Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС

Дата публикации: 2020-04-29 14:17:16
Статью разместил(а):
Климентьева Светлана Анатольевна

Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС

Автор: Климентьева Светлана Анатольевна

 

Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению. 

На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей. 

Поэтому большинство воспитателей должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. 

С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей. 

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ. 

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. 

Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы. 

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы: 

1. Принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию. 

2. Принцип природособразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической  и  социальной природе  ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии. 

3. Принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия». 

 4. Принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия. 

5. Принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве; 

6.  Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у  детей. 

7. Принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка 

В чем же заключается особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ? 

Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ. 

·         Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи: 

Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков. 

·         Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения:

Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт. 

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями 

Специальная наглядность: демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5 см; 

- преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах; 

- особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы; 

- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома): 

- предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать; 

- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении; 

-посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога. 

·         Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР:

- Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации) 

- Схемы и алгоритмы действий 

- Модели последовательности рассказывания, описания 

- Модели сказок 

·         Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта:

- Предметы для развития перцептивных действий 

- Предметы для развития сенсорной сферы 

- Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины 

- Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей 

·         Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха:

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. 

- Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий 

- Схемы составления описательных рассказов, предложений 

- Схемы последовательности действий 

·         Предметно-развивающая среда для детей с НОДА:

Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам при взаимодействии с ним нужно учитывать такие психологические особенности: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении. 

Если в ДО поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия: 

- Свободное малоизрезанное пространство 

- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам 

- Разнообразные шнуровки по темам 

- Рамки Монтессори 

-  Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки 

- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки. 

Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии: 

1.        Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ 

2.        Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы. 

3.        Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы. 

4.        Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого). 

5.        Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению). 

6.        Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр. 

7.        Учёт гендерных различий детей в построении среды. 

8.        Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей. 

9.         Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ). 

10.        Привлечение детей к оформлению группового помещения. 

11.        Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде. 

12.        Целесообразное соседство уголков. 

13.        Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ. 

Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ.Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС. 

Педагогическая работа воспитателя в группе, которую посещают дети с ОВЗ, будет эффективна при условии систематического самообразования. 

 

Литература:

1. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектульном развитии: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. СПб: ЛОИУУ, 1996. 

2. Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированых дошкольных учреждениях. М., 1994 г. 

3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012 

4. Создание специальных условий в образовательном учреждении для детей с расстройствами аутистического спектра. Методический сборник / Под. ред. Самсоновой Е.В. —М.: МГППУ, 2012. 

5. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь