Музыкально-игровая деятельность как средство социализации и индивидуализации личности

Дата публикации: 2020-03-12 04:20:07
Статью разместил(а):
Зыкова Татьяна Анатольевна

Музыкально-игровая деятельность – важнейшее средство социализации и индивидуализации личности

Автор: Зыкова Татьяна Анатольевна

МАДОУ № 38 «Ёлочка», г. Серов

 

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.

Социализация личности ребенка – это процесс интегрирования ребенка в социальную среду. Определяется многими факторами: уровнем развития общества, степенью психо-физического развития  ребенка, его социальной активностью (в семье, в группе сверстников, в других социальных институтах), наличием организованных мер для повышения эффективности этого процесса.

Индивидуализация образования - поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.  

Повышение роли личностного фактора в развитии современного общества характеризуется не только культурными, экономическими и социальными преобразованиями, но и находит своё отражение в законотворческих актах.

Так, в «Законе об образовании в РФ» (ст.64 «Дошкольное образование», п.2) подчеркивается: «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности».

В ФГОС ДО одним из требований к ОП ДО является формирование Программы как Программы «психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста» (п 2.3). Данная Программа должна быть направлена на  «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей», «на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей».

Социологи, изучающие данную проблему, подтверждают актуальность её в музыкальной деятельности ребенка. Это обусловлено следующими причинами:

1. Музыкальное развитие ребенка зависит от уровня психофизических функций.

2. Музыкальная деятельность развивает социально значимые способности (чувство общности в детском коллективе и чувство самоценности).

Чувство самоценности очень важно для детей с особенностями психофизического развития (ослабленное здоровье, неразвитые психические функции, нарушения речевой и двигательной активности). Это затрудняет общение детей, усиливает низкую самооценку ребенка.

В основу содержания работы музыкального руководителя могут быть положены следующие компоненты:

1. Виды музыкальной деятельности, адекватные психофизическому развитию детей и активно развивающие их при некоторых особенностях, например, нарушенная моторика – музыкально-ритмические игры, основанные на кистевых и пальцевых движениях; нарушенное звукопроизношение – музыкально-артикуляционная гимнастика, детский музыкальный и устный фольклор, игры-звукоподражания; несформированный фонематический слух – дидактические игры на дифференциацию музыкальной и немузыкальной звуковой реальности, вокальные игры-звукоподражания; неразвитая экспрессивная речь – анализ взаимосвязи речевой интонации и СМВ в процессе музыкально-дидактических и вокальных игр.

2. Игровой метод позволяет активизировать ряд психических функций, предотвращает переутомление и способствует творческой атмосфере на занятиях.

Игровая деятельность – доминирующий вид деятельности для детей 3-8 лет. «Содержание … образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности» (см. ФГОС ДО п. 2.7.).

3. Коллективное музицирование как организационная форма музыкальных занятий представляет в данном случае специализированный социальный институт. Музицирование - это первозданный метод приобщения человека к музыке, древнейшая, первичная музыкальная стихия. Она понятна детям как игра в кубики, и к ней ребёнок должен прикоснуться на ранней стадии развития так, как она – залог его будущего музыкального развития. Данный вид деятельности необходимо использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Во взаимоотношениях участников музыкального коллектива проявляется гуманистическая направленность музыкального воспитания – сотрудничество и партнерство. Для такого коллектива характерны свои ценности: уважение к личности ребенка, вера в его силы, сопричастность, взаимопомощь.

Специфика организации музыкальной деятельности в контексте данной темы заключается в следующем:

1. Построение деятельности на основе учета корригирующих (улучшающих, правящих, подправляющих) задач как группы детей, так и каждого отдельного ребенка.

·         Вокальная деятельность представлена детским фольклором, ролевыми песнями, вокально-артикуляционной гимнастикой, вокальными играми-упражнениями.

·         Музыкально-ритмическая деятельность выступает в качестве двигательной динамической паузы, ритмики с элементами лечебной физкультуры и пальчиковой гимнастики, творческих заданий на реализацию определенных музыкальных образов и основана на формировании у ребенка осознанности движений.

·         Музыкально-дидактические игры имеют корригирующую направленность (развитие фонематического, речевого, ритмического слуха, познавательной деятельности – восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения), их организация предполагает индивидуальные условия заданий и темп выполнения.

2. Музыкальная деятельность основывается на фольклорном материале, который легко интегрирует ребенка в общество и обеспечивает синтез видов деятельности на занятии. Фольклорные жанры обладают доступностью и разнообразием, способны привлечь родителей к совместной музыкальной деятельности. Огромную роль в музыкальном развитии ребенка  играет совместное домашнее музицирование. Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание.

Игровая организационно-методическая основа музыкально-корригирующей работы стимулирует творчество, придает музыкальной деятельности увлекательный, интересный характер, вызывая у ребенка повышенную самоотдачу.

В игре ребенок приобретает определенный опыт и у него начинает формироваться культура межличностных отношений. В игре ребенок учится сосуществовать, ориентируясь на окружающих, пытаясь соответствовать принятым нормам, приучается к соблюдению правил, умению объективно оценивать поступки своих сверстников. Сама игра, ее структура, порядок и правила являются источником положительных эмоциональных переживаний рождающих взаимопомощь, чувство дружбы, товарищества, сотрудничества, успеха в достижении общего дела. Игра дает детям возможность почувствовать себя взрослыми, примерить на себя разные характеры (профессии, социальные роли), научиться принимать решения в сложных ситуациях, с которыми в реальной жизни они еще не сталкивались, строить "ролевые" взаимоотношения со сверстниками. Это увлекательно для детей и это необходимо для дальнейшей их жизни в обществе.

Игры и  упражнения с активным музыкальным восприятием способны решить целый комплекс важных вопросов не только социализации, но и здоровьесбережения в работе с дошкольниками и младшими школьниками:  удовлетворить свои потребности в движении и стабилизировать эмоции;  научить владеть своим телом;  развить не только физические,  но и умственные  способности, нравственные качества. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают психофизиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Деятельность по использованию игротерапии с применением технологий артпедагогики придает смысл и глубину сохранения и становления здоровья, связывает между собой блоки игровой и музыкальной деятельности, способствует развитию гармоничной личности.

При систематическом вовлечении детей в развивающую музыкально-творческую деятельность на основе форм, методов и приемов музицирования, будет достигнута положительная динамика в их стремлении к активному и позитивному взаимодействию с окружающими.

Результат данной работы:

- развитие дыхания – сформированность умений дифференцировать свое дыхание;

- сформированное звукопроизношение – развитый звуковой аппарат и мимическая мускулатура;

- сформированность экспрессивной речи (музыкальной и речевой интонации);

- умение анализировать, дифференцировать и воспроизводить музыкальные и немузыкальные звуковые явления;

- развитие речевого слуха.

 

Литература:

1. Лобанова Т.В. Музыкальная деятельность как педагогическое средство социализации детей-инвалидов: дис. канд. пед. наук / Т.В. Лобанова ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.