Организация совместной деятельности в образовательной области социально-коммуникативного развития

Дата публикации: 2020-02-16 13:17:35
Статью разместил(а):
Сергеева Наталья Анатольевна

Организация совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями в рамках реализации содержания образовательной области социально-коммуникативное развитие

Автор: Сергеева Наталья Анатольевна

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7», г. Снежинск, Челябинская область

 

Самые дорогие и любимые люди в  жизни ребёнка – это родители. Потребность  в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная. Проходят увлечения, минуют многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается до конца дней.

Развитие личности ребёнка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет собой микромодель общества.

Проблема социального развития дошкольников на данный момент одна из сложнейших в дошкольной педагогике. Сложность её связана, прежде всего, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени, и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Социальное развитие детей востребовано всегда, актуально и в наши дни.

Проводя набор в младшую группу и, знакомясь с семьями воспитанников, я обратила внимание на то , что состав  полных семей составил – 35%, одиноких мам – 30%, в разводе – 35%. При наблюдении за семьями детей замечен дефицит эмоционально – личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу занятости взрослых членов семьи -  одной из причин детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно сказывалось  и отсутствие отца, как члена семьи и воспитателя. У детей наблюдалась быстрая утомляемость, частые простудные заболевания, низкий уровень физической подготовленности , низкая степень адаптации к меняющимся внешним условиям и незрелость эмоционально – волевой сферы. В начале года я провела педагогическую диагностику, которая  показала,  что представления наших воспитанников о семье, её членах и их социальной роли в семье отрывочны и поверхностны. Поэтому работу по систематизации знаний я начала с того, что определила нравственные ценности, принципы, цели и задачи по формированию представлений о семье и условия  их реализации.

В младшем дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире. Формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях жизни, а  также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее. Поэтому основной целью своей работы по формированию у младших дошкольников представлений о семье, я ставила прежде всего закрепление и развитие любви и привязанности ребёнка к своей семье, формирование представлений о семье, воспитание  гордости за принадлежность к своему роду.

Для достижения поставленной цели в ходе работы по формированию представлений о семье мною решались следующие задачи:

1. Формирование представлений о необходимости каждому человеку иметь имя, фамилию, свой  дом, знать адрес, телефон;    о составе семьи, о родственных отношениях, о своей социальной роли в семье, о связи с другими членами семьи;

2. Воспитание заботливого отношения к своей семье, закрепление чувства уверенности и защищенности.

Содержание работы по формированию представлений у младших дошкольников о семье составляет «открытие» малышом мира взрослых. Проводя отбор содержания, я опиралась на принцип  постепенности и систематичности,  то есть  усложняла содержание постепенно, возвращаясь к пройденному материалу. Так, в младшей группе, основное внимание было уделено воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме: мама заботится обо всех членах семьи, она поддерживает в доме порядок, готовит, стирает, играет с детьми. Поэтому мама очень устаёт, и ей нужно оказывать помощь – сложить самому одежду, убрать игрушки. Чем больше дети научатся делать сами, тем больше смогут помочь своей маме. В семье есть и другие её члены – папа, бабушка, дедушка, братишка, сестренка.  Таким образом, постепенно, я подводила детей к пониманию того, что такое семья.

В средней группе работа по воспитанию любви к маме продолжалась. Особое внимание уделялось тому, как ребёнок может позаботиться о своей маме и о других членах  семьи. Семья – это мама, папа, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим. Мной была продолжена работу по формированию первоначальных представлений о родственных отношениях в семье, где каждый из её представителей является  одновременно сыном (дочерью), внуком (внучкой), братом (сестрой). Мама и папа – тоже дочь и сын бабушки и дедушки. У каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, стирает, наводит порядок в доме, папа ремонтирует бытовую технику, выполняет тяжёлую физическую работу.  Дети тоже могут иметь свои обязанности – накрывать на стол, убирать со стола посуду после еды, вытирать пыль, поддерживать порядок в своей комнате.

Таким образом, на протяжении младшего  дошкольного возраста я способствовала усвоению ребёнком семейных культурных ценностей и закладке предпосылок формирования собственного отношения к ним.

Социальная ситуация развития  дошкольника представляет собой совместную деятельность ребёнка со взрослым на правах сотрудничества (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова).  В своей практике совместную деятельность я представила в виде двух составляющих:

· совместная  деятельность педагога с воспитанниками в специально организованной развивающей среде предметно-пространственного окружения;

· совместная деятельность ребёнка с  другими детьми в игровом пространстве.

Основной формой совместной деятельности по формированию у детей представлений о семье и выбрала тематические занятия: «Я и моя семья», «Семейные реликвии», «Очень я люблю, маму,  милую мою»,  «Семейный альбом», «Бабушкины руки», «Мои братья и сёстры», «Кто живёт в нашем дому», «Потешки  и прибаутки», «Наши добрые друзья», «На огороде и в саду». Знания, полученные на этих занятиях, я закрепляла в разных видах детской деятельности:

· коммуникативной (беседы «О мамах и папах», «О бабушках и дедушках», «С кем я живу», «Мы - помощники», «Зачем нужно знать свой адрес», «Профессии наших мам и пап», «Наши семейные праздники», заучивание стихов о маме и папе, бабушке и дедушке и др.);

· познавательно-исследовательской  (рассматривание тематических альбомов «Моя семья»,  «Труд взрослых»; рассматривание картин «Купаем куклу», «На прогулке»; рассматривание фотоальбомов «Детские годы наших родителей», рассматривание иллюстраций «Отдых и увлечения»);

· восприятие художественной литературы (Л. Квитко «Дочка», Ю.Коваль «Дед, бабка и Алёша», русская народная сказка «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»  Я. Аким «Мамам», Н. Калинина «Помощники»);

· изобразительной (выставки детских работ «Моя мама», «Угощение для мам», «Украсим маше сарафан»; изготовление  открыток папам и дедушкам, мамам и бабушкам, «Наша дружная семья»);

· трудовой (трудовые поручения, хозяйственно – бытовой труд, обучение правилам сервировки стола);

· музыкальной  (пение «Пирожки» А.Филиппенко, «Моя мамочка» И.Арсеева, «Кто у нас хороший»,  просмотр фрагментов балета «Щелкунчик»)

· игровой (сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры: инсценировки сказок «Козлята и волк», «Маша и медведь», настольный театр «Репка» и др.);

· двигательной (подвижные игры с правилами).

Завершали изучение каждой темы:

- комплексные занятия: «Наша дружная семья»,  «Труд взрослых», «Мои поручения», «Хочу быть похожим на папу», «Хочу быть похожей на маму», «Родственные связи»;

- развлечения: «Сильные, ловкие, смелые»;

- праздники «День защитника Отечества», «Мамин день», «Из бабушкиного сундука», «Масленица», «Пришла Коляда».

На мой взгляд, данные формы совместной деятельности с детьми обобщали все виды детской деятельности и давали ощущение  целостности и законченности определенной темы. Дети стали больше проявлять интереса к истории своей семьи, к членам своей семьи, приобщились  к многообразию мира взрослых и сверстников.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. В своей практике я широко использовала различные виды игры. В игровой форме знакомила детей с различными бытовыми ситуациями в семье. Так были построены сюжетные игры:  «Семья», «Дочки – матери», «Хозяюшки», «День рождения», «Приходите в гости, я вас чаем угощу», «Едем в гости» и др. В таких видах игры продолжалась работа по закреплению полученных на занятиях  представлений о семье. Как дополнительную работу по освоению ведущей темы я планировала: дидактические игры  - «Кому что нужно  для работы», «Кому что подарить», «Накроем на стол», «Назови профессию», «Собери картинку», «Составь портрет», «Кому что подарить»;  подвижные игры - «Курочка и цыплята», «Мы веселые ребята», «Карусель»; игры – драматизации по русским народным сказкам - «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», потешкам и небылицам.

Работа по формированию представлений о семье у младших дошкольников продолжалась в разных режимных моментах. Так, например, перед обедом, проводились беседы, чтение художественных  произведений, перед сном – колыбельные, духовные стихи, сказки. Перед прогулкой – посильная помощь нуждающимся детям.

Таким образом, использование в своей практике разнообразных форм работы по формированию представлений у  детей младшего дошкольного  возраста о семье позволило мне  осуществлять комплексный  подход к формированию у них любви к семье, нравственных представлений, суждений, оценок и обеспечивало создание у детей практического опыта общественного поведения.

Родители - постоянные участники всех наших мероприятий, так как только при их непосредственном участии в образовательном процессе возможно обеспечить максимальный эффект проводимых в детском саду мероприятий. Задачи  для осуществления совместной деятельности родителей и детей в рамках формирования представлений о семье заключалась в следующем:

- конкретизация и закрепление знаний о семье через рассматривание с детьми семейных фотографий, демонстрацию любовных, уважительных и доброжелательных отношений к членам семьи, рассматривание семейных реликвий, различных наград, беседа об истории их появления в семье, рассказы о предках, их жизни, интересных и значимых случаях в их судьбе;

-  привлечение детей к оказанию посильной помощи по дому: поручать ребёнку поливать цветы, убирать свою комнату, мыть посуду, подметать пол и т.д.; показать значимость его помощи, благодарить и поощрять;

- знакомить ребёнка с семейными праздниками  и традициями через привлечение детей к подготовке  к семейным праздникам, знакомить детей и активно вовлекать их в свои любимые занятия, готовить совместно с детьми подарки для родных людей.

Совместная деятельность родителей и детей способствовала формированию доброжелательных отношений между детьми и родителями и проявлению  творческого потенциала каждой семьи.  Повышение уровня заинтересованности и участия семей воспитанников в образовательном процессе позволило им  принять участие в  20 творческих конкурсах на уровне города и России, а также стать участниками городских мероприятий и акций.

Проведённая в конце года педагогическая диагностика показала, что представления детей о семье, её членах и их социальной значимости носят целостный характер. Диагностика выявила значительно выросший уровень психоэмоционального благополучия детей.

                                                                                                                                                                                                                                       

Тематический план работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста                        

Тема совместной деятельности педагога с детьми

Содержание в различных видах деятельности

«Я и моя семья»

Коммуникативная деятельность – рассказы детей о членах их семьи;

Познавательно – исследовательская деятельность – создание фотоальбома «Моя семья»

Изобразительная деятельность – рисование «Мой дом», лепка «Я и моя семья»;

Конструирование– изготовление подарков к праздникам;

Двигательная деятельность – «Папа, мама, я – спортивная семья» (развлечение);

Восприятие  художественной литературы, стихов о маме, папе, бабушке, дедушке.

«Очень я люблю маму милую мою»

Коммуникативная деятельность – беседы о маме ,как зовут, профессия, увлечения мамы;

Познавательно-исследовательская деятельность – создание выставки «Игрушки моей мамы»;

Изобразительная деятельность – рисование « Моя мама», лепка «Угощение для мамы»; Конструирование – изготовление подарков к праздникам;

Восприятие  художественной литературы, стихов о маме.

«Бабушкины руки»

Коммуникативная деятельность – беседа «За что я люблю свою бабушку»;

Познавательно-исследовательская деятельность – создание выставки «Бабушкина руки не знают скуки»;

Изобразительная  деятельность – рисование «Открытка для бабушки»;

Конструирование – изготовление подарков к праздникам;

Восприятие  художественной литературы, стихов о бабушке.

«Кто живёт в нашем доме»

 Коммуникативная деятельность – беседы о членах семьи, их увлечениях, занятиях, домашних обязательствах;

Познавательно-исследовательская деятельность – создание фотоальбома «Моя семья»;

Изобразительная  деятельность – рисование «Мой дом», лепка «Я и моя семья»;

Конструирование – постройка «Мой дом»;

Восприятие  художественной литературы, стихов о маме, папе, бабушке, дедушке.

«Мои братья и сёстры»

Коммуникативная деятельность – рассказы детей о братьях и сестрах;

Познавательно – исследовательская деятельность – создание фотоальбома «Моя семья»;

Изобразительная  деятельность – рисование «Мой дом», лепка «Я и моя семья»;

Конструирование – изготовление подарков к праздникам;

Восприятие  художественной литературы, стихов о детях;

Двигательная деятельность – подвижная игра «Мы весёлые ребята».

«Семейный альбом»

Коммуникативная деятельность – рассказы детей « По страницам семейного альбома»;

Познавательно-исследовательская деятельность – создание выставки «Семейные реликвии», «Ордена и награды»;

Изобразительная  деятельность – лепка «Награда для друга»;

Конструирование – изготовление подарков к праздникам;

Восприятие художественной литературы, стихов о подвигах людей во время Вов, об орденах и  наградах.

«Наши добрые друзья»

Коммуникативная деятельность – беседа о домашних  питомцах, как дети за ними ухаживают;

Познавательно-исследовательская деятельность – создание фотоальбома « Моё домашнее чудо», дидактическая игра «Зоологическое лото»;

Изобразительная  деятельность – рисование «Кошка», лепка «Собака»;

Конструирование – постройка из конструктора ЛЕГО «Дом для друзей»;

 Двигательная деятельность –имитация движений животных , подвижные игры: «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята»;

Восприятие  художественной литературы, стихов о домашних животных.

Музыкальная деятельность – пение песенок о кошечке, собачке.

«Потешки и прибаутки»

Коммуникативная деятельность – рассказ воспитателя о русском фольклоре, его  значении в жизни людей;      

Познавательно-исследовательская деятельность – создание картотеки потешек и прибауток;

Изобразительная  деятельность – рисование по темам  потешек;

 Восприятие  художественных произведений  русского народного фольклора;

«На огороде и в саду»

Коммуникативная деятельность – беседа с детьми « Что растёт в саду и на огороде»;

 Познавательно – исследовательская деятельность - дидактические  игры « Ботаническое Лото», «Соберём урожай»

Изобразительная  деятельность – рисование «Овощи для мамы», «Угощения для бабушки»;

Двигательная деятельность – «Кто скорее соберёт урожай»;

Восприятие  художественной литературы – чтение стихов об уборке урожая.

  

Список литературы:

  1.  Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника.- М. Просвещение, 1994.

  2. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. М. Просвещение, 2012.

  3. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.

  4. Баркан А. Практическая психология или как научить понимать своего ребёнка. М., Аис-Пресс,1999.

  5.  Волкова Т. В., Червова А.С. Семейный детский сад, практическое пособие. ТЦ Сфера, 2011.

  6.  Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. Автор сост.: Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, Т.Б.Зуйкова 3-е изд. испр. и доп.-М.-Аркти,2005.

  7. Глебова С.В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. М. Просвещение, 2011.

  8. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М., Линка-Пресс, 2001.

  9.  Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. М.,ТЦ Сфера,2012.

  10. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., Апрель-Пресс,2005.

  11. Иванова Е.Ю. Материнская школа: проект и реализация новой практики образования у детей младшего возраста от 3 до 10 лет /Разработка и внедрение дошкольного содержания на экспериментальных площадках. М., 2000.

  12. Летвиненина Ю.П. Ребёнок в неполной семье //Дошкольное воспитание, 1981. №7.

  13.  Свирская Л.В. Работа с семьёй: необязательные инструкции. Линка Пресс, М.,2007.

  14.  Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? М.,Прогресс,1985.

  15. Фридьян Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М.,ТЦ Сфера 1999.