Приобщение дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству
Приобщение дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству
Автор: Гумирова Гулия Рамильевна
МДОАУ «Детский сад № 117», Оренбург
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетие».
Б.М. Немецкий.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики в современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышению уровня развития эстетического вкуса и развития творческой активности у детей, а также воспитанию патриотических чувств. Прикладное народное творчество в дошкольной педагогике давно признано незаменимым средством формирования гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия формирования личного отношения к действительности.
В практике художественного воспитания дошкольников сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются с детьми старшего дошкольного возраста я провожу занятия, на которых дети придумывают узоры в стиле какой – либо росписи. Например, я могу предложить нарисовать эскиз ткани для платья Снежной королевы, используя мотивы Гжельской росписи; украсить кокошник в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи и т.д. Дети могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.
Делать занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством интереснее, разнообразнее мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности. И от того на сколько эмоционально я организую эту работу, во многом зависит смогу ли я воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.
Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности; необходимо освоение детьми богатого художественного опыта, как на занятиях, так и в повседневной жизни в разнообразных играх.
Как средство активизации обучения изобразительному искусству использую художественно-дидактические игры на занятиях по декоративному рисованию.
Тренировочные задания.
В качестве наиболее подходящей формы словесного творчества подходит комплексное сочинение сказки, истории и является той ситуацией, при которой снимаются барьеры для творчества. Каждый ребенок чувствует себя его соучастником: сочиненный продукт - это его продукт, а это многократно увеличивает активность детей. Например:
1. Детям предлагается по данному началу сказки придумать продолжение.
2. При закреплении изученных росписей предлагается по стилю узнать узор, к какому виду росписи относится:
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золотому фону затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка
А где-то кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.
(Хохломская роспись).
Частично-поисковые задания.
Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например:
1. Проводится игра: «В гостях у народных мастеров».
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.
2. Игра: «Подбери пару».
На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Детям предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры.
Творческие задания.
Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу, закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.
1. Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.
2. При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Например: нарисовать 2х различных Матрешек, которые между собой чем-то похожи.
Сходства дети могут выявить:
а) по форме: Полхов - Майданская и Калининская;
б) по узорам: Полхов - Майданская и Семеновская;
в) без цветов, в фартуках: Загорская и Русская.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчётливее выступают одни, в других – иные.
Анализ проведенной игры направлен на выявление её эффективности её подготовки и проведения: какие из них оказались результативными в достижении поставленных целей, а что не сработало и почему. Это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Анализ позволяет выявить индивидуальные особенности детей и, значит правильно организовать работу сними.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который используется в игре (показ предметов, картинок).
2. Объяснение хода и правил игры, четкое их выполнение.
3. Показ игровых действий (учить правильно выполнять действия).
4. Определение роли воспитателя в игре, участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера непосредственного участия в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Направлять действия играющих советом, вопросом, напоминанием.
5. Подведение итогов игры по результатам, которые дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности. Подчеркнуть, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимания и дисциплины.
Заканчивая игру, я поддерживаю интерес к дальнейшей игре, создаю радостную перспективу ожидания. Обычно говорю: «А в следующий раз будем играть ещё интереснее» или «Новая игра будет ещё интересней».
Главное в моей деятельности – это совместное творчество с детьми.