Проект "Лаборатория Почемучкина"
Проект "Лаборатория Почемучкина"
Автор: Мерлина Елена Евгеньевна
МДОУ «Детский сад № 92 «Черемушка», г. Волжский Волгоградской области
Классификатор |
Типы проектов |
По методу, доминирующему в проекте |
Информационный, исследовательский |
По характеру содержания проекта |
Ребенок и природа |
По характеру участия ребенка в проектировании |
Исполнитель и участник |
По характеру контактов |
Внутри одной группы, открытый (с родителями) |
По количеству участников проекта |
фронтальный |
По продолжительности реализации проекта |
долгосрочный |
Состав участников – дети, родители (законные представители), воспитатели.
Проблема – неумение детьми устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Цель – развитие познавательного интереса детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Сформировать основные природоведческие представления и понятия о неживой природе посредством художественной и научно-популярной литературы.
2. Формировать собственный познавательный опыт у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей).
3. Развивать у детей познавательные способности: умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Развивать любознательность, творческие и коммуникативные способности детей.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):
Подготовительный этап.
Формы работы:
- Анализ научной и методической литературы.
- Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями.
- Подборка опытов с описанием проведения.
- Организация предметно-развивающей среды.
Содержание деятельности:
- Определение актуальности, проблемы, цели.
- Наблюдение, беседы.
- Создание условий для детского экспериментирования.
- Подбор оборудования для проведения опытов.
Основной этап.
Формы работы:
- Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.
Содержание деятельности:
- Организация предметно-развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием).
Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы.
Работа с родителями: консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания.
Заключительный этап.
Формы работы:
- Перспективы.
Содержание деятельности:
Открытое мероприятие «Музыка ветра», «Извержение вулкана», «Кругосветное путешествие капельки», «Таинственная снежинка».
Презентация результатов и продуктов деятельности.
Оформление картотеки «Опыты Лаборатории неживой природы».
Предполагаемый результат:
· Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию.
· Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
· Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением.
· Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач.
· В диалоге с взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
· Будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
· Повысится уровень участия родителей в формировании у детей исследовательского поведения.
Описание продукта, полученного в результате проекта:
· оформление проектной папки.
· оформление картотеки «Опыты Лаборатории неживой природы».
· создание мини-лаборатории.
· создание Станции «Лаборатория Почемучкина» в экологической тропинке детского сада.
Актуальность.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Таким образом, опираясь на педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей А.И. Савенкова, Л. Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.
Я уверена, что систематические игры – экспериментирования, занятия с опытами во всех видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Межпредметные связи:
Название раздела программы |
Содержание |
Задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
Трудовые поручения, действия. Игровая деятельность. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. |
Формировать основы экологической культуры. Знакомить с правилами поведения на природе. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. |
Познавательное развитие |
Познание многообразных свойств и качеств окружающих предметов, исследования и экспериментирование. |
Развивать сенсорную культуру, кругозор и познавательно – исследовательскую деятельность в природе. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. |
Речевое развитие |
Формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов. Чтение художественной литературы. |
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующего словаря. Расширять представления о предметах и объектах средствами художественной литературы. |
Художественно-эстетическое развитие |
Фиксация результатов опытов и экспериментов. |
Расширять кругозор в части изобразительного искусства. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. |
Физическое развитие |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье. |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта - методическая литература по теме проекта, фотоаппарат, компьютер, книги по экологии, энциклопедия «Википедия».
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап |
Содержание деятельности |
Сроки |
Поисковый |
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания |
Март |
Аналитический |
Формирование задач, накопление информации, построение плана деятельности |
Март - апрель |
Практический |
Работа над проектом, его оформление. Проведение бесед, занятий, опытов |
Апрель - декабрь |
Презентационный |
Открытые занятия-опыты |
Май, август, ноябрь, февраль |
Контрольный |
Оценка результатов проекта |
Февраль |
Организационные формы работы над проектом:
Формы работы |
Название |
Сроки |
Непосредственно образовательная деятельность |
Занятия, беседы по теме, проблемные ситуации, чтение художественной литературы, фиксация опытов, дидактические игры, видеопрезинтации |
В течение года |
Опыты и эксперименты |
- Песок и глина; вода; воздух - растения; человек - магнит; термометр и температура; свет; электричество - мир ткани; мир бумаги; мир стеклянных вещей - Земля, Космос - металл и пластмасса |
В течение года |
Наблюдения |
За живыми объектами и явлениями природы, сезонными изменениями в природе |
В течение года |
Экскурсии |
По экологической тропе детского сада |
В течение года |
Взаимодействие с родителями |
- Помощь в оснащении предметно-развивающей среды для детского экспериментирования - Беседы с детьми дома: кто такие ученые, что такое эксперимент - Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» - Родительское собрание: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» - Домашнее задание на зимние каникулы: провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов) |
В течение года |
Групповое обсуждение |
Беседы по теме «Что такое Вселенная?», «Наша планета – Земля», «Что такое погода?», «Что такое воздух?», «Откуда берется радуга?» |
В течение года |
Форма проведение презентации – итоговые мероприятия:
Открытые занятия-опыты: «Музыка ветра», «Извержение вулкана», «Кругосветное путешествие капельки», «Таинственная снежинка» |
Май, август, ноябрь, февраль |
Литература:
- Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
- Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64 с.