Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании
Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании
Авторы: Асадуллина Лилияна Ильгизаровна,
Тухватуллина Гузаль Занаиловна,
Сахабутдинова Гульнара Тагировна,
Искандарова Ляйсан Рамазановна
В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, сохраняется необходимость продолжения работы дошкольных организаций по осуществлению занятости детей в соответствии с их образовательными потребностями.
Сегодня мы хотим затронуть актуальную для всех тему – организация работы в дистанционном режиме с детьми, не посещающими ДОУ.
В нашем детском саду с помощью популярных мессенджеров и современных онлайн-технологий обеспечивается комплексный подход к реализации задач обучения и воспитания. С целью создания оптимальных условий для активной творческой деятельности воспитанников, вовлечения их в социальную жизнь, ознакомления с актуальными событиями и праздниками разработан тематический план работы, в который включены:
· образовательные интенсивы;
· онлайн-конкурсы;
· воспитательные мероприятия;
· организация занятий по изучению правил дорожного движения.
Необходимо отметить, что основными формами дистанционной работы с детьми являются:
- Offline-режим – когда взаимодействие с воспитанниками осуществляется в отложенном режиме с использованием приложений и элементов социальных сетей: Instagram, Вконтакте, What’s up, а также функции обратной связи на сайте детского сада.
- Online-режим – когда взаимодействие педагога с ребенком осуществляется непосредственно у автоматизированного рабочего места. В этом случае нами применяется платформа ZOOM.
Остановимся подробнее на вопросе организации дистанционной работы через онлайн-приложения и социальные сети.
Детский сад имеет аккаунт в приложении Instagram. Дошколята получают задания, смотрят мастер-классы, участвуют во флешмобах и фото-конкурсах. С 1 июня в инстаграме Детского сада проходил флешмоб, посвященный Международному дню защите детей - дети активно участвовали в конкурсе рисунков «Счастливое Детство». Проводится фотоконкурс «Вот оно какое, наше лето!».
Данный вид работы помогает нам получить быструю обратную связь от детей и вдохновляет педагогов на дальнейшую продуктивную деятельность. В июле планируем организовать конкурс рисунков на асфальте «Лето разноцветное», «Невиданное существо», «Мои трогательные воспоминания».
Большое внимание уделяется работе по удовлетворению образовательных потребностей воспитанников. Педагоги детского сада проводят творческие развивающие и обучающие онлайн-занятия не только с познавательными видео по всем направлениям развития ребенка, но и с подборкой заданий для практического выполнения. Были освещены темы: «Народные приметы лета», «Заповедники и охраняемые территории», «Летние месяцы» и другие.
Ориентируясь на запросы родителей, мы помогаем им организовать деятельность по воспитанию и развитию детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В инстаграме Детского сад каждый родитель найдёт много интересного для совместных занятий с детьми на каждый день: «Мелки на палочке», «Мыльные пузырьки, которые светятся в темноте», «Пушистые краски», «Море в бутылке».
Кроме того, педагоги осуществляют активное взаимодействие с родителями через социальную сеть «Вконтакте», где размещают материалы и задания для детей с инструкциями по выполнению для родителей. Педагогами разработаны и размещены занятия по теме "Животный мир Башкортостана", «Город, в котором я живу», памятки для родителей с общими рекомендациями «Безопасность детей на воде в летний период», «Безопасность детей в летний период», «Детский травматизм в летний период» и др. Проводится конкурс рисунков и фотографий «У бабушки в деревни».
В мессенджере «WhatsApp» созданы родительские чаты с полезными материалами для детей и родителей, необходимой информацией о предстоящих онлайн–мероприятиях путем размещения ссылок. Родителям предоставляется методический и дидактический материал в соответствии с перспективным и тематическим планированием на летний период: презентации, иллюстративный материал по образовательным областям, рекомендации по чтению литературных произведений, заучиванию наизусть стихотворений, скороговорок и т.д., который может использоваться для проведения досугов с детьми по своему желанию и с учетом своих возможностей.
В ходе дистанционной работы педагоги обращаются к очень важной и актуальной теме соблюдения детьми правил безопасности в быту и на улице. Педагоги детского сада представляют видео, театрализованные постановки, кукольные театры по правилам пожарной безопасности «Буратино и его друзья», дорожной безопасности «В гостях у Светофорика». Для закрепления правил после просмотра детям предлагаются онлайн-задания. Нельзя не сказать о создании интерактивного информационного блока по освоению правил дорожного движения, в который включены мероприятия по формированию навыков безопасного поведения на дороге всех участников дорожного движения.
В целях предоставления родителям необходимой помощи в творческом поиске идей для совместных дел с детьми в период карантина на официальном сайте Детского сада создан тематический блок «Обучаемся дома вместе!». Посредством функции обратной связи педагоги информируют родителей о новостях и предстоящих мероприятиях и получают отзывы и предложения по повышению качества обучения.
Особенно эффективной инновационной формой работы с воспитанниками и родителями является работа в онлайн-режиме с использованием платформы «ZOOM».
Zoom - это облачная платформа для проведения видеоконференций, позволяющая общаться, обмениваться информацией, выполнять совместную работу с группой и подгруппой детей, а таке родителей в режиме реального времени. В настоящее время в онлайн-режиме реализуется проект «Творческая мастерская». Под чутким руководством педагогов дети постигают основы художественного творчества, а специально подобранные задания помогают ребенку развить его творческие способности, личностный потенциал, поддержать детскую инициативу. Для вовлечения родителей в единое образовательное пространство, создания условий для их педагогического просвещения проводятся онлайн встречи, индивидуальные и групповые тренинги, консультации, мастер-классы, родительские собрания.
Кроме этого с целью определения вектора дальнейшей деятельности учреждения, обмена опытом, решения возникающих проблем методической службой ДОУ разработан план совещаний, консультаций для педагогов с использованием платформы «ZOOM».
Таким образом, в настоящее время дистанционную деятельность образовательных учреждений можно рассматривать не только как инновационную форму реализации непрерывного образования, но и многофункциональный и необходимый инструмент взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Список литературы:
1. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
2. Fedina N.V. et al. Use of Distance Learning Technologies in the Course of Implementing Educational Programs in Preschool Education //Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Т. 13. – №. 11. – С. 7561-7571.
3. Федина Н.В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.
4. Н. Федина. Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14.