Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с ОНР

Дата публикации: 2019-11-19 19:24:02
Статью разместил(а):
Шелухина Екатерина Владимировна

Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с ОНР

Автор: Шелухина Екатерина Владимировна

 

Пояснительная записка

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичивой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и другими.

Планирование данной рабочей программы составлено на основе

«Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. А также учитываются научно – методические рекомендации: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, с учётом профиля логопедической группы и возраста детей.

 

Нормативные документы:

  1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. (Утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011г. № 2562;
  2. Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях - логопедах и педагогах - психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя - логопеда) с. 137 – 140.
  3. Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012г. N2 273-ФЗ
  4. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
  5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.
  6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ № 666 от 12.09.2008г.
  7. Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого – медико - педагогическом консилиуме»

Программа предназначена для детей с третьим уровнем речевого развития от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Срок реализации данной программы 2 года.

Коррекционно - педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально - типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно - развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем­ственность действий всех специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на преодоление нарушений в речевом и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей являются:

  • Развитие понимания речи и лексико - грамматических средств языка;
  • Формирование произносительной стороны речи (развитие артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематических процессов);
  • Развитие навыков связной речи;
  • Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Для реализации поставленных задач проводятся занятия следующих видов: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.

Фронтальные занятия в старшей группе (первый год обучения) проводятся 4 раза в неделю:

- 2 занятия в неделю по развитию лексико - грамматических средств языка и связной речи;

- 2 занятия по формированию произносительной стороны речи.

В подготовительной группе (второй год обучения) – 5 занятий в неделю: - 2 занятия по развитию лексико - грамматических средств языка и связной речи;

- 2 занятия по формированию произносительной стороны речи;

- 1 занятие по овладению элементарными навыками письма и чтения. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся ежедневно.

Продолжительность подгрупповых занятий: в старшей группе составляет   25 минут,  в подготовительной группе — 30 минут, перерыв между занятиями — 10 минут.    Фронтальные занятия с детьми проводятся в дневное время.  Индивидуальные и подгрупповые занятия по звукопроизношению проводятся в дневное время (до сна), и во второй половине дня.

Первые две недели сентября проводится мониторинг состояния речи детей на начало учебного года. Последняя неделя апреля проводится мониторинг состояния речи за прошедший учебный год.

 

Учебный план работы учителя - логопеда на год:

Виды занятий

Количество занятий в старшей группе

Количество занятий в подготовительной группе

Развитие лексико - грамматических средств языка и связной речи

70 ч.

81 ч.

Формирование произносительной стороны речи

70 ч.

46 ч.

Овладение элементарными навыками письма и чтения

 

48 ч.

Всего:

140 ч.

175 ч.

 

Характеристика детей с ОНР, 3 уровня развития речи.

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложения может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных или второстепенных членов. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из 3-5 слогов, но слоговая структура таких слов нарушена. В самостоятельной речи дети часто сокращают количество слогов («снеговик» - «навик»), переставляют их («птица» - «типца»). Нарушается звуконаполняемость слов: дети переставляют звуки, заменяют их или опускают, особенно при стечении согласных в слове.

У детей с ОНР, 3 уровня речевого развития возникают затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде и косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Важной особенностью речи является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов, некоторых прилагательных. Много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов.

Типичным проявлением ОНР данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь бедной и стереотипной. Для таких детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» - «пальты», «мебель» - «разные столы»). Незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения, значительно обедняет активный словарь детей.

Наряду с лексическими ошибками у детей с ОНР, 3 уровня речевого развития отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи является нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушения временных и причинно - следственных связей в тексте. Одновременно с этими отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяя сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

У детей с ОНР, 3 уровня из-за недостаточных моторных возможностей артикуляционного аппарата или недостаточно сформированных фонематических процессов, как правило, нарушено звукопроизношение следующих звуков:

  • свистящих:  с, с’, з, з’;
  • шипящих: ш, ж, щ;
  • соноров: л, л’, р, р’;
  • аффрикатов: ц, ч;
  • заднеязычных: г, г’, к, к’, х, х’.

Эти звуки в речи опускаются, заменяются на другие более легкие для произношения или произносятся искаженно.

Недостаточность развития фонематического восприятия проявляется в том, что дети не выделяют как гласный, так и согласный из любых позиций в слове, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, задание на самостоятельное придумывание слов с определенным звуком не выполняют.

 

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР, 3 уровня в старшей группе (первый год обучения).

Развитие лексико-грамматических средств языка:

  1. Учить детей вслушиваться в обращенную речь;
  2. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;
  3. Учить детей образовывать множественное число существительных (дерево – деревья) прилагательных (веселый – веселые), глаголов (едет – едут); изменять существительные, прилагательные по падежам в предложных и беспредложных конструкциях (подошел к цветку); согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (я любуюсь красными яблоками); употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами (нос – носик); согласовывать местоимения мой, моя, моё с существительными мужского, женского и среднего родов (мой карандаш, моя шапка, мое пальто);  употреблять  в речи простые предлоги: на, в, у, под, из, к, за, по, над, с; активизировать слова -антонимы (узкий – широкий); практическое употребление глаголов с разными оттенками действия /приставочных глаголов/ (приехал, уехал, подъехал, переехал); практическое употребление относительных прилагательных (солома – соломенный, томат – томатный); образовывать притяжательные прилагательные (лисий хвост).
  4. Учить употреблять в речи и составлять простое распространенное предложение; простое распространенное предложение с однородными членами; сложносочиненное предложение с союзами «а», «и» и сложноподчиненные предложения с союзами «потому что», «когда», «чтобы».

Развитие связной речи:

Учить навыкам ведения диалога в форме:

вопрос – ответ,

просьба,

беседа,

 элементы драматизации.

Учить детей составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы – описания, пересказ.

Формирование произносительной стороны речи:

  1. Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’], [д], [д’].
  2. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [р,] и закреплять их правильное произношение на уровне слогов, слов , предложений и текстов.
  3. Учить дифференцировать звуки по глухости - звонкости: [с] – [з], [б] – [п], по твердости - мягкости: [л] – [л,], [т] – [т,], по месту образования [c] – [ш], [з] – [ж].
  4. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко - слогового состава.
  • Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения:
  1. Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
  2. Учить выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  3. Учить навыкам звукового анализа и синтеза:

- ГГ (АУ, УА, ИА);

- ГС (АП, УТ);

- СГ (МА, СУ);

- СГС (СУП, МАК).

  • Анализ предложения без предлога. Определение последовательности и количества слов в предложении (Катя ест суп).

В итоге коррекционно-развивающей работы на первом году дети с ОНР, 3 уровня должны научиться:

  • понимать обращенную речь, в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи, в соответствии с поставленными и автоматизированными звуками;
  • правильно передавать слоговую структуру одно - двухсложных слов со стечением 2 согласных на уровне слов и предложений (лифт, стакан, стакан стоит на столе);
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; владеть элементарными навыками пересказа короткого текста;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно - ласкательных и увеличительных форм существительных;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с изученными на первом году обучения нормами языка;
  • владеть звуковым анализом и синтезом слов типа: суп, мак.

 

Коррекционно-развивающая  работа с детьми с ОНР, 3 уровня в подготовительной  группе (второй год обучения).

  • Развитие лексико-грамматических средств языка:
  1. Расширять лексический запас редко употребляемыми словами: дикобраз, изгородь, панцирь, занавес.
  2. Активизировать употребление в речи сложных существительных и прилагательных: хлебороб, пчеловод, белоснежный, длинноволосая.
  3. Учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением (собачья преданность, работать спустя рукава, золотое сердце).
  4. Употреблять в речи существительные и прилагательные синонимы (бегемот – гиппопотам, храбрый - смелый).
  5. Учить понимать и употреблять в речи многозначные существительные (лук, коса, молния).
  6. Продолжать развивать функцию словообразования: подбирать родственные слова (лес, лесник, лесничий); образовывать прилагательные в сравнительной степени (красный - краснее, твердый - тверже) и существительные от глаголов (учить – учитель – ученик).
  7. Употреблять в речи глаголы сложного будущего времени (буду рисовать), глаголы с изменяющейся основой (иду - пошел).
  8. Употреблять в речи как простые, так и сложные предлоги (из - за, из - под, между, через, вокруг), отрицательные местоимения (никого, ничего, никакой, ничей), порядковые числительные (первый, второй и т. д.), наречия в превосходной степени (легче всего, веселее всех).
  9. Уметь согласовывать существительные с прилагательными и существительными в роде, числе, падеже (пять белых медведей).
  10.  Составлять сложные предложения со значением противопоставления (а, но), разделения (или). Чайка питается рыбой, а скворец насекомыми. Мы пойдем гулять на детскую площадку или в парк.
  • Развитие связной речи:
  1. Учить пересказывать большие сказки и рассказы без пропусков и искажений, сохраняя последовательность событий и используя диалог для выразительной передачи интонации разных героев.
  2. Учить описывать предмет или картинку по самостоятельно составленному плану.
  3. Учить составлять описания предметов или картинок путем использования приема сравнения.
  4. Учить составлять рассказы по картине, по серии картин с описанием событий предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
  • Формирование произносительной стороны речи:
  1. Продолжать корригировать произношение нарушенных звуков.
  2. Продолжать формировать умение дифференцировать на слух и в речи, сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно - графическую символику. Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные - согласные, звонкие -  глухие, твердые -  мягкие).
  3. Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.
  4. Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости (4 - 5 сложные слова разного слогового состава со стечением 2 - 3 согласных звуков в словах, предложениях, текстах: трамплин, страница, оркестр играет громко).
  • Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения:
  1. Совершенствовать навык различения понятий: звук, слог, слово, предложение.
  2. Учить детей слоговому анализу и синтезу 1, 2, 3 сложных слов (определять количество и последовательность в слове, составлять из 2 – 3 разрозненных слогов слово).
  3. Формировать операции звукослогового анализа и синтеза 2 - 3 сложных слов со стечением согласных на основе наглядно -графических схем (кошка, калитка).
  4. Подбирать к предложенной звукослоговой схеме соответствующие ей слова, подбирать к предложенным словам – картинкам соответствующие звукослоговые схемы.
  5. Учить составлять предложение из 4 - 5 слов с предлогом, делать анализ этих предложений (определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлог и его место в предложении с опорой на графическую схему).
  6. Познакомить с буквами: А, О, У, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П. Количество изучаемых букв и последовательность их изучения определяется логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Учить анализировать их оптико - пространственные и графические признаки.
  7. Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги, слова и короткие предложения, преобразовывать слоги, слова с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (му - ку, мушка - пушка, кол - укол, мушка - мука).
  8. Учить читать способом плавного послогового чтения:
  • Обратные и прямые слоги;
  • Односложные слова (суп), двусложные с открытым слогом (Миша), двусложные со стечением согласных (сумка).
  • Короткие предложения без предлогов и с простыми предлогами (у мамы сумка).
  1. Формировать навыки написания (печатания) в тетради: букв, слогов, слов, коротких предложений.

В итоге коррекционно-развивающей работы к концу второго года  дети с ОНР, 3 уровня должны уметь:

  • составлять рассказы, пересказы в том числе с элементами творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи все лексико - грамматические категории слов;
  • овладеть навыками словообразования разных частей речи переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • овладеть правильным звукослоговым оформлением речи;
  • владеть первоначальными навыками звукового и слогового анализа и синтеза;
  • овладеть графомоторными навыками;
  • овладеть элементарными навыками письма и чтения (печатание букв: А, О, У, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, слогов, слов и коротких предложений).

 

Взаимодействие специалистов и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР.

В коррекционной группе работают следующие специалисты: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели. Четкая координация работы специалистов и воспитателей является залогом высокой эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

Воспитатели групп детей с нарушениями речи несут ответственность не только за выполнение общеобразовательных задач, но и вместе со специалистами за коррекционно-развивающую работу и ее результативность.

Специфика работы воспитателей в коррекционной группе для детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Эти занятия проводятся воспитателями во второй половине дня и включают в себя:

  • артикуляционные упражнения для развития моторных возможностей артикуляционного аппарата;
  • дыхательные упражнения для формирования правильного речевого дыхания и увеличения силы воздушной струи;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук;
  • речевой материал для автоматизации и дифференциации поставленных логопедом звуков;
  • дидактические игры и игровые упражнения для закрепления материала лексико - грамматических занятий;
  • задания на развитие фонематических процессов: слухового внимания, слуховой памяти, звукослогового анализа и синтеза, анализа предложений;
  • дидактические игры и игровые упражнения на развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, усидчивости и работоспособности.

Материал этих заданий должен быть знаком детям, а методика их проведения объяснена воспитателям.  Итоги проведенной работы воспитатель коротко фиксирует в графе учета. Кроме того, закрепление материала данного специалистами должно осуществляться воспитателями в течение всего дня: во время режимных моментов, на прогулке, на занятиях по изобразительной деятельности, по математике и т.д.

В задачу воспитателей также входит повседневный контроль за речевой активностью детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. д. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

Музыкальный руководитель работающий в группах с ОНР совместно с учителем - логопедом и воспитателями планирует свою работу по следующим разделам:

  • развитие общей и тонкой моторики (подвижные игры, музыкально -ритмические движения и т.д.);
  • формирование правильного физиологического и речевого дыхания (распевки, упражнения на восстановления дыхания с использованием изученных звуков);
  • развитие слухового внимания (подвижные, малоподвижные и дидактические игры).

Учитель - логопед и воспитатели согласуют сценарии утренников, вечеров развлечений с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей.

Заключение:

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в логопедической группе ОУ на основе полного взаимодействия и преем­ственности всех специалистов детского учреждения и родителей до­школьников. Помимо задач развивающего обучения и всестороннего развития, основной задачей программы является овла­дение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

 

Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя - логопеда с детьми с ОНР, 3 уровня развития:

  1. Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Основы логопедии. Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. Москва «Просвещение», 1989.
  3. Логопедическая работа в специальном детском саду. Т.Б.Филичева, Н.АЧевелева. Москва «Просвещение», 1987.
  4. Логопедия. Основы теории и практики. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева - М.: Эксмо, 2011.
  5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Москва «Просвещение», 1990.
  6. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  7. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). Л.Н. Ефименкова. Москва «Просвещение», 1985.
  8. Нарушение произношения у детей. А.И.Богомолова. Москва. «Просвещение», 1979.
  9. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Г.А.Каше. М.: «Просвещение», 1985.
  10. Альбом для логопеда. О.Б.Иншакова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999. 
  12. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 - 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь