Особенности воспитания у детей симпатии и уважения к людям разных национальностей
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы
"Особенности воспитания у детей симпатии и уважения к людям разных национальностей"
Автор: Гатина Василя Нуриахметовна
МБДОУ «Детский сад № 34 «Колокольчик», г Лесосибирск
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Актуальность разработки проекта.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Красноярский край – многонационален, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеются проявления детской агрессии по отношению друг к другу. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, нежелание общаться с человеком, проявление детской бестактности, неумение правильно вести себя в различных ситуациях.
Проблемы.
Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми.
Анализ работы показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что:
- вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем;
- отмечается недостаточная методическая оснащенность педагогического процесса, развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме;
- по результатам мониторинга, опроса родителей, выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности;
- социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Сегодня развивать у ребёнка эмоционально-положительное отношение и чувство симпатии к народам разных национальностей решать стало достаточно сложно. Когда начинаем знакомить детей с народами мира, то рассказываем о народах в прошедшем времени, потому что в наше время жизнь многих людей, особенно в городах, мало отличается у разных народов. Конечно, национальные различия есть, но они меньше, чем были много-много лет назад…
Говорить о дружбе между людьми разных национальностей, когда окружающая действительность противоречива, непросто. Подготавливая детей к жизни, полной противоречий, мы обязаны давать правильные ориентиры, подводя к осознанию того, что среди сверстников и взрослых у разных народов есть разные люди.
Воспитывая симпатию к детям разных национальностей, мы вызываем желание дружить с ними, раскрывая нравственные качества, свойственные сверстникам и взрослым каждой национальности, воспитываем уважение к народам, которых они представляют. Важно также дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела - значит и человек добрый, хороший.
Решение названных проблем оказывается возможным благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких (четырех-пяти) народах: месте жительства каждого из них; труде, по возможности с учетом его специфики направленности на общее благо; быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья); языке, народном творчестве (сказки, загадки и другие виды фольклора, подвижные игры), искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства), нравственных общечеловеческих качествах народа.
В современном обществе очень много смешанных браков. В одной семье встречаются традиции разных культур, стираются границы самобытности, поэтому очень часто ребенок самостоятельно не может разобраться, к какой культуре относятся те или иные традиции. Проанализировав ситуацию, проведя анкетирование среди родителей, беседы с детьми группы сделала вывод, что родители не всегда находят время и возможность дать детям элементарные знания о быте родных им народов, плохо знают свой национальный язык, забыты традиции.
Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.
Именно социальная потребность побудила начать разработку данного проекта. Название нашего проекта «Хоровод дружбы».
Новизна заключается в том, что была использована поисково – исследовательская деятельность детей совместно с родителями, которые стали активными участниками данного проекта. Также привлечены к данной работе социальные партнеры, что позволило более интересно и доступно познакомить детей с городом, с людьми, проживающими в нем.
Цель: Создание благоприятных условий для повышения эффективности формирования патриотических чувств; знакомство и укрепление дружеских отношений, между детьми разных национальностей, через взаимопонимание и изучение этнических особенностей народов.
Задачи:
1.Создать условия для толерантного воспитания дошкольников, средствами социально-культурной деятельности и с помощью предметно-развивающей среды в группе (диалог, игра, проблемные ситуации, продуктивная творческая деятельность и элементы предметно-развивающей среды, создающие предпосылки для формирования устойчивых толерантных отношений в среде сверстников).
2. Познакомить с народной символикой, устным творчеством, национальной одеждой, кухней разных народов, декоративно-прикладным творчеством согласно возрасту детей.
3. Развивать интерес к народным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности. Расширять кругозор детей, словарный запас.
4. Воспитывать толерантные отношения между дошкольниками и всеми участниками педагогического процесса в условиях многонационального окружения.
5. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение культуры и семейных традиций разных народов. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий.
Предполагаемый результат:
Дети проявляют внимание и уважение к людям разной национальности.
Пополнили знания о народах России.
Получили представления о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
Узнали национальные игры, сказки, костюмы, национальные промыслы, кухню.
Овладели исследовательскими умениями: сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Этапы реализации проекта:
План реализации проекта
Что мы знаем? Мы знаем, что Россия многонациональная страна.
Что мы хотели бы узнать?
- Какие наряды носят татары; народы Татарии; народы Украины; народы Севера?
- Какие традиции и праздники у этих народов?
- Какое национальное блюдо готовят?
Где мы можем узнать?
- Спросить у взрослых.
- Поискать в познавательной литературе.
- Посмотреть обучающие фильмы.
Первый этап: подготовительный:
- выбор темы и составление перспективного плана проектной деятельности;
- определение целей и задач проекта;
- анкетирование по теме проекта;
- сбор информации, подготовка методической литературы по теме проекта;
- подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, коллекция кукол в национальных костюмах;
- презентации и видеоматериалы по теме проекта;
- Демонстрация выставочного материала.
Второй этап: Исследовательский.
Взаимодействие воспитателя с детьми:
Русский народ.
Цель: познакомить детей с русскими народными праздниками, традициями и обрядами; приобщить к декоративно-прикладному искусству народа, познакомить с особенностями национальных костюмов.
Познавательные беседы: «Россия родина моя», «Национальные костюмы народов России», «Праздники, которые отмечались на Руси».
Чтение художественной литературы: З.Александрова «Родина», С.Баруздин «Страна, где мы живѐм», М.Матусовский «С Чего начинается Родина?»
Театрализованная деятельность: Разыгрывание сказки «Гуси–лебеди», «Снегурочка и лиса»
Художественное творчество: Рисование «Ах, как хороши наши сарафаны», «Русский народный платок». Лепка из теста «Сибирские пельмени». Рисование «Роспись дымковской барышни». Аппликация «Укрась орнаментом русский народный сарафан».
Физическое развитие: П/и «Фанты», «Горелки», «Лапта», «Ручеек».
Настольно–печатные игры: «Богатыри земли русской», «Узнай наш флаг, герб», «Чей костюм?».
Народы Севера.
Цель: вызвать интерес к жизни людей на севере, к их труду, обычаям, национальному искусству, показать добрые чувства, которые бытуют в отношениях народа. Познакомить с подвижными играми народов севера. Развивать художественный вкус и расположение элементов при выполнении, методом нетрадиционной техники, национальной обуви – унты.
Посещение музея.
Прослушивание народных музыкальных произведений ханты и манси.
Чтение и анализ народных сказок ханты и манси.
Изготовление куклы «Акань».
Художественное творчество: рисование «Северное сияние». Аппликация «Юрта». Аппликация из ватных дисков «Кружевные деревца». Комплексная деятельность аппликация и ручной труд из меха – юные скорняки - «Унты».
Оформление выставки детского творчества.
«Татарская национальная культура».
Цель: познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами, жилищем. Познакомить детей с татарскими национальными праздниками: их историей, когда проводятся, какие обычаи на празднике соблюдаются. Развивать навык выполнения узорной композиции на плоскости силуэта фартука. Развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов. Формировать умение на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, волнистые линии, тюльпан и др.). Познакомить с татарскими народными подвижными играми.
Беседа-исследование «Знакомство с республикой Татарстан»,
Чтение произведений татарских поэтов, знакомство с их творчеством. Чтение художественной литературы: Чтение сказки «Зилян».
Оформление альбома «Национальные орнаменты татарского народа»,
Подвижные игры «Тимербай», «Тюбетейка», «Горшок».
Художественное творчество: Рисование «Мир национальных узоров», «Укрась орнаментом татарский народный сарафан». Аппликация «Тюбетейка». Лепка из теста «Эчпечмак».
Украина.
Познавательные беседы и рассказывание детям об Украине (иллюстрации и картинки, куклы в национальных костюмах).
Дидактические игры: «Одень куклу в национальный костюм».
Знакомство с украинскими подвижными играми.
Чтение и просмотр народных украинских сказок «Хроменькая ножка», «Колосок», «Рукавичка», «Жадная мельничиха», «Соломенный бычок – смоляной бочок». Пересказ сказки «Соломенный бычок – смоляной бочок».
Изготовили своими руками украинский головной убор - веночек.
Лепка из теста «Вареники»
В книжном уголке подготовлена выставка книг украинских писателей.
Слушание народных украинских песен.
Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей.
Совместный поиск информации по теме проекта. подбор наглядных материалов, знакомство с народными сказками в семейном кругу.
Беседы с детьми о разных национальностях.
Сбор материала о национальностях (русские, татары, украинцы). Продуктивная деятельность: изготовление дидактических игр «Чей костюм?». «Узнай наш флаг (герб)».
Помощь в подборе атрибутов, в пошиве костюмов для кукол.
Оформление Альбома «Татарский национальный костюм»; «Русский национальный костюм»; «Украинский национальный костюм»; «Народные игры».
Взаимодействие с социальными партнерами
Посещение выставочного зала «Палитра Сибири».
Посещение школы искусств.
Музей Леса – знакомство с народами Севера.
Третий этап – заключительный.
Организация выставки “Национальные куклы”.
Совместная музыкальная деятельность «Хоровод Дружбы».
Итог реализации проекта:
Знакомство с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки, вызвав чувство гордости за свою Родину.
Знакомство с мини-музеем «Предметы быта и костюмы народов Севера» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта.
Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством разных народов (потешки, поговорки, заклички), песнями и танцами.
Организованная образовательная деятельность по изобразительному искусству, рисование национальных узоров, национальных костюмов, способствовала налаживанию коммуникации с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Развлечения, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того, игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
Методические рекомендации
«Как познакомить детей с разными национальностями»
1. Рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом, что на земле проживает много людей разных национальностей. Рассказывать о национальности каждого ребенка в группе.
2. Привлечь родителей для активного участия в создании проектов и презентаций – «Мы татары», «Мы русские», «Мы украинцы»
3. Разучить национальные игры.
4. Рисовать национальные костюмы.
5. Рассказывать о быте и жизни разных народов.
6. Приготовить национальное блюда: «Пельмени», «Эчпечмак», «Вареники».
6. Рассказать о своей национальности – продемонстрировать национальный костюм.
7. Читать народные сказки.
8. Слушать песни разных народов.
9. Посмотреть презентацию о национальностях.
Список литературы:
1. Абсалямова А.Г. Межнационального общения детей в поликультурной группе - Уфа: Творчество. 1997.-310с.
2. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. – М: ООО «Элизе Трейдинг», 2001г.
3. Богомолова М.И. Межнациональное воспитание детей: учеб. пособие / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. – М.: Флинта: Наука, 2011. –176.
4. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г. Москва.
4. Оконешникова «Восприятие и понимание людьми друг друга»: – Якутск. 19с.
5. Суслова Э. Рекомендации по темам: «Воспитание у детей этики межнационального общения» // Дошкольное воспитание№ 1. 86с.