Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Как видит ребенок с нарушением зрения

Дата публикации: 2020-03-05 18:47:45
Статью разместил(а):
Самокрутова Светлана Сергеевна

Как видит ребенок с нарушением зрения

Авторы: Самокрутова С.С., Киселева Т.В.

 

Число лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии увеличивается из года в год. Особое место среди людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) занимают дети с нарушением зрения.  Большинство  из них посещает обычные дошкольные учреждения, а в дальнейшем учатся в  массовых школах, где отсутствуют  специальные условия для воспитания и обучения для детей данной категории. Эти дети могут испытывать определенные сложно при обучении, о которых педагог может и не подозревать. Ведь считается, что, если ребенок в очках, значит, он прекрасно видит.

Человек с нормальным зрением воспринимает полную картину об окружающих объектах, видит их форму, величину, назначение, движение, мелкие детали.

Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения, таких как  острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции, снижение любой из которых  влечет за собой нарушение зрительного восприятия.

Нарушение функции остроты зрения проявляется в виде миопии, гиперметропии,  астигматизма, амблиопии. Это снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту, скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Невозможность дать точную характеристику объектам: размытые контуры, название предмета, сложность восприятия удаленности, сливание цветов, наложение одного предмета на другой. Все это мешает ребенку адекватно воспринимать  окружающий  мир. Ребенок, который некоторое время находился без коррекционной помощи, который всегда воспринимал мир таким, каким он виден на этой картине, не имеет четких, качественных и объективных представлений об окружающем мире.

Гиперметропия (дальнозоркость). Чтобы представить, что испытывают дети с дальнозоркостью, достаточно сильно близко наклониться к рабочей поверхности и выполнить какую-нибудь зрительную работу. Ребенок с таким заболеванием лучше видит вдали, чем вблизи. Поэтому  напряженная зрительная работа на близком расстоянии часто вызывает зрительное утомление, которое характеризуется головными  болями и неприятными ощущениями в глазах.

При миопии (близорукости) дети  лучше видят близкие, хуже - удалённые предметы. Отмечается нарушение сумеречного зрения. Такие дети рассеяны, горбятся при рассматривании, письме, чтении, часто жалуются на головные боли и боли в глазах, усталость, расплывчатость предметов. Излишняя работа вблизи ведет к перегрузкам цилиарной мышцы, ее гипотрофии, а также и к изменениям обмена веществ как в самой мышце, так и в нервах, склере, хрусталике. При отсутствии систематического расслабления цилиарной мышцы (при взгляде вдаль) наступает спазм аккомодации, что приводит к еще большему снижению остроты зрения.

Астигматизм – нарушение зрительной функции, при котором человек видит искажение изображения в виде расплывчатости, искривления прямых линий и другие отклонения. Симптомами астигматизма, помимо расплывчатого зрения,  являются головные боли,  преимущественно пульсирующего характера, жжение и  чувство наличия песка в глазах, повышенная утомляемость. при рассматривании предмета ребенок щурится, наклоняет голову набок, подносит его слишком близко к лицу, трет глаза руками.

При астигматизме круглые предметы кажутся ребенку приплюснутыми с одной стороны, прямая линия выглядит ломаной, перпендикуляр превращается в диагональ. Детям часто не даются навыки, связанные с глазомером, из-за смещения пропорций трудно рисовать, лепить, вырезать и тем более осваивать грамоту.  

На фоне описанных выше заболеваний глаз часто возникает амблиопия - это «ленивый глаз» или «слепое пятно»,  при котором без видимой причины понижается острота зрения. Для данного заболевания характерно нарушение бинокулярного зрения, глазодвигательных функций, сужение поля зрения, расстройство фиксации взора. У детей может снижаться  скорость восприятия, часто возникают трудности в определении сенсорных признаков предметов и в овладении измерительными навыками. Дети  лучше видят темные контуры на светлом фоне, хуже -  светлые изображения на темном.

Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. На картине видно, что изображения двоятся. Ребенок вместо одного четкого объекта видит два нечетких изображения, что ведет к ограничению, искажению и нечеткости восприятия. Ребенок не может дать правильную оценку расположения  предметов в пространстве, определить расстояние между предметами, их размеры, объем. Нарушается бинокулярное зрение -  способность видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, что ведет к искажению пространственного стереоскопического восприятия.

Важно понимать, что отсутствие специальных условий и несоблюдение педагогом офтальмогигиенических требований при обучении и воспитании ребенка с нарушением зрения может привести к более серьезным глазным патологиям, таким как слабовидение, остаточное зрение, слепота.

Поэтому педагогу необходимо:

1.  Владеть научными знаниями о гигиене и охране зрения;

2. Видеть отдельные признаки, симптомы отклонений зрительного восприятия;

3.  Иметь представления о том, как ребенок данной категории воспринимает окружающий мир.

В связи с этим возникает необходимость просвещения педагогов массовых образовательных организаций об особенностях воспитания и обучения детей данной категории.

 

Литература:

1. Бондаренко, М. П. Как ребенок с нарушением зрения видит окружающий мир / М. П. Бондаренко, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 3. — Странички для занятий с детьми «Мы вместе».

2. Денискина, В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5. — С. 20–28.

3. В.П. Ермаков. Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохра­ненным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения/Ермаков В.П. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 143 с. ил. — (Коррекционная пе­дагогика).

4. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению /З.П. Малева   -М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2009. - 127 с. — (Специ­альная коррекционная педагогика).

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации статей    
Подготовка статей        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь