Инновационные технологии в работе учителя-логопеда
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда
Автор: Сальникова Юлия Петровна
Помимо традиционных заданий, направленных на развитие фонематических процессов, автоматизацию звуков и формирование лексико-грамматических категорий, дистанционно совместно с родителями воспитанников старшей и подготовительной логопедических групп реализовали проект «Дидактический синквейн». Это очень творческое и увлекательное задание, направленное на повышение эффективности образовательного процесса и внедрение инновационных методик.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Использование синквейна в коррекционной работе позволило активизировать познавательную деятельность и способствовало более успешному развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи.
Детям на выбор были предложены несколько лексических тем: «Весна», «Космос» или «Возвращение перелетных птиц». С начала учебного года велась предварительная работа. Дети были знакомы с понятием «синквейн» и с правилами его составления, поэтому этот проект вызвал эмоционально положительный отклик как у детей, так и у родителей. Составлять cинквейн было очень просто и интересно.
Актуальность использования дидактического синквейна заключается в следующем:
- обогащение и актуализация лексического состава речи;
- закрепление навыков словообразования;
- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;
- способствует развитию творческой активности;
- способствует развитию образного мышления;
- содержит игровой момент;
- используется для закрепления изученной лексической темы.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Структура составления синквейна для детей:
1-я строка: название предмета или слово-предмет (существительное или местоимение кто? что?)
2-я строка: два слова-признака (какой? какая? какое? какие?)
3-я строка: три слова-действия (что делает? что делают? )
4-я строка: короткое предложение по теме из четырёх слов
5-я строка: слово-предмет, связанный с первым словом (обобщающая ассоциация)
Форма синквейна напоминает елочку.
Работа проходила в несколько этапов:
1 этап: Введение понятия «слово-предмет» (существительное или местоимение кто? что?) На этом этапе дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы.
2 этап: Введение понятия «слово-признак предмета». На этом этапе дети накапливали материал для распространения предложения определением.
3 этап: Введение понятия «слово – действие предмета» (что делает? что делал?). На этом этапе дети рассматривали простые сюжетные картинки и отвечали на вопросы по картинке.
4 этап: Знакомство с понятием «предложение». На этом этапе дети составляли предложения с опорой на картинки, по выполненным действиям. Учились составлять графическую схему предложения.
Обязательное условие - необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.
Свои работы (синквейны) дети с помощью родителей или самостоятельно оформляли в виде рисунков с текстом.
Таким образом, использование технологии составления синквейна будет способствовать более успешной коррекции всей речевой системы у детей с ОНР. При составлении синквейна у детей активизируется и обогащается лексическая сторона речи, формируются грамматические представления, дети учатся составлению предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Все это способствует развитию связной речи и создает платформу для умения составлять тексты разного типа: повествование, описание или рассуждение.
Список литературы:
1. Безрукова О.А. Грамматика русской реч/ учебно-метод.псобие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. Ч.1 – М.: Русская речь, 2013
2. Душка Н.Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» logoped-sfera.ru/sinkvein-v-rabote-porazvitiu-rechi-doshkolnikov
3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т.В. Волосовец, - М.: - 2008.