Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир сенсорики»

Дата публикации: 2020-03-10 23:45:06
Статью разместил(а):
Дубленникова Елена Александровна

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир сенсорики»

Автор: Дубленникова Елена Александровна

МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», г. Ухта

 

 

Направленность: социально-педагогическая.

Возрастная категория: для детей с 2-3 лет.

Срок реализации: 1 год.

1. Пояснительная записка

Актуальность дополнительной общеобразовательной программа «Мир сенсорики» (далее - Программа) заключается в том, что в процессе ее реализации у детей раннего дошкольного возраста накапливается разнообразный сенсорный опыт, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Отличительные особенности Программы.

При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем  дошкольном возрасте оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей раннего возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, можно сделать вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.

Адресат Программы: Данная программа рассчитана на детей 2-3 лет. В этот период жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

Объем Программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения Программы – 25 часов в год.

Формы организации образовательного процесса: групповая.

В процессе реализации Программы используются разнообразные формы занятий:

- беседы с детьми;

- рассказ педагога;

- рассказы детей;

- рассматривание дидактических пособий, предметов;

- показ педагогом способов обследования предмета;

- экспериментирование;

-игры, игровые приемы

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, с декабря по май. Продолжительность занятий в первой младшей группе – 10 минут.

Срок освоения Программы: Составляет 25 недель, 1 год.

Цель и задачи Программы: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи.

Задачи:

- Развитие зрительных ощущений: побуждать различать цвет, форму, величину предмета.

- Развитие тактильной чувствительности: формировать умение различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».

- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.

- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.

- Дать представления о чередовании предметов по форме.

2. Учебный план.

Наименование разделов, тем

Количество часов в месяц (1 год обучения) 

Всего

1

Диагностика

1

1

2

«Пересыпание ложкой»

1

1

3

«Сортировка»

1

1

4

«Угости маленького и большого зайца морковкой»

1

1

5

«Огоньки ночью»

1

1

6

«Волшебный поднос»

1

1

7

«Шарики»

1

1

8

«Подбери по форме»

1

1

9

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

1

1

10

«Кто скорее соберет игрушки»

1

1

11

«Счетные палочки»

1

1

12

«Золушка»

1

1

13

«Воздушные шары»

1

1

14

Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны

1

1

15

Окрашивание воды

1

1

16

«Поможем зайке разложить игрушки»

1

1

17

«Ткани»

1

1

18

«Строим башню»

1

1

19

«Что лежит в мешочке?»

1

1

20

«Подбери петушку перышко»

1

1

21

«Сделаем куклам бусы»

1

1

22

«Спрячь мышку»

1

1

23

Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу.

1

1

24

«Башня из кубов».

1

1

25 

Диагностика

1

1

 

Всего:

25

25

 

3. Календарный учебный график

Дата начала учебного года

Дата окончания учебного года

Количество учебных недель

Продолжительность каникул

Сроки контрольных процедур

 02 декабря 2019г.

29 мая 2020г.

25 недель

1-8 января 2020

Диагностика:

1 неделя декабря

Последняя неделя мая

 

4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование, материалы

 

Количество часов

Дата проведения

1

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки и игры с центра сенсорики.

1

05.12.2019

2

 «Пересыпание ложкой»

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

Горох, ложки, глубокие емкости.

1

12.12.2019

3

«Сортировка»

Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями.

Шары разного цвета.

1

19.12.2019

4

 «Угости маленького и большого зайца морковкой»

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.

1

26.12.2019

5

«Огоньки ночью»

Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.

Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.

1

09.01.2020

6

«Волшебный поднос»

Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

Поднос с однотонным цветным дном, крупа.

1

16.01.2020

7

«Шарики»

Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

Шарики основных цветов.

1

23.01.2020

8

«Подбери по форме»

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.

1

30.01.2020

 

9

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Бельевые прищепки.

Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

 

1

06.02.2020

 

10

 «Кто скорее соберет игрушки»

Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.

Дидактическая игра «Игрушки».

1

13.02.2020

 

11

 «Счетные палочки»

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

Счетные палочки.

 

1

20.02.2020

 

12

 «Золушка»

Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Фасоль, тарелочки.

1

27.02.2020

 

13

«Воздушные шары»

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Дидактическая игра «Воздушные шары».

1

05.03.2020

 

14

 Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Грецкие орехи.

1

12.03.2020

 

15

Окрашивание воды

Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный).

Вода в прозрачных емкостях, краски

светлых и темных оттенков.

 

19.03.2020

 

16

 «Поможем зайке разложить игрушки»

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Игрушки: зайцы, сенсорный куб с

геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал.

1

26.03.2020

 

17

 «Ткани»

Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Пары одинаковых на ощупь тканей.

1

02.04.2020

 

18

 «Строим башню»

Обучение соотнесению по величине четырех предметов.

Строительный материал: кубики.

1

09.04.2020

 

19

«Что лежит в мешочке?»

Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

1

16.04.2020

 

20

  «Подбери петушку перышко»

Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.

 

Дидактическая игра «Подбери петушку перышко»

1

23.04.2020

 

21

 «Сделаем куклам бусы»

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

 

Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.

1

30.04.2020

 

22

 «Спрячь мышку»

Закреплять у детей представления о шести цветах.

 

Дидактическая игра «Спрячь мышку».

1

07.05.2020

 

23

Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

1

14.05.2020

 

24

 «Башня из кубов»

Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Деревянные кубики.

1

21.05.2020

 

25

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки и игры с центра сенсорики.

1

28.05.2020

 

 

5. Планируемые результаты.

Ожидаемые результаты к концу обучения.

- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.

- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

6. Комплекс организационно-педагогических условий.

Условия реализации программы: Занятия проводятся в помещении зимнего сада МДОУ «Д/с №10».

Оборудование: детские столы, стулья, магнитофон.

Информационно- методические ресурсы:

Средства и материалы:

·         Плоскостные геометрические фигуры                                                    

·         «Геометрическое лото»

·         Полоски основных цветов шириной 4 см                                           

·          Подносы с однотонным дном, крупа

·         Шары основных цветов                                                                        

·          Блоки – вкладыши на каждого ребенка

·         Игрушечные зайцы и морковки разных размеров                            

·         Бельевые прищепки, силуэты

·         Бумага черного цвета, гуашь                                                             

·         Счетные палочки

·         Кисти, баночки с водой                                                                          

·         Фасоль, тарелочки

·         «Воздушные шарики»                                                                                             

·         Грецкие орехи

·         Сенсорный куб с геометрическими фигурами                                                     

·         Пары одинаковых на ощупь тканей

·         Шнурки, разноцветные бусины                                                            

·         Строительный материал

·         Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Подбери петушку перышко», «Спрячь мышку».

Формы контроля Программы: Для отслеживания результатов обучения могут быть использованы как общенаучные методы (наблюдения и т. п.), так и специфические методы педагогической диагностики. Характерные для дополнительного образования детей: открытые показы, мастер- классы для педагогов.

Формы проведения педагогической диагностики, оценочные материалы: 

п/п

 

Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

 

Уровень

 

с

Ф

н

н

м

н

м

н

м

н

м

н

м

н

м

н

м

н

м

н

м

н

м

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С - сформировано - навыками владеет.

Ф - формируются – выполняет с помощью взрослого.

Н – не сформирован – не владеет.

Критерии:

1. Различает цвета.

2. Называет цвета.

3. Различает геометрические фигуры.

4. Называет геометрические фигуры.

5. Использует сенсорные эталоны.

6. Различает качества предметов.

7. Называет качества предметов.

 

Список литературы:

1. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет.- М.: Мозаика – Синтез.2003.- 120с.

2. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2013.- 72с.

3. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.- 56с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь