Организация совместной деятельности в образовательной области социально-коммуникативного развития
Организация совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями в рамках реализации содержания образовательной области социально-коммуникативное развитие
Автор: Сергеева Наталья Анатольевна
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7», г. Снежинск, Челябинская область
Самые дорогие и любимые люди в жизни ребёнка – это родители. Потребность в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная. Проходят увлечения, минуют многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается до конца дней.
Развитие личности ребёнка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет собой микромодель общества.
Проблема социального развития дошкольников на данный момент одна из сложнейших в дошкольной педагогике. Сложность её связана, прежде всего, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени, и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Социальное развитие детей востребовано всегда, актуально и в наши дни.
Проводя набор в младшую группу и, знакомясь с семьями воспитанников, я обратила внимание на то , что состав полных семей составил – 35%, одиноких мам – 30%, в разводе – 35%. При наблюдении за семьями детей замечен дефицит эмоционально – личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу занятости взрослых членов семьи - одной из причин детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно сказывалось и отсутствие отца, как члена семьи и воспитателя. У детей наблюдалась быстрая утомляемость, частые простудные заболевания, низкий уровень физической подготовленности , низкая степень адаптации к меняющимся внешним условиям и незрелость эмоционально – волевой сферы. В начале года я провела педагогическую диагностику, которая показала, что представления наших воспитанников о семье, её членах и их социальной роли в семье отрывочны и поверхностны. Поэтому работу по систематизации знаний я начала с того, что определила нравственные ценности, принципы, цели и задачи по формированию представлений о семье и условия их реализации.
В младшем дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире. Формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее. Поэтому основной целью своей работы по формированию у младших дошкольников представлений о семье, я ставила прежде всего закрепление и развитие любви и привязанности ребёнка к своей семье, формирование представлений о семье, воспитание гордости за принадлежность к своему роду.
Для достижения поставленной цели в ходе работы по формированию представлений о семье мною решались следующие задачи:
1. Формирование представлений о необходимости каждому человеку иметь имя, фамилию, свой дом, знать адрес, телефон; о составе семьи, о родственных отношениях, о своей социальной роли в семье, о связи с другими членами семьи;
2. Воспитание заботливого отношения к своей семье, закрепление чувства уверенности и защищенности.
Содержание работы по формированию представлений у младших дошкольников о семье составляет «открытие» малышом мира взрослых. Проводя отбор содержания, я опиралась на принцип постепенности и систематичности, то есть усложняла содержание постепенно, возвращаясь к пройденному материалу. Так, в младшей группе, основное внимание было уделено воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме: мама заботится обо всех членах семьи, она поддерживает в доме порядок, готовит, стирает, играет с детьми. Поэтому мама очень устаёт, и ей нужно оказывать помощь – сложить самому одежду, убрать игрушки. Чем больше дети научатся делать сами, тем больше смогут помочь своей маме. В семье есть и другие её члены – папа, бабушка, дедушка, братишка, сестренка. Таким образом, постепенно, я подводила детей к пониманию того, что такое семья.
В средней группе работа по воспитанию любви к маме продолжалась. Особое внимание уделялось тому, как ребёнок может позаботиться о своей маме и о других членах семьи. Семья – это мама, папа, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим. Мной была продолжена работу по формированию первоначальных представлений о родственных отношениях в семье, где каждый из её представителей является одновременно сыном (дочерью), внуком (внучкой), братом (сестрой). Мама и папа – тоже дочь и сын бабушки и дедушки. У каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, стирает, наводит порядок в доме, папа ремонтирует бытовую технику, выполняет тяжёлую физическую работу. Дети тоже могут иметь свои обязанности – накрывать на стол, убирать со стола посуду после еды, вытирать пыль, поддерживать порядок в своей комнате.
Таким образом, на протяжении младшего дошкольного возраста я способствовала усвоению ребёнком семейных культурных ценностей и закладке предпосылок формирования собственного отношения к ним.
Социальная ситуация развития дошкольника представляет собой совместную деятельность ребёнка со взрослым на правах сотрудничества (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова). В своей практике совместную деятельность я представила в виде двух составляющих:
· совместная деятельность педагога с воспитанниками в специально организованной развивающей среде предметно-пространственного окружения;
· совместная деятельность ребёнка с другими детьми в игровом пространстве.
Основной формой совместной деятельности по формированию у детей представлений о семье и выбрала тематические занятия: «Я и моя семья», «Семейные реликвии», «Очень я люблю, маму, милую мою», «Семейный альбом», «Бабушкины руки», «Мои братья и сёстры», «Кто живёт в нашем дому», «Потешки и прибаутки», «Наши добрые друзья», «На огороде и в саду». Знания, полученные на этих занятиях, я закрепляла в разных видах детской деятельности:
· коммуникативной (беседы «О мамах и папах», «О бабушках и дедушках», «С кем я живу», «Мы - помощники», «Зачем нужно знать свой адрес», «Профессии наших мам и пап», «Наши семейные праздники», заучивание стихов о маме и папе, бабушке и дедушке и др.);
· познавательно-исследовательской (рассматривание тематических альбомов «Моя семья», «Труд взрослых»; рассматривание картин «Купаем куклу», «На прогулке»; рассматривание фотоальбомов «Детские годы наших родителей», рассматривание иллюстраций «Отдых и увлечения»);
· восприятие художественной литературы (Л. Квитко «Дочка», Ю.Коваль «Дед, бабка и Алёша», русская народная сказка «Маша и медведь», «Гуси-лебеди» Я. Аким «Мамам», Н. Калинина «Помощники»);
· изобразительной (выставки детских работ «Моя мама», «Угощение для мам», «Украсим маше сарафан»; изготовление открыток папам и дедушкам, мамам и бабушкам, «Наша дружная семья»);
· трудовой (трудовые поручения, хозяйственно – бытовой труд, обучение правилам сервировки стола);
· музыкальной (пение «Пирожки» А.Филиппенко, «Моя мамочка» И.Арсеева, «Кто у нас хороший», просмотр фрагментов балета «Щелкунчик»)
· игровой (сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры: инсценировки сказок «Козлята и волк», «Маша и медведь», настольный театр «Репка» и др.);
· двигательной (подвижные игры с правилами).
Завершали изучение каждой темы:
- комплексные занятия: «Наша дружная семья», «Труд взрослых», «Мои поручения», «Хочу быть похожим на папу», «Хочу быть похожей на маму», «Родственные связи»;
- развлечения: «Сильные, ловкие, смелые»;
- праздники «День защитника Отечества», «Мамин день», «Из бабушкиного сундука», «Масленица», «Пришла Коляда».
На мой взгляд, данные формы совместной деятельности с детьми обобщали все виды детской деятельности и давали ощущение целостности и законченности определенной темы. Дети стали больше проявлять интереса к истории своей семьи, к членам своей семьи, приобщились к многообразию мира взрослых и сверстников.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. В своей практике я широко использовала различные виды игры. В игровой форме знакомила детей с различными бытовыми ситуациями в семье. Так были построены сюжетные игры: «Семья», «Дочки – матери», «Хозяюшки», «День рождения», «Приходите в гости, я вас чаем угощу», «Едем в гости» и др. В таких видах игры продолжалась работа по закреплению полученных на занятиях представлений о семье. Как дополнительную работу по освоению ведущей темы я планировала: дидактические игры - «Кому что нужно для работы», «Кому что подарить», «Накроем на стол», «Назови профессию», «Собери картинку», «Составь портрет», «Кому что подарить»; подвижные игры - «Курочка и цыплята», «Мы веселые ребята», «Карусель»; игры – драматизации по русским народным сказкам - «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», потешкам и небылицам.
Работа по формированию представлений о семье у младших дошкольников продолжалась в разных режимных моментах. Так, например, перед обедом, проводились беседы, чтение художественных произведений, перед сном – колыбельные, духовные стихи, сказки. Перед прогулкой – посильная помощь нуждающимся детям.
Таким образом, использование в своей практике разнообразных форм работы по формированию представлений у детей младшего дошкольного возраста о семье позволило мне осуществлять комплексный подход к формированию у них любви к семье, нравственных представлений, суждений, оценок и обеспечивало создание у детей практического опыта общественного поведения.
Родители - постоянные участники всех наших мероприятий, так как только при их непосредственном участии в образовательном процессе возможно обеспечить максимальный эффект проводимых в детском саду мероприятий. Задачи для осуществления совместной деятельности родителей и детей в рамках формирования представлений о семье заключалась в следующем:
- конкретизация и закрепление знаний о семье через рассматривание с детьми семейных фотографий, демонстрацию любовных, уважительных и доброжелательных отношений к членам семьи, рассматривание семейных реликвий, различных наград, беседа об истории их появления в семье, рассказы о предках, их жизни, интересных и значимых случаях в их судьбе;
- привлечение детей к оказанию посильной помощи по дому: поручать ребёнку поливать цветы, убирать свою комнату, мыть посуду, подметать пол и т.д.; показать значимость его помощи, благодарить и поощрять;
- знакомить ребёнка с семейными праздниками и традициями через привлечение детей к подготовке к семейным праздникам, знакомить детей и активно вовлекать их в свои любимые занятия, готовить совместно с детьми подарки для родных людей.
Совместная деятельность родителей и детей способствовала формированию доброжелательных отношений между детьми и родителями и проявлению творческого потенциала каждой семьи. Повышение уровня заинтересованности и участия семей воспитанников в образовательном процессе позволило им принять участие в 20 творческих конкурсах на уровне города и России, а также стать участниками городских мероприятий и акций.
Проведённая в конце года педагогическая диагностика показала, что представления детей о семье, её членах и их социальной значимости носят целостный характер. Диагностика выявила значительно выросший уровень психоэмоционального благополучия детей.
Тематический план работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста
Тема совместной деятельности педагога с детьми |
Содержание в различных видах деятельности |
«Я и моя семья» |
Коммуникативная деятельность – рассказы детей о членах их семьи; Познавательно – исследовательская деятельность – создание фотоальбома «Моя семья» Изобразительная деятельность – рисование «Мой дом», лепка «Я и моя семья»; Конструирование– изготовление подарков к праздникам; Двигательная деятельность – «Папа, мама, я – спортивная семья» (развлечение); Восприятие художественной литературы, стихов о маме, папе, бабушке, дедушке. |
«Очень я люблю маму милую мою» |
Коммуникативная деятельность – беседы о маме ,как зовут, профессия, увлечения мамы; Познавательно-исследовательская деятельность – создание выставки «Игрушки моей мамы»; Изобразительная деятельность – рисование « Моя мама», лепка «Угощение для мамы»; Конструирование – изготовление подарков к праздникам; Восприятие художественной литературы, стихов о маме. |
«Бабушкины руки» |
Коммуникативная деятельность – беседа «За что я люблю свою бабушку»; Познавательно-исследовательская деятельность – создание выставки «Бабушкина руки не знают скуки»; Изобразительная деятельность – рисование «Открытка для бабушки»; Конструирование – изготовление подарков к праздникам; Восприятие художественной литературы, стихов о бабушке. |
«Кто живёт в нашем доме» |
Коммуникативная деятельность – беседы о членах семьи, их увлечениях, занятиях, домашних обязательствах; Познавательно-исследовательская деятельность – создание фотоальбома «Моя семья»; Изобразительная деятельность – рисование «Мой дом», лепка «Я и моя семья»; Конструирование – постройка «Мой дом»; Восприятие художественной литературы, стихов о маме, папе, бабушке, дедушке. |
«Мои братья и сёстры» |
Коммуникативная деятельность – рассказы детей о братьях и сестрах; Познавательно – исследовательская деятельность – создание фотоальбома «Моя семья»; Изобразительная деятельность – рисование «Мой дом», лепка «Я и моя семья»; Конструирование – изготовление подарков к праздникам; Восприятие художественной литературы, стихов о детях; Двигательная деятельность – подвижная игра «Мы весёлые ребята». |
«Семейный альбом» |
Коммуникативная деятельность – рассказы детей « По страницам семейного альбома»; Познавательно-исследовательская деятельность – создание выставки «Семейные реликвии», «Ордена и награды»; Изобразительная деятельность – лепка «Награда для друга»; Конструирование – изготовление подарков к праздникам; Восприятие художественной литературы, стихов о подвигах людей во время Вов, об орденах и наградах. |
«Наши добрые друзья» |
Коммуникативная деятельность – беседа о домашних питомцах, как дети за ними ухаживают; Познавательно-исследовательская деятельность – создание фотоальбома « Моё домашнее чудо», дидактическая игра «Зоологическое лото»; Изобразительная деятельность – рисование «Кошка», лепка «Собака»; Конструирование – постройка из конструктора ЛЕГО «Дом для друзей»; Двигательная деятельность –имитация движений животных , подвижные игры: «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята»; Восприятие художественной литературы, стихов о домашних животных. Музыкальная деятельность – пение песенок о кошечке, собачке. |
«Потешки и прибаутки» |
Коммуникативная деятельность – рассказ воспитателя о русском фольклоре, его значении в жизни людей; Познавательно-исследовательская деятельность – создание картотеки потешек и прибауток; Изобразительная деятельность – рисование по темам потешек; Восприятие художественных произведений русского народного фольклора; |
«На огороде и в саду» |
Коммуникативная деятельность – беседа с детьми « Что растёт в саду и на огороде»; Познавательно – исследовательская деятельность - дидактические игры « Ботаническое Лото», «Соберём урожай» Изобразительная деятельность – рисование «Овощи для мамы», «Угощения для бабушки»; Двигательная деятельность – «Кто скорее соберёт урожай»; Восприятие художественной литературы – чтение стихов об уборке урожая. |
Список литературы:
-
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника.- М. Просвещение, 1994.
-
Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. М. Просвещение, 2012.
-
Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.
-
Баркан А. Практическая психология или как научить понимать своего ребёнка. М., Аис-Пресс,1999.
-
Волкова Т. В., Червова А.С. Семейный детский сад, практическое пособие. ТЦ Сфера, 2011.
-
Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. Автор сост.: Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, Т.Б.Зуйкова 3-е изд. испр. и доп.-М.-Аркти,2005.
-
Глебова С.В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. М. Просвещение, 2011.
-
Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М., Линка-Пресс, 2001.
-
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. М.,ТЦ Сфера,2012.
-
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., Апрель-Пресс,2005.
-
Иванова Е.Ю. Материнская школа: проект и реализация новой практики образования у детей младшего возраста от 3 до 10 лет /Разработка и внедрение дошкольного содержания на экспериментальных площадках. М., 2000.
-
Летвиненина Ю.П. Ребёнок в неполной семье //Дошкольное воспитание, 1981. №7.
-
Свирская Л.В. Работа с семьёй: необязательные инструкции. Линка Пресс, М.,2007.
-
Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? М.,Прогресс,1985.
-
Фридьян Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М.,ТЦ Сфера 1999.