Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
Автор: Фасхутдинова Елена Николаевна
МКДОУ "Детский сад №1 "Светлячок", г. Малмыжа Кировской области
Развитие творческих способностей, а также формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать. Данное направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, кроме этого побуждают ребенка к самостоятельной деятельности. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.
Нередко, в ходе музыкальных занятий, развлечений и утренников, а также свободной деятельности, выполнение некоторых заданий, с применением творческого подхода вызывает у детей затруднения. Дети начинают стесняться, копировать педагога и друг друга.
В связи с этим возникает необходимость построения определенной системы работы, направленной на углубленное развитие творческих способностей детей. В основе любой системы работы лежит диагностика. Полученные данные помогают правильно спланировать работу по формированию творческих способностей детей, подобрать репертуар, соответствующий уровню развития группы.
Музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности – пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, поэтому необходимо включать творческие задания в каждый из них. Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения.
В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие всех педагогов, которые работают с детьми. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Для развития творческой деятельности детей требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования.
Выделю приемы, которые можно использовать для развития творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности.
Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять яркие их них, они используют опыт восприятия музыки и в творческих импровизациях.
В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами. Это лишь первая ориентировка в творчестве. Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать песни, в которых поется о каком-либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т.д. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по – своему.
Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению. Педагог, направляя деятельность детей, дает им творческие задания с постепенным усложнением. Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей. Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре. И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов.
Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают, распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно. Педагог лишь вначале рассказывает содержание сказки, рассказа и исполняет музыкальное произведение, иллюстрирующее их отдельные эпизоды. Можно также сразу после прослушивания инсценировать игру. Встретившись с затруднениями, обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа. Дети предлагают различные варианты исполнения творческого задания.
Развитие способности детей к импровизации происходит и в таком виде деятельности как игра на детских музыкальных инструментах.
Начиная со средней группы, детям дается установка на другой вид деятельности: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания. Для развития творческой деятельности в игре на инструментах можно использовать яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры. Необходимо вызвать у детей желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.
Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарное музицирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.
Можно предложить детям следующие творческие задания:
- озвучивание стихотворений, сказок;
- озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах.
Те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д.
Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы воспитанники не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.