Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через игровую и продуктивную деятельность

Дата публикации: 2020-01-02 08:49:33
Статью разместил(а):
Гукова Марина Вагизовна

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС

Автор: Гукова Марина Вагизовна

МБДОУ "Д/с № 6 "Ромашка", г. Холмск, Сахалинская область

 

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Развитие мелкой моторики рук – это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитии ребенка. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем выше умственные способности ребенка.  Внимание, координация движений, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, наблюдательность, речь – все они напрямую связаны с мелкой моторикой рук. Развитие этих навыков в дальнейшем скажется на жизни ребенка в целом.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, развитию у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка. Поэтому важным является создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости и в дальнейшем успешного обучения в школе.

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

По данным исследований, проведённых Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  В настоящее время известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятиями лепки и аппликации, не успевают за ребятами. Поэтому, возможностей освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам.

Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в прежнее время не было обуви и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  А сейчас дети освобождены от сложного процесса шнурования ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, в дальнейшем появляются проблемы с письмом и в целом с обучением в школе, ведь моторика и речь тесно связаны.

Теоретическое обоснование опыта. В дошкольном возрасте основная работа по развитию мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами. 

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку-белобоку», показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

Мелкую моторику рук развивают:

- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,

- насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

- рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - кляксография, монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д. Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование песком. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.

Ученые доказали, что именно песок наиболее благотворно влияет на нервные окончания, а искусство рисования на песке развивает моторику человека. Рисование песком как ничто иное помогает развивать воображение и талант, а в целом песочное рисование лучше всего помогает снять стресс, усталость, расслабить мозг, глаза и тело. Рисование на песке имеет огромное значение для развития детей.

Следовательно, можно сказать, что использование в работе с детьми различных игр и упражнений создает уникальные условия для развития мелкой моторики, а также внимания, координации движений, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти, наблюдательности, речи.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС. Мы считаем, что процесс развития мелкой моторики ребёнка будет более эффективным при регулярной и разнообразной организации деятельности, построенной с учётом особенностей развития у дошкольников, и будет быстрее развиваться при соблюдении следующих условий, если:

- систематически и целенаправленно организовывать работу по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша;

- использовать методы и приемы, вызывающие у детей интерес к различным видам детской деятельности;

- осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию мелкой моторики.

 

Ход работы определяется следующей гипотезой: процесс развития мелкой моторики ребёнка будет более эффективным при регулярной и разнообразной организации деятельности, построенной с учётом особенностей развития у дошкольников, и будет быстрее развиваться при соблюдении следующих условий, если:

- систематически и целенаправленно организовывать работу по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

- использовать методы и приемы, вызывающие у детей интерес к различным видам детской деятельности.

- осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в работе по мелкой моторике.

Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста, картотеки пальчиковых игр, представление опыта на уровне ДОУ и района.

Основными задачами реализации педагогического опыта являются:

- Совершенствовать предметно-окружающую среду группы для развития мелкой моторики.

- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

- Внедрение в работу методов и приёмов для организации дидактических игр, и упражнений.

- Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.

- Формировать координацию движений.

- Способствовать развитию творческих способностей.

- Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.

- Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.

- Привлечение родителей к участию в мероприятиях по развитию мелкой моторики рук у своих малышей.

Новизна данной работы заключается в использовании различных дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с лексической темой.

В работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты.

Вся работа по данной проблеме выполнялась в несколько этапов:

1 этап - Диагностический (сентябрь, октябрь).

·         Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

·         Подбор, изготовление наглядного, дидактического, раздаточного материала.

·         Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;

·         Изучение, анализ полученных результатов, выводы.

·         Создание предметно-развивающей среды;

Изучение мнения родителей по данной проблеме через их анкетирование.

Работа началась с изучения психолого-педагогической, методической литературы по теме. Подобраны и разработаны методические и дидактические материалы. Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук проводилось по следующим методикам:

·         методика «Перебор пальцев», разработанный Е. И. Роговым;

·         методика оценки психомоторного развития дошкольников (Н.О. Озерецкого и Н. И. Гуревича из книги «Психомоторика»).

Проведенное диагностическое обследование показало, что 63% детей имели низкий уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, 30% детей - средний уровень и только у 7% детей группы был высокий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

У большинства детей наблюдалась:

·         сложность в нахождении нужного набора движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается);

·         дезавтоматизация и нарушение координации на истощении;

·         словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений.

Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.

Эти факты указывали на необходимость проведения последовательной и систематической работы по формированию и развитию мелкой моторики у младших дошкольников.

II этап – Формирующий (октябрь - май.)

Работа выстраивалась в следующих направлениях:

·         с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;

·         с педагогами – проведение семинаров-практикумов, консультаций, открытых мероприятий.

·         с родителями - посредством проведения мастер-классов, консультаций, родительских собраний.

В своей работе руководствовались основными принципами:

- Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

- Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

- Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

- Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

- Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ, города и семьи.

- Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Для достижения желаемого результата работа должна быть регулярной и разнообразной.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствовали развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использовали следующие методы:

·         Словесный (объяснения, указания, пояснения, художественное слово);

·         Наглядно-действенный (показ действий, ощупывание, манипуляции с предметами);

·         Практический;

·         Игровой (дидактические игры, игровые упражнения);

Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьировали в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.

Для этого использовали приемы: 

- Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

- Последовательность (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

- Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

- Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Работа с детьми организовывалась как в процессе образовательной деятельности, так и в вечернее время с использованием следующих форм работы:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми (требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей).

- Индивидуальная работа с детьми (направлена на развитие социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым).

- Свободная самостоятельная деятельность детей (обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам).

На данном этапе был разработан перспективный план работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год, составлена картотека игр со стихами для развития мелкой моторики, также составлена картотека физкультминуток, изготовлены дидактические пособия, подобраны наглядно-информационные и консультативные материалы для родителей.

В своей работе по развитию мелкой моторики использовали различные технологии

·         самомассаж кистей и пальцев рук

·         пальчиковые игры и упражнения

·         пальчиковая гимнастика

·         пальчиковый театр

·         игры с предметами (мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка)

·         продуктивная деятельность

В группе была организованна необходимая предметно-развивающая среда. Она представлена следующими компонентами:

·         пальчиковые бассейны с различными наполнителями;

·         игры-шнуровки;

·         контейнеры с разнообразным материалом: трубочки для коктейля, бусины, прищепки, шнурки с узелками;

·         природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;

·         мозаика;

·         мелкий конструктор;

·         разрезные картинки;

·         пальчиковый театр;

·         дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;

·         пирамидки, вкладыши различного типа;

·         изготовление информационных стендов для родителей.

Большинство игр и пособий для развития мелкой моторики были сделаны самостоятельно и с помощью родителей. Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а также заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.

Также была организована специальная полочка по изобразительной деятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изобразительные материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере взросления детей, содержимое полочки меняется (большие кисточки - на маленькие, гуашь - на акварель, увеличиваться цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т. д.). Создав в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы начали добиваться поставленной цели.

Основным методом в работе являлись пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. «Пальчиковые игры», это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Развитию кисти и пальцев способствовали не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Например, игры с пуговицами: («Застегни карманчик», «Бусы»); игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки») и др. Помимо развития мелкой моторики, эти игры способствовали и развитию пространственного воображения, интеллекта, мышления, а также становлению речи.

При этом мы учитывали то, что, когда дети играют с мелкими предметами, нужно всегда находиться рядом и следить за тем, как ребёнок берёт пуговки и кладёт их на карточку. Обязательно перед игрой сосчитать количество пуговиц и также в конце игры.

Использование вкладышей, пирамидок - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяло буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряли к ним интереса.

Еще один из приемов, который использовали в своей работе, это игры с мелкими предметами (с бусинками, горохом, фасолью, каштанами и др.). 

Такие игры способствовали развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабления ребенка, снятия эмоционального напряжения. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Особое внимание уделялось продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Детям предлагали альбомы для раскрашивания или заготовки. Также им очень нравилось обводить рисунки по контуру. Особое место отводилось такой работе, как штриховка. Дети   штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнами и круговыми линиями.

Часто к данному процессу привлекали родителей: работы выходного дня, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать. Эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

Во время занятий по развитию мелкой моторики учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Для получения максимального эффекта ориентировались на те упражнения, задания, игры, которые способствовали развитию всех пальцев руки.

Подбирая задания на развитие мелкой моторики, помнили и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.

Большое внимание уделялось работе с родителями. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года проведено родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», где родителей ознакомили с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, предложили осуществлять работу в трех направлениях:

·         специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;

·         обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

·         формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте».

В родительском уголке были размещены рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например, «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы достигли поставленной цели.

На заключительном этапе (май 2018) для повторного проведения обследования была использована та же диагностика, что и в начале учебного года. В процессе проведения повторной диагностики можно было проследить положительную динамику в развитии мелкой моторики рук детей. Средний уровень –38%, высокий – 44%. Анализ результатов показал, что дети быстрее стали справляться с заданием. Действия рук стали более согласованны. Движения целенаправленны и точны. По мере того, как развивается рука ребенка, наблюдается положительное изменение в развитии речи детей, психических функций (памяти, внимания, мышления) интеллекта и физического здоровья. 

Результаты диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук детей младшей группы в конце учебного года представлены в диаграмме 2. 

В результате проделанной работы мы увидели, что в начале года у детей был низкий уровень развития мелкой моторики, дети не могли правильно держать в руке карандаш ложку, у них возникали затруднения в продуктивной деятельности. К середине года дети лучше стали справляться с заданиями: с удовольствием нанизывали бусы и пуговицы на леску; сматывали ленточки на карандаш; перебирали и сортировали различные крупы и семена (рис, горох, фасоль, бобы и т. д.).

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Практическая значимость заключается в том, представленный опыт доступен многим педагогам, желающим участвовать в нем и повышать свое педагогическое мастерство, направлен на привлечение внимания педагогов ДОУ, родителей к проблеме развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, показано значение и возможности в использовании различных дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики. Для того чтобы педагоги в своей работе использовали различные дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики, были разработаны и проведены консультации, в помощь педагогам подобрана картотека дидактических игр. На педсоветах ДОУ, муниципальных семинарах, августовской конференции обобщен инновационный педагогический опыт по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС» с показом презентаций. Повышение квалификации, профессиональной компетенции и педагогического мастерства реализуется учебой на курсах повышения квалификации.

 

Список литературы:

1

Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 200 

2

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. О! 

3

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил. - 500000 экз. - 15В№ - 09 - 001629 - 1.

4

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. о

5

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. –  Екатеринбург, 2006. 

6

Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002. 

7

Павлова, Л. Значение развития действий рук. [Текст]/ Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 27-29.

8

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 199 

9

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г. 

10

Узорова О.В. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2008. - 154 с.

 

Приложение 1

Динамическая организация двигательного акта.

«Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий движений), которое должно производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2—3 серии движений, каждая серия за 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5—7 серий движений, каждая серия за 3 секунды). При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем -  раз, два, три, четыре» или «Ты командир, а твои пальчики -  солдаты, командуй: раз, два, три, четыре…»

Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе; 3 балла -  дезавтоматизация движений на истощении; 2 балла -  явления персевераторности на истощении; 1 балл — выраженная персевераторность движений.

Реципрокная координация движений (пробы Озерецкого). Одновременное и поочередное вжимание кистей. Вначале экспериментатор показывает, как следует производить движения руками, если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол — вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продолжай движения вместе со мной».

Оценка результатов:  4 балла - движения координированные, плавные, но  замедленные; 3 балла -  дезавтоматизация и нарушение координации на истощении; 2 балла -  стойкое нарушение координации, изолированность или аллированность движений; 1 балл - выраженная персевераторность движений.

Далее задание предлагается в ситуации игры с включением речевых команд: «Командуй: раз, два, раз, два!» и т.д.

 

Оценка психомоторного развития.

(диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича) 

Оценка мелкой моторики рук, выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:

вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;

Оценка тактильных ощущений.

Узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

Оценка выполнения заданий:

Оценку выполнения задания разработала сама. Динамику развития  удобнее прослеживать по 10-бальной шкале.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь