ситуации, в которой протекает его развитие.
Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников прежних лет (об этом говорят 89% опрошенных). Они легко управляются со сложными техническими устройствами, такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника (так считают 44 % воспитателей детских садов и 23% родителей). Дети располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых, смотрят много теле - и видеофильмов, имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более богатый, нежели многие взрослые. Конечно, их мало занимают сюжетно-ролевые игры, но разве могут эти бесхитростные игры соперничать по своей занимательности с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и все мыслимые и немыслимые аксессуары для его реализации.
Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом, счетом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и, начиная примерно с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. Своеобразный язык, на котором электроника «общается» с нами, труден для освоения только взрослым людям, а дети овладевают им органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.
Наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят, прежде всего, физическое здоровье и развитие (так считают 50% опрошенных воспитателей), слабость произвольной сферы, недостаточное развитие связной речи, неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого (об этом говорят 54% воспитателей).
Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий – школьный – этап жизни. Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы. Рассмотрим подробнее некоторые из этих параметров.
Речевое развитие. Психологи, педагоги, логопеды, педиатры отмечают стабильно высокий уровень темповых задержек речевого развития у детей от 1 года до 5 лет, причем проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи (например, звукопроизношения), а комплексное отставание в развитии речевых компонентов. Если в середине 70-х годов ХХ века дефицит речи наблюдался только у 4% детей среднего дошкольного возраста, то сегодня специальная логопедическая помощь нужна практически каждой возрастной группе детского сада. Так в 2013-2014 учебном году в нашем небольшом городке посещали логопедические группы детских садов 190 дошкольников. У большинства этих детей был выставлен диагноз: общее недоразвитие речи (ОНР), которое часто отягощено дизартрическим компонентом. А сколько еще детей, которые посещают логопеда в поликлинике или в частном порядке, или же, в силу различных ситуаций, просто остались без логопедической помощи.
Наша задача - своевременно выявлять детей нуждающихся в логопедической помощи. Доносить эту информацию до родителей.
Развитие воображения. Воображение является главным новообразованием дошкольного детства, ответственным, по словам Л.С. Выготского, за специфическое для данного возраста отношение между ребенком и социальной действительностью.
Воображение задает социальную ситуацию развития, именно оно определяет дальнейший характер познавательного и личностного развития ребенка. Появление у ребенка способности к созданию мнимых ситуаций, ситуаций «как будто», свидетельствует не только о его готовности к игре, но, в первую очередь, о начале активного познания и освоения ребенком окружающего мира в доступных для него формах. Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.
Однако сегодня практически всеми психологами и педагогами фиксируется значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века.
Именно поэтому Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предлагает больше играть с детьми и обучать их не в ходе занятий, а через игровую деятельность. Почему? Да потому что современным детям – дошкольникам не хватает игрового интереса, они не могут самостоятельно придумать игровой сюжет и организовать игру, или без помощи взрослого найти компромиссное решение в игре. Именно в игре у детей развивается интерес к познанию, к общению, к окружающей действительности, а в дальнейшем и к учебной деятельности. Поэтому мы должны больше играть с детьми, создавать условия для самостоятельных сюжетных игр, заинтересовывать родителей, чтобы те в свою очередь в семье создавали все возможные условия для развития игровой мотивации и деятельности их детей.
Чем поддерживается свойственное детям стремление к игре, возникающее в определенном возрасте как насущная потребность детства? Только ли социальная мотивация, то есть желание приблизиться к недоступному миру взрослых, делает игру той самой ведущей деятельностью дошкольного возраста, которая создает наилучшие условия для психического и личностного развития ребенка? По-видимому, для этого игра должна отвечать не столько исторически переменчивым социальным мотивам, сколько конкретной задаче психического развития ребенка на данном возрастном этапе, сензитивности этого периода жизни к развитию той или иной психической функции. Это, в свою очередь, определяется как общим уровнем психического развития ребенка, так и востребованностью данной психологической способности в конкретных культурных условиях.
Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам окружающего мира и отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует.
То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя цивилизация.
Другим фактором, препятствующим полноценному развитию воображения, является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Современные родители легко поддаются рекламной информации о возможностях и преимуществах раннего развития ребенка посредством зрительных образов и впечатлений. Маленькие дети много времени проводят перед телевизором: мультфильмы, «полезные образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать, играть в игрушки. Дошкольники быстро осваивают и несложные манипуляции с компьютером: научаются включать его, находить «свои» игрушки, запускать их, управлять с помощью нескольких клавиш действиями компьютерных персонажей. Вся эта видеоинформация воспринимается детьми легче и быстрее, чем вербальная. Она не требует работы воображения, более того, эти готовые образы, яркие и разнообразные, превышают все возможности собственного продуктивного воображения ребенка.
Для того, чтобы все-таки развивать воображение дошкольника, необходимо родителям ограничивать время пребывания ребенка за компьютером и у телевизора, освобождая тем самым время для игры с мозаикой, всевозможными конструкторами, для складывания картин из деталей, просто для рисования и т.д. Но чтобы родители захотели оторвать своего ребенка от компьютера, необходимо донести до них информацию о слабых сторонах в развитии современного дошкольника – повысить их психолого-педагогическую компетентность.
Педагогическая готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счета также относится к области приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста. Сегодня практически все поступающие в школу дети умеют писать печатными буквами, а некоторые даже и курсивными. Что дает этот навык будущим школьникам? Облегчает ли он им освоение письма, способствует ли более быстрой выработке почерка? Имеют ли современные дети какие-либо преимущества перед своими дедушками и бабушками, поступавшими в школу в 40-50 гг. ХХ века совершенно неграмотными? Как ни удивительно, но у большинства сегодняшних первоклассников обнаруживается слабая готовность руки к письму. Графический навык состоит в выработке общей программы движения, которая может быть выполнена не только с помощью правой (или левой) руки, но и с использованием целого ряда других мышц нашего тела, а также установления зрительно-моторной координации движений пишущей руки. Таким образом, необходимо способствовать формированию правильного графического навыка. Это возможно в тесном сотрудничестве с родителями, когда и воспитатели в детском саду, и родители дома мотивируют детей, играя, работать карандашом: чертить линии, закрашивать какие-то предметы, разгадывать загадки в рисунках, воссоздавать потерянную часть узора и т.д.
Социальное взаимодействие. Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми. Компьютерная программа настолько самодостаточна, что позволяет ребенку выполнять задания без помощи взрослых, ориентируясь лишь на подкрепление правильных шагов или невозможность продвигаться дальше в случае неверных решений. Конечно, раскладывание последовательности картинок и рассказ по ним – не слишком интересное задание для малышей, однако гораздо более полезное, чем молчаливое раскладывание тех же картинок на экране компьютера, подкрепляемое не устным откликом или похвалой взрослого, а бесхитростной анимацией.
Перед ребенком не стоит задача вычленить проблему или трудность, с которой он сталкивается при выполнении данного задания, сформулировать свой вопрос к взрослому, услышать и понять объяснения. Методом проб и ошибок он ведет молчаливый диалог с «умной» машиной, делая верные или неверные выводы относительно принимаемых решений.
Между тем важнейшим условием благополучного психического развития ребенка является его совместная со взрослым деятельность. Именно взрослый знакомит ребенка с предметным содержанием окружающих его вещей и явлений, именно взрослый открывает ребенку способы взаимодействия с окружающим миром, именно ко взрослому обращено развитие познавательной потребности ребенка.
На современном этапе снизился и уровень нравственного развития дошкольников. Многозначность и многовариантность современной жизни привели к размыванию нравственных ориентиров: дети не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Свыше 30% опрошенных педагогов считают, что старшие дошкольники хорошо знают разницу между плохим и хорошим, но не всегда считают нужным вести себя в соответствии с этим знанием;
28% воспитателей отмечают повышенную агрессивность современных детей, объясняя ее избыточным просмотром ими боевиков и приключенческих фильмов, увлечением агрессивными компьютерными играми. С ними согласны почти 23% родителей: «Мы были добрее, терпимее и спокойнее», «Современные дети раскрепощены, они более агрессивны, не всегда им присуще сострадание. Сейчас дети живут в другом мире, чем тот, в котором росли мы. В этом мире другие законы, он по-другому устроен. Он дает им многое из того, чего не было у нас, но этот мир и многое отнимает». Эти высказывания родителей старших дошкольников достаточно четко отражают целевые установки современных родителей на нравственное развитие своих детей.
Поэтому, опять же, педагогам необходимо повышать компетентность родителей в воспитании нравственности их детей.
Таким образом, очевидно, что все фиксируемые сегодня изменения в психологическом облике дошкольника (особенности его общения, игровой деятельности, личностного развития, готовности к школе) свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.
А причины этих изменений видят в неправильной организации жизни дошкольника, неадекватной возрастным потребностям самого ребенка.
Поэтому нам, педагогам, просто необходимо работать в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) с учетом возрастных особенностей современных дошкольников!