Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебное яйцо»

Дата публикации: 2020-02-24 08:34:15
Статью разместил(а):
Попова Марианна Александровна

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебное яйцо»

Автор: Попова Марианна Александровна

МБДОУ «Ласточка», г. Ноябрьск, ЯНАО

 

Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом. 

Задачи экспериментальной деятельности:

1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом. 

2. Развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.  

3. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов. 

4. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы. 

5. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий. 

Оборудование: 2 яйца, салфетки, нож, два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, два блюдца, пластиковая бутылка, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши, бантики, клей. 

Интеграция образовательных областей: «Познание. Познавательно-исследовательская деятельность», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность». 

Предварительная работа: Опыт «Яйцо и газированная вода». Опустить яйцо в газированную воду, чтобы посмотреть, что произойдет с яйцом.

Содержание.

Утренний круг.

В. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Какие добрые у вас лица!

А знаете почему? Потому что утро сегодня доброе! Давайте встанем в круг. Я передаю вам доброту утра через свои ладони, а вы передайте ее по кругу. Давайте все вместе скажем: «Доброе утро!». Давайте еще раз поздороваемся с гостями. А теперь давайте поздороваемся с нашими ручками: «Здрав-ствуй-те!» (хлопки на каждый слог); поздороваемся с глазками: «Здрав-ствуй-те!»; Разбудим наши плечи: «Здрав-ствуй-те!». Молодцы!

А теперь посмотрите на гостей еще раз, улыбнитесь и помашите им ручками. Мы с вами сегодня узнаем  много интересного. Также мы увидим, какие замечательные у нас ручки, как много всего они умеют делать, как много трудятся они и помогают нам во всех делах.

В. Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадайте, пожалуйста, загадку:

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

(ответы детей) 

В. Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о яйце (достает из корзинки яйцо и показывает детям).

В: Ребята, что такое яйцо?

Яйцо — это продукт, который употребляют в пищу.

Яйцо — это предмет овальной формы.

В. Яйцо, ребята, считается символом жизни. В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы.

В. А кто знает, какая польза от куриных яиц для человека? (ответы детей). Яйцо - это удивительный продукт потому, что в нем, таком маленьком, содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые укрепляет мозг, зрение и сердце. Яйца улучшают память, защищают от многих серьезных заболеваний. В яйцах содержится много кальция, поэтому у людей, регулярно употребляющих в своем рационе яйца, крепкие зубы и здоровые кости.

В. Ребята, скажите, а откуда берутся яйца (ответы детей). Их несут только куры? (ответы детей). Давайте поиграем в игру, я буду показывать картинку птицы или животного, а вы говорить, как называется яйцо этой птицы.

Дидактическая игра «Чье это яйцо».

Курица – куриное

Утка – утиное

Гусь – гусиное

Перепелка – перепелиное

Змея – змеиное

Черепаха – черепашье

Крокодил – крокодилье

Пингвин – пингвинье

Страус - страусинное.

В. Сейчас много говорят о здоровом образе жизни и о правильном питании. Готовясь к этому экспериментированию, я побывала в институте здорового питания. И увидела там такое: на столе стояла корзина, покрытая салфеткой. Вдруг в ней раздался треск. Я подошла, чтобы посмотреть, а там лежат вроде куриные яйца. Но из одного яйца вылупилось нечто, оно глянуло на меня своими огромными глазами. Я зажмурилась, а когда открыла глаза, то чудо уже исчезло, и осталась лишь одна скорлупа. Я попросила несколько таких загадочных яиц показать вам.

Вот одно из них. Что внутри, вы знаете? Ответы детей: белок, желток, скорлупа.

Хотите взглянуть?

Чтобы посмотреть, мы с вами отправимся в лабораторию. А как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты? (ученые). Для проведения опытов нужно знать правила безопасности во время экспериментирования. Вы знаете правила? (ответы детей).

Дети повторяют правила, надевают фартуки и проходят за столы для проведения опытов.

Опыт №1 «Что внутри».

В. Ребята, возьмите в руки яйцо, аккуратно, ложечкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим, из чего состоит (ответы детей). Что мы видим в центре (ответы детей). Какой желток? (желтый, круглый …). Что вокруг желтка? (ответы детей). Какой он? (прозрачный с желта, жидкий, принимает форму сосуда). Густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы. Возьмите стеки и попробуйте проткнуть желток. Что получилось? Почему? (ответы детей). Желток - жидкая масса в тонкой пленке. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? (хрупкая, ломкая, тонкая).

Ребята делают вывод: яйцо состоит из трех элементов (скорлупа - оболочка яйца, белок - густая масса, в центре – желток в тонкой пленке).

Опыт № 2 «Тонет, не тонет».

В. Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт! У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что мы видим? (ответы детей). Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? (яйцо держится на поверхности воды). Почему? (ответы детей) Потому, что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. В Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды.

А теперь, давайте разбавим соленый раствор пресной водой, что увидели? (яйцо плавает посередине).

Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине.

Опыт № 3 «Яйцо и газированная вода».

Воспитатель обращает внимание на стакан с газированной водой, в которое погружено яйцо. Дети вспоминают алгоритм выполнения

1. Взяли стакан;

2. Положили в него яйцо;

3. Налили в стакан с яйцом газированной воды (кока-колы);

4. Наблюдали.

В. Ребята для чего мы проводили такой опыт, что хотели проверить? (что станет с яйцом).

Воспитатель: Давайте достанем яйцо из стакана и посмотрим, что с ним стало. Дети объясняют увиденное (яйцо окрасилось, потемнело, скорлупа растворилась, яйцо стало похоже на мячик).

Какой можно сделать вывод? (газированная вода разрушает скорлупу, краска остается на поверхности яйца).

В: Ребята, как вы считаете, можно ли пить газированную воду? (ответы детей: нет, она разрушит наши зубы, наш желудок, и они будут болеть)

 

В. Скорлупа, ребята, содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях: как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки Слайд показ иллюстраций.

Итог занятия.

Ребята, какие вы молодцы! Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).

Что больше всего вам понравилось? (ответы детей). Что еще хотите узнать.

Угощаю вас сладостями (шоколадные яйца).