Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Познавательно-исследовательская деятельность как условие качества образовательной работы ДОУ

Дата публикации: 2019-11-11 16:15:36
Статью разместил(а):
Игнатенко Марина Александровна

Познавательно-исследовательская деятельность как условие качества образовательной работы ДОУ

Автор: Игнатенко Марина Александровна

 

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать и я пойму»

(китайская народная мудрость).

 

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. В детском саду для получения новых и объективных знаний дошкольниками я использую одну из технологий - научно-исследовательскую деятельность, которая интересна детям и способствует результативному познанию мира, а так же соответствует требованиям ФГОС ДО.

Дошкольники  – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Поэтому научно-исследовательская деятельность заняла особое место в моей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых (педагога и родителей).

Задачи, которые я поставила перед собой, занимаясь с детьми исследовательской деятельностью, следующие:

·        Научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир? и т.д.);

·        Научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;

·        Научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей.

Для решения поставленных задач я планировала объем заданий и распределяла их, исходя из потребностей детей. В связи с этим, были использованы в непосредственно-образовательной деятельности различные виды научно-исследовательской деятельности:

  • Исследовательско – творческие;
  • Ролево - игровые с элементами творческих;
  • Информационно – практико - ориентированные;
  • Творческие и другие.

Формы работы с детьми старшего возраста: 

·         Поиски решения проблемных ситуаций и вопросов;

·         Коллекционирование ;

·         Опыты, эксперименты в уголке «мини-лаборатория»;

·         Элементарная трудовая деятельность в групповой комнате и на участке дошкольного учреждения;

·         Игры - эксперименты и дидактические игры;

·         Экскурсии;

·         Прогулки – походы;

·         Художественно - продуктивная деятельность.

 

Хочу представить Вашему вниманию один из проводимых исследовательско-творческих проектов на тему "Вода вокруг нас" в средней группе.

Проект был направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнали о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).

Дошкольники узнали, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).

Дети получили представление о некоторых видах водоёмов; узнали, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

Цель проекта:

Обобщить и расширить знания и представления детей о не живой природе – о воде.

Задачи:

1. Расширить знания детей о воде и её свойствах.

2. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая.

3. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

4. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горя, горячей, теплой, грязной.

5. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.

6. Развивать любознательность и познавательную активность детей.

7. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

8. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

 

Этапы проведения проекта.

1. Организационно-подготовительный:

- Постановка цели и задачи.

- Подбор методической и дидактической литературы.

- Составление перспективного плана.

- Подбор комплексов физминуток.

- Составление буклетов для родителей.

2. Познавательно-практический:

- Диагностика.

- Занятия-эксперименты.

- Занятия-путешествия.

- Дидактические игры.

- Загадывание загадок.

- Наблюдения на прогулах.

План мероприятий по реализации проекта.

Октябрь.

Цель: Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

• учить способам обследования материала;

• развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;

• воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности;

• развивать активный словарь;

• воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке. 

№ 

Направления работы, образовательные области 

Мероприятия 

Познание 

- экспериментальная деятельность 

«Вода не имеет формы» 

НОД «Что мы знаем о воде?»

Коммуникация 

- подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки); 

- заучивание потешки «Водичка, водичка»; 

- рассматривание иллюстраций о воде. 

Социализация 

- игра малой подвижности  «Подскажи словечко» 

Здоровье 

- беседа медсестры  о значении воды в жизни человека. 

Предметно – развивающая среда 

- пополнение уголка детского экспериментирования. 

Взаимодействие с родителями 

- помощь в пополнении уголка детского экспериментирования; 

- папка-передвижка  «Игры  с водой. Это интересно!»; 

 

Ноябрь

Цель: Закрепить  знания детей о свойствах воды. Формировать  у детей навык практического экспериментирования с  предметами из разных материалов.

Задачи:

• Формировать умение узнавать и называть основные цвета.

• Развивать общую и мелкую моторику.

• Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

• Учить детей действовать с природным материалом.

• Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук,        координацию движений.

• Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

№ 

Направления работы, образовательные области 

Мероприятия 

Познание 

- экспериментальная деятельность «Вода нужна всем» 

 «Тонет, не тонет».

НОД «Тучи по небу бежали» занятие по аппликации 

Коммуникация 

- заучивание  потешки  «Умывалочка» 

- чтение стихотворения «Ах, ты девочка чумазая» 

Социализация 

- игра на развитие моторики рук «Дождик, дождик, веселей». 

Здоровье 

- дидактическое  упражнение «Моем наши ручки». 

Предметно – развивающая среда 

- изготовление картотеки игр и опытов с водой  

6

Взаимодействие

с родителями

- Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку; 

 

Декабрь

Цель: Формировать представление детей о свойстве воды – возможности её окрашивания.

Задачи:

• Развивать фантазию, творческие способности.

• Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

• Приучать  называть основные цвета.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

№ 

Направления работы, образовательные области 

Мероприятия 

Познание 

- экспериментальная деятельность 

«Разноцветная водичка». НОД по ИЗО «Волны на море» 

Коммуникация 

- чтение художественной литературы

«Как люди речку обидели»

- чтение стихотворения «Как умывается ёжик» Григоре Виеру 

Социализация 

- Игра «Капельки» 

Здоровье 

-заучивание стихотворения «Утром» Газиев М. 

- досуг «Для чего нужна вода» 

Предметно – развивающая среда 

- изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы». 

Взаимодействие  с родителями 

- Фотовыставка  « Для чего нужна вода?» 

 

Январь - 2 неделяю

Цель: Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.

Задачи:

• Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).

• Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

• Воспитывать заботливое отношение к животным.

• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными  материалами.

• Воспитывать положительное отношение к персонажу - Снеговику.

№ 

Направления работы, образовательные области 

Мероприятия 

Познание 

- экспериментальная деятельность «Удивительные свойства воды», «Растения пьют воду», НОД «Живая и неживая природа» 

Коммуникация 

- разучивание: речевое упражнение с движением  «Снеговик»; 

- чтение сказки В.Степанова «Снегурочка» 

Социализация 

- игра- эксперимент «Круги на воде»; 

- игра-эксперимент «Вода из снега». 

Здоровье 

- игры, которые лечат: «Бульканье»; 

- беседа  «Почему нельзя есть снег зимой». 

Предметно – развивающая среда 

- подборка художественной литературы  (сказки, песни, загадки, прибаутки) про снег. 

Взаимодействие  с родителями 

- совместная опытно – экспериментальная деятельность 

 «Найди бусинку». 

 

Январь - 3 неделя.

Цель: Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.

Задачи:

• Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.

• Развивать общую моторику рук, координацию движений.

• Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

• Формировать умение называть основные цвета.

• Воспитывать положительное отношение к персонажу.

№ 

Направления работы, образовательные области 

Мероприятия 

Познание 

- экспериментальная деятельность 

«Разноцветные льдинки» НОД : Конструирование из бумаги. Изготовление снежинки из полосок. 

  

Коммуникация 

- разучивание  стихотворения  Г.Лагздынь «Умываемся». 

Социализация 

- дидактическая игра 

 «Какая разная вода». 

Здоровье 

-закаливающие процедуры: обтирание рук до локтей. 

Предметно – развивающая среда 

- пополнение уголка детского экспериментирования (лейки, формочки для льда, ведёрки разного объёма) 

 

Январь - 4 неделя

Цель: Дать понятие о свойствах и качествах льда.

Задачи:

• Формировать представление о свойствах и качествах льда.

• Развивать  общую и мелкую моторику.

• Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

• Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе)

• Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

№ 

Направления работы, образовательная область 

Мероприятия 

Познание 

- экспериментальная деятельность    «Лёд хрупкий или нет» НОД: «Рыбка золотая» (пластилинография) 

Коммуникация 

- разучивание  стихотворения   «Сосулька» М. Дружининой 

Социализация 

-Сюжетно-ролевая игра Пароход» 

Здоровье 

- закаливание: умывание прохладной водой, обтирание рук до локтя льдинками; 

- беседа  «Почему нельзя сосать зимой сосульки». 

Предметно – развивающая среда 

- пополнение уголка детского экспериментирования (стаканчики разного объёма, градусник для измерения температуры воды) 

Взаимодействие  с родителями 

- помощь в пополнении уголка детского экспериментирования; 

 

Февраль

Цель: Познакомить детей с водой разной температуры (тёплая, холодная).

Задачи:

• Приучать детей договаривать слова знакомой сказки В. Корнилова «Холодный горячий». 

• Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

• Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

• Упражнять  в назывании предметов одежды, белья, подводить к обобщающим понятиям.

• Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).

• Воспитывать  интерес к трудовым действиям взрослых.

№ 

Направления работы, образовательная область 

Мероприятия 

Познание 

- экспериментальная деятельность: 

«Животворное свойство воды» Конспект познавательной интегрированной НОД «Путешествие на летний водоем» 

Коммуникация 

- чтение стихотворения  «Постираем кукле платье» Р. Куликова 

- беседа машиниста по стирке белья Молочковой Е.В.  «Для чего нужно стирать бельё»-экскурсия на прачку 

Социализация 

- игровая ситуация «Кукла испачкалась», 

- совместная деятельность игровое упражнение «Постираем кукле платье» 

Здоровье 

- закаливание:- проведение игр, которые лечат на тренировку носового дыхания «Шарик лопнул», «Король ветров», «Кто самый громкий», «Запасливые хомячки», «Чей шарик дальше». 

Предметно – развивающая среда 

- пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает»; 

- оборудование уголка для глажения и стирки  кукольного  белья. 

Взаимодействие  с родителями 

- помощь в приобретении аквариума 

 

Март

Цель: Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

Задачи:

• Воспитывать положительное отношение к персонажу кукле грязнуле, желание помочь ей.

• Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.

• Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.

• Закреплять  культурно- гигиенические навыки.

№ 

Направления работы, образовательная область 

Мероприятия 

Познание 

- НОД по развитию речи «Рассматривание рыбок в аквариуме» 

Коммуникация 

- Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», 

Социализация 

- подвижная игра «Море волнуется» 

Здоровье 

- занятие «Если хочется пить»  - о значении воды. 

Предметно – развивающая среда 

пополнение уголка детского экспериментирования (стаканчики, воронки, формочки для льда) 

Взаимодействие  с родителями 

- презентация проекта на едином проектном дне в ДОУ 

- изготовление макета аквариума 

 

 Заключительный этап:

- Показ итогового занятия «Что за чудесница, водица-волшебница»;

- Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе;

- Приобретение совместно с родителями аквариума для группы.

По  завершению проекта дети показали высокий уровень знаний о воде и ее свойствах.

Вывод:

Мой опыт работы показывает, что научно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. А чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 

Список литературы: 

1. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг» М: «Просвещение»-1993 г.

2. Дыбина О.В., Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ М: ТЦ «Сфера»-2002г.

3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»/ М: ТЦ «Сфера»-2003г.

4. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений»/ М: ТЦ «Сфера»-2004г.

5. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»/ М: «АРКТИ»-2003г.

6. Рыжова Н.А. «Волшебница-вода»/ М: ЛИНКА-ПРЕСС-1997г.

7. Тугушева Г.П.,Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»/ ТЦ «Сфера»-2007г.

8. Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2007г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь