Познавательно-исследовательская деятельность как условие качества образовательной работы ДОУ
Познавательно-исследовательская деятельность как условие качества образовательной работы ДОУ
Автор: Игнатенко Марина Александровна
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму»
(китайская народная мудрость).
В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. В детском саду для получения новых и объективных знаний дошкольниками я использую одну из технологий - научно-исследовательскую деятельность, которая интересна детям и способствует результативному познанию мира, а так же соответствует требованиям ФГОС ДО.
Дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Поэтому научно-исследовательская деятельность заняла особое место в моей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых (педагога и родителей).
Задачи, которые я поставила перед собой, занимаясь с детьми исследовательской деятельностью, следующие:
· Научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир? и т.д.);
· Научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
· Научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей.
Для решения поставленных задач я планировала объем заданий и распределяла их, исходя из потребностей детей. В связи с этим, были использованы в непосредственно-образовательной деятельности различные виды научно-исследовательской деятельности:
- Исследовательско – творческие;
- Ролево - игровые с элементами творческих;
- Информационно – практико - ориентированные;
- Творческие и другие.
Формы работы с детьми старшего возраста:
· Поиски решения проблемных ситуаций и вопросов;
· Коллекционирование ;
· Опыты, эксперименты в уголке «мини-лаборатория»;
· Элементарная трудовая деятельность в групповой комнате и на участке дошкольного учреждения;
· Игры - эксперименты и дидактические игры;
· Экскурсии;
· Прогулки – походы;
· Художественно - продуктивная деятельность.
Хочу представить Вашему вниманию один из проводимых исследовательско-творческих проектов на тему "Вода вокруг нас" в средней группе.
Проект был направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнали о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).
Дошкольники узнали, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).
Дети получили представление о некоторых видах водоёмов; узнали, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Цель проекта:
Обобщить и расширить знания и представления детей о не живой природе – о воде.
Задачи:
1. Расширить знания детей о воде и её свойствах.
2. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая.
3. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
4. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горя, горячей, теплой, грязной.
5. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.
6. Развивать любознательность и познавательную активность детей.
7. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
8. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Этапы проведения проекта.
1. Организационно-подготовительный:
- Постановка цели и задачи.
- Подбор методической и дидактической литературы.
- Составление перспективного плана.
- Подбор комплексов физминуток.
- Составление буклетов для родителей.
2. Познавательно-практический:
- Диагностика.
- Занятия-эксперименты.
- Занятия-путешествия.
- Дидактические игры.
- Загадывание загадок.
- Наблюдения на прогулах.
План мероприятий по реализации проекта.
Октябрь.
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
• учить способам обследования материала;
• развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
• воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
• развивать активный словарь;
• воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
№ |
Направления работы, образовательные области |
Мероприятия |
1 |
Познание |
- экспериментальная деятельность «Вода не имеет формы» НОД «Что мы знаем о воде?» |
2 |
Коммуникация |
- подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки); - заучивание потешки «Водичка, водичка»; - рассматривание иллюстраций о воде. |
3 |
Социализация |
- игра малой подвижности «Подскажи словечко» |
4 |
Здоровье |
- беседа медсестры о значении воды в жизни человека. |
5 |
Предметно – развивающая среда |
- пополнение уголка детского экспериментирования. |
6 |
Взаимодействие с родителями |
- помощь в пополнении уголка детского экспериментирования; - папка-передвижка «Игры с водой. Это интересно!»; |
Ноябрь
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды. Формировать у детей навык практического экспериментирования с предметами из разных материалов.
Задачи:
• Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
• Учить детей действовать с природным материалом.
• Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
• Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
№ |
Направления работы, образовательные области |
Мероприятия |
1 |
Познание |
- экспериментальная деятельность «Вода нужна всем» «Тонет, не тонет». НОД «Тучи по небу бежали» занятие по аппликации |
2 |
Коммуникация |
- заучивание потешки «Умывалочка» - чтение стихотворения «Ах, ты девочка чумазая» |
3 |
Социализация |
- игра на развитие моторики рук «Дождик, дождик, веселей». |
4 |
Здоровье |
- дидактическое упражнение «Моем наши ручки». |
5 |
Предметно – развивающая среда |
- изготовление картотеки игр и опытов с водой |
6 |
Взаимодействие с родителями |
- Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку; |
Декабрь
Цель: Формировать представление детей о свойстве воды – возможности её окрашивания.
Задачи:
• Развивать фантазию, творческие способности.
• Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
• Приучать называть основные цвета.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
№ |
Направления работы, образовательные области |
Мероприятия |
1 |
Познание |
- экспериментальная деятельность «Разноцветная водичка». НОД по ИЗО «Волны на море» |
2 |
Коммуникация |
- чтение художественной литературы «Как люди речку обидели» - чтение стихотворения «Как умывается ёжик» Григоре Виеру |
3 |
Социализация |
- Игра «Капельки» |
4 |
Здоровье |
-заучивание стихотворения «Утром» Газиев М. - досуг «Для чего нужна вода» |
5 |
Предметно – развивающая среда |
- изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы». |
6 |
Взаимодействие с родителями |
- Фотовыставка « Для чего нужна вода?» |
Январь - 2 неделяю
Цель: Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.
Задачи:
• Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
• Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
• Воспитывать заботливое отношение к животным.
• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
• Воспитывать положительное отношение к персонажу - Снеговику.
№ |
Направления работы, образовательные области |
Мероприятия |
1 |
Познание |
- экспериментальная деятельность «Удивительные свойства воды», «Растения пьют воду», НОД «Живая и неживая природа» |
2 |
Коммуникация |
- разучивание: речевое упражнение с движением «Снеговик»; - чтение сказки В.Степанова «Снегурочка» |
3 |
Социализация |
- игра- эксперимент «Круги на воде»; - игра-эксперимент «Вода из снега». |
4 |
Здоровье |
- игры, которые лечат: «Бульканье»; - беседа «Почему нельзя есть снег зимой». |
5 |
Предметно – развивающая среда |
- подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки) про снег. |
6 |
Взаимодействие с родителями |
- совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку». |
Январь - 3 неделя.
Цель: Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
Задачи:
• Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
• Развивать общую моторику рук, координацию движений.
• Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
• Формировать умение называть основные цвета.
• Воспитывать положительное отношение к персонажу.
№ |
Направления работы, образовательные области |
Мероприятия |
1 |
Познание |
- экспериментальная деятельность «Разноцветные льдинки» НОД : Конструирование из бумаги. Изготовление снежинки из полосок.
|
2 |
Коммуникация |
- разучивание стихотворения Г.Лагздынь «Умываемся». |
3 |
Социализация |
- дидактическая игра «Какая разная вода». |
4 |
Здоровье |
-закаливающие процедуры: обтирание рук до локтей. |
5 |
Предметно – развивающая среда |
- пополнение уголка детского экспериментирования (лейки, формочки для льда, ведёрки разного объёма) |
Январь - 4 неделя
Цель: Дать понятие о свойствах и качествах льда.
Задачи:
• Формировать представление о свойствах и качествах льда.
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
• Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе)
• Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
№ |
Направления работы, образовательная область |
Мероприятия |
1 |
Познание |
- экспериментальная деятельность «Лёд хрупкий или нет» НОД: «Рыбка золотая» (пластилинография) |
2 |
Коммуникация |
- разучивание стихотворения «Сосулька» М. Дружининой |
3 |
Социализация |
-Сюжетно-ролевая игра Пароход» |
4 |
Здоровье |
- закаливание: умывание прохладной водой, обтирание рук до локтя льдинками; - беседа «Почему нельзя сосать зимой сосульки». |
5 |
Предметно – развивающая среда |
- пополнение уголка детского экспериментирования (стаканчики разного объёма, градусник для измерения температуры воды) |
6 |
Взаимодействие с родителями |
- помощь в пополнении уголка детского экспериментирования; |
Февраль
Цель: Познакомить детей с водой разной температуры (тёплая, холодная).
Задачи:
• Приучать детей договаривать слова знакомой сказки В. Корнилова «Холодный горячий».
• Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
• Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
• Упражнять в назывании предметов одежды, белья, подводить к обобщающим понятиям.
• Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
• Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
№ |
Направления работы, образовательная область |
Мероприятия |
1 |
Познание |
- экспериментальная деятельность: «Животворное свойство воды» Конспект познавательной интегрированной НОД «Путешествие на летний водоем» |
2 |
Коммуникация |
- чтение стихотворения «Постираем кукле платье» Р. Куликова - беседа машиниста по стирке белья Молочковой Е.В. «Для чего нужно стирать бельё»-экскурсия на прачку |
3 |
Социализация |
- игровая ситуация «Кукла испачкалась», - совместная деятельность игровое упражнение «Постираем кукле платье» |
4 |
Здоровье |
- закаливание:- проведение игр, которые лечат на тренировку носового дыхания «Шарик лопнул», «Король ветров», «Кто самый громкий», «Запасливые хомячки», «Чей шарик дальше». |
5 |
Предметно – развивающая среда |
- пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает»; - оборудование уголка для глажения и стирки кукольного белья. |
6 |
Взаимодействие с родителями |
- помощь в приобретении аквариума |
Март
Цель: Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».
Задачи:
• Воспитывать положительное отношение к персонажу кукле грязнуле, желание помочь ей.
• Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
• Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
• Закреплять культурно- гигиенические навыки.
№ |
Направления работы, образовательная область |
Мероприятия |
1 |
Познание |
- НОД по развитию речи «Рассматривание рыбок в аквариуме» |
2 |
Коммуникация |
- Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», |
3 |
Социализация |
- подвижная игра «Море волнуется» |
4 |
Здоровье |
- занятие «Если хочется пить» - о значении воды. |
5 |
Предметно – развивающая среда |
пополнение уголка детского экспериментирования (стаканчики, воронки, формочки для льда) |
6 |
Взаимодействие с родителями |
- презентация проекта на едином проектном дне в ДОУ - изготовление макета аквариума |
Заключительный этап:
- Показ итогового занятия «Что за чудесница, водица-волшебница»;
- Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе;
- Приобретение совместно с родителями аквариума для группы.
По завершению проекта дети показали высокий уровень знаний о воде и ее свойствах.
Вывод:
Мой опыт работы показывает, что научно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. А чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Список литературы:
1. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг» М: «Просвещение»-1993 г.
2. Дыбина О.В., Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ М: ТЦ «Сфера»-2002г.
3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»/ М: ТЦ «Сфера»-2003г.
4. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений»/ М: ТЦ «Сфера»-2004г.
5. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»/ М: «АРКТИ»-2003г.
6. Рыжова Н.А. «Волшебница-вода»/ М: ЛИНКА-ПРЕСС-1997г.
7. Тугушева Г.П.,Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»/ ТЦ «Сфера»-2007г.
8. Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2007г.