Индивидуальное логопедическое занятие. Автоматизация звука Ш в словах
Индивидуальное логопедическое занятие. Автоматизация звука Ш в словах
"Учимся красиво произносить звук «Ш» вместе с Нюшей"
Автор: Круглякова Татьяна Александровна
МБДОУ "ДС № 7"
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
- совершенствование артикуляционной моторики;
- автоматизация звука «ш» в словах;
- совершенствование употребления существительного с числительным;
- продлжать развивать фонематическое восприятие.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие мелкой моторики с использованием массажного шарика Су-Джок;
- развитие пространственной ориентировки.
3. Коррекционно-воспитательные: продолжать работу над мотивацией в ходе работы над звукопроизношением.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Слушай внимательно, отгадай загадку.
Румяные щёчки, нос пятачком
И маленький хвостик крючком.
Эта прекрасная хрюша
Одна из Смешариков … (Нюша).
Однажды Нюша сидела дома и скучала. Надувала воздушный шарик и сразу же его сдувала: ш-ш-ш … Нюша в задумчивости тоже повторяла: ш-ш-ш … Она не сразу догадалась что уже научилась правильно произносить звук «ш».
2. Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня мы вместе с Нюшей будем стараться правильно произносить слова со звуком «ш».
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Нюша, недолго думая, решила подкрепиться. Налила в чашечку ароматного чая (ребенок выполняет упражнение «чашечка»).
Достала блинчики и бублики (упражнения «блинчик» и «бублик»), баночку с вареньем (упражнение «вкусное варенье»).
4. Артикуляционная характеристика звука. (Использование пособия «Язычок»).
Логопед: Мы учили правило про звуки и буквы и знаем что звуки мы ….
Ребенок: Слышим и произносим.
Логопед: Верно. Для того, чтобы произнести звук «ш» язычок должен образовывать … (показ на модели язычка).
Ребенок: «Чашечку».
Логопед: Кончик языка расположен за … (показ с помощью модели).
Ребенок: Верхними зубами.
Логопед: Губы округлены, как «бублик».
Зубы видны, между ними небольшая щелочка.
По середине языка через щелочку проходит теплая воздушная струя.
Положи руку на шею, произнеси «ш», проверь работу голоса.
Ребенок: Горлышко не дрожит, голосок не работает.
5. Характеристика звука.
(Используем массажер Су-Джок).
Логопед: При произношении звука «ш» зубы сближены и преграждают путь воздушной струе, то звук какой будет гласный или согласный?
Ребенок: Согласный.
Логопед: Ш-ш-ш … Твердый или мягкий?
Ребенок: Твердый.
Логопед: Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук?
Ребенок: Синим цветом.
Логопед: Возьми синий массажный шарик и покатай по ладошкам круговыми движениями. (Выполняет под счет до 10).
Мы проверили что горлышко не дрожит, значит звук «ш» какой?
Ребенок: Глухой.
6. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Нюша неспеша перечитывает стихи, которые написал о ней Бараш …
Как только услышишь наш звук, хлопни в ладоши.
Она девочка-хрюшка,
Бараша подружка.
Нет краше и лучше
Смешарика Нюши.
7. Автоматизация звука «ш» в словах.
(Использование массажных шариков Су-Джок).
Логопед: Бараш позвал Нюшу погулять и она стала собираться.
Игра «Что в шкафу?». Картинка шкафа, на полках предметы, в названии которых есть звук «ш».
Логопед: Отвечай на вопросы и на соответствующие картинки клади массажный шарик.
Что находится на верхней полке справа? (Матрешка.)
Что находится под шапкой? (Машинка.)
Что находится справа от карандаша? (Груша.) и т.д.
Хорошо.
8. Автоматизация звука «ш» в словах и звуко-буквенный анализ слов с использованием массажного шарика Су-Джок.
Логопед: А теперь давай поможем Нюше одеться, называем только те предметы одежды, в названии которых есть звук «ш».
Ребенок: Шуба, шарф, шапка.
Логопед: Перед тобой схема слова ШУБА, определи в нем место звука «ш» и положи на соответствующее место шарик букву Ш .
Теперь в словах ШАРФ и ШАПКА. Верно, во всех этих словах звук «ш» стоит в начале слова. Возьми любую карточку и выложи массажными шариками звуковую схему слова.
9. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Рисование двумя руками.
Логопед: Наконец Нюша собралась и поспешила на улицу. Нюша шла до большого дерева с качелями по левой дорожке, а Бараш в то же самое время шел по правой. Давай одновременно проведем пальчиками по этим дорожкам и поможем им встретиться.
10. Связь звука с буквой.
Затем логопед показывает картинку с изображением двух букв Ш. Это звуки или буквы?
Ребенок: Буквы.
Логопед: Верно, их напечатали в типографии, а мы их глазками увидели.
Давай попробуем обвести буквы двумя руками одновременно.
Здорово! Молодец!
11. Итог. Логопед: Сегодня ты очень старался правильно произносить слова со звуком «ш».