Использование интерактивного оборудования в работе с детьми раннего возраста в доме ребенка
Использование интерактивного оборудования
в работе с детьми раннего возраста в доме ребенка
Авторы:Кристюк С.В. и Якушина И.В.
ГКУЗ АО «Специализированный дом ребёнка», г. Архангельск
Интерактивное оборудование (ИО) активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом жизнедеятельности не только взрослых, но и средством обучения детей. Использование такого оборудования делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, интересным, эмоциональным, поэтому — результативным. В нашем учреждении имеются интерактивный стол и интерактивный пол.
Интерактивный стол (ИС) — представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. ИС был специально разработан для детей дошкольного возраста и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Очень удобно, что в программном обеспечении ИС заложена возможность ведения речевых карт на каждого ребёнка, в которых можно отследить динамику развития. Кроме того, имеется достаточное количество игр и упражнений, рассчитанных на детей раннего возраста, с описанием целей, задач и методики их проведения.
В своей работе мы используем игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики («А ты так можешь?», «Настольные пальчики»), артикуляционную гимнастику, игры на формирование воздушной струи («Торт со свечками», «Снежинки», «Ветерок и жуки» и т.д.), развитие слухового восприятия («Кто сказал му?», «Загадки звуков?» и т.д.), звукоподражания («Игрозвуки», «Тик-так-звуки» и т. д.), грамматики, связной речи («Бежит-лежит», «Кто что делает?» и т.д.), лексики («Комариная школа», «Мышкин завтрак» и т.д.), развитие зрительного восприятия («Невнимательный художник», «Волшебник» и т.д.). На ИС можно провести коррекционно - развивающее занятие полностью. Или можно использовать в занятии отдельные игры и упражнения на ИС.
Интерактивный пол (ИП) представляет собой напольную проекцию, которая мгновенно реагирует на движение человека, находящегося в зоне проекции. В комплект оборудования входят: проектор, который проецирует картинку на поверхность пола, камера, которая улавливает движение в зоне проекции и компьютер, который принимает сигналы с камеры и передаёт на проектор изменённую картинку. В основе проекций лежит базовый эффект— это какое-то уникальное действие на интерактивной поверхности: колебание воды, дуновение ветра, рябь на воде, лопание шариков, расплывание рыбок … Базовый комплект состоит из 80 проекций.
Готовой методики использования ИП пока не существует. Перед нами стояла задача включить игры и упражнения с применением ИП в свою работу.
Мы провели отбор проекций, которые можно объединить в комплекс упражнений для одного занятия или использовать как часть занятия, развлечения для детей. Составили их картотеку. Здесь учитывается тематика, доступность восприятия, чередование двигательных и расслабляющих проекций. Условия проведения занятий на ИП обусловлены тем, что оборудование стационарно установлено в холле учреждения.
Организация занятий с интерактивным оборудованием определяется участием малой подгруппы детей одного уровня развития для корректировки длительности, сложности заданий, количества игр и упражнений.
Длительность занятия может варьироваться от 10 до 20 минут. Занятие может включать до 4-5 игр и упражнений. Также, игры и упражнения с использованием ИО, могут быть элементом, частью занятия учителя-дефектолога.
В планирование могут быть включены тематические занятия «Цветы», «Бабочки», «Зима. Новый год», «Рыбки» и т.д. Занятие повторяется с элементами усложнения (использование вспомогательных игровых атрибутов) и новыми игровыми заданиями в течение лексической темы.
Использование нами интерактивного оборудования в работе позволило:
- обогатить представления детей об окружающем мире, используя проекции, приближенные к реальности, преодолевая влияние пребывания в закрытом учреждении;
- развить эмоциональную сферу; создать атмосферу успешности для каждого ребёнка, поощряя уверенность и инициативу в самостоятельных проявлениях детей;
- активизировать познавательный интерес, развить познавательные навыки, зрительно-двигательную координацию;
- способствовать физическому развитию, используя двигательные упражнения, дидактические игры и задания;
- стимулировать речевую активность, предоставить возможность общения и взаимодействия в разных ситуациях;
- обеспечить наглядность, которая в совокупности с использованием предметов способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;
- одновременно использовать графическую и аудиовизуальную информацию, что обеспечивает полисенсорное восприятие материала.
Следует отметить, что бесконтрольное взаимодействие детей с интерактивным оборудованием может приводить к появлению стереотипности движений и действий, эмоциональному перевозбуждению, быстрой потере интереса. Любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста. Интерактивное оборудование - лишь средство, вспомогательный обучающий материал. Оно не заменяет традиционные методы и технологии, а является дополнительным удобным источником информации, наглядности, повышающим эффективность коррекционно - развивающей работы учителя-дефектолога в доме ребёнка.
Пример использования интерактивного пола в развлечении для детей.
«Мишка на зимней прогулке»
Цель: Создать у детей радостное, позитивное настроение, желание поучаствовать в играх.
Задачи:
Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать сказку, уметь сопереживать героям. Воспитывать правила хорошего поведения.
Обучающие — закрепить знания детей о зимней одежде, зимних забавах; стимулировать активную речь; учить отвечать на вопросы взрослого.
Развивающие — развивать способность вслушиваться в речь другого человека, выполнять движения по тексту, развивать зрительно-двигательную координацию.
Оснащение:
- игрушки: медведь, заяц;
- комплект одежды для медведя: брюки, сапоги, куртка, рукавицы, шапка;
- кроватка, санки, комки, горка;
- интерактивный пол (проекция №11 «Морозный пейзаж», проекция №50 «Снежинки»);
- фонограммы (звуки вьюги; музыка для игры в «Снежки» и катания с горки (Крылатов Е. Успенский Э. «Кабы не было зимы»); Леопольд Моцарт «Катание на санях»; Крылатов Е, Яковлев Ю. «Колыбельная медведицы»).
Ход:
(включена проекция №11, звуки вьюги, дети подходят к проекции).
Ведущий: Сегодня на улице холодно, морозно. Даже на окне Мороз нарисовал узоры. Посмотрите, как окно замерзает, как трещит мороз? Слышите? Ребята, всё окно в узорах, ничего не видно. А я могу стереть эти узоры, почистить окно (ведущий показывает, какие действия нужно произвести). Попробуйте, вы тоже так можете! (дети движениями рук «размораживают» окно, затем рассаживаются на стульчики).
Ведущий: На улице холодно, мы не пойдём гулять. Давайте я вам почитаю книжку.
«Слушайте, ребятки, расскажу вам сказку.
Сказку про мишку. Мишку – шалунишку».
Однажды зимой Мишка крепко спал в своей кроватке. Прибежал к нему Зайка.
Зайка: «Мишка, Мишка, что с тобой? Почему ты спишь зимой?»
Мишка: «Потому, что снег и лёд – Не малина и не мёд»
Зайка: Да, ты что, Мишка, зимой на улице столько всего интересного. Можно слепить огромного снеговика. Можно кататься с горки, играть в снежки. А ещё можно кататься на санках.
Ведущий: Послушал мишка и тоже захотел пойти гулять. А чтобы зимой пойти гулять, сначала … Что нужно сделать, ребята? Правильно. Одеться (одевает медведя):
«Я надену Мишке тёплые брючки.
Тёплые брючки я надену Мишке.
Так, так и вот так – тёплые брючки.
Я надену Мишке тёплые сапожки.
Тёплые сапожки я надену Мишке.
Так, так и вот так – тёплые сапожки.
Я надену Мишке тёплую куртку.
Тёплую куртку я надену Мишке.
Так, так и вот так – тёплую куртку.
А когда идут гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмём гулять.
Будем в саночках катать»
Ведущий: Вышли Мишка и Зайка на улицу. Кругом белым-бело, всюду снег. Уселись они в санки – очень хотят покататься. Ребята, покатаем Зайку и Мишку?
Дети катают Мишку на санках (проекция № 50 (снежинки на проекции разлетаются и собираются при ходьбе детей), звучит музыка Моцарта).
Ведущий: Едет мишка на санках и, вдруг, в него зайка бросил комок.
Зайка: Вот так!
Ведущий: Мишка не стал плакать. Засмеялся и тоже бросил комок в зайку.
Мишка: Как весело! А давай, Зайка, и ребят позовем с собой играть!
Зайка: Конечно.
«Раз, два, три, четыре, пять! Будем мы в снежки играть!
Разбегайтесь поскорей И бросайте поточней»
Игра «Снежки» (звучит фонограмма).
Под стишок дети разбирают «комки», затем бросают их друг в друга.
Ведущий: Едет мишка на санках дальше и видит горку.
Мишка: Что же это такое? Зайка, ты знаешь? А вы, ребята, не знаете?
Зайка: Мишка, это же горка! На неё нужно забраться, а потом катиться вниз.
Ведущий: Мишка поднялся по ступенькам, сел и скатился с горки. Он не толкался (ведь, это очень опасно) и крепко держался за края горки. А ещё Мишка всегда ждал, когда скатится и отойдёт Зайка.
Мишка: Ух! Мне очень понравилось! Ребята, а вы хотите покататься с горки?
Игра «Катание с горки» (звучит музыка).
Дети с помощью взрослых катаются с пластмассовой горки. Взрослые напоминают им правила поведения, перечисленные выше.
Ведущий: И тут, Мишка услышал, что мама зовёт его домой.
Мишка: Зайка, мне пора возвращаться домой. До свидания.
Зайка: Мишка, давай завтра снова пойдём гулять?
Мишка: Конечно, мне очень понравилось гулять зимой. До завтра, Зайка!
Зайка: До свидания, Мишка!
Ведущий: Мишка пришёл домой. А, когда приходишь с улицы домой, что нужно сделать, ребята? Правильно, нужно обязательно раздеться:
«Мишка наш ходил гулять.
Шапку с Мишки нужно снять.
А теперь и куртку я снимаю с Мишки.
Так, так и вот так – я снимаю с Мишки.
Мишка наш ходил гулять.
Нам сапожки нужно снять.
Тёплые брючки я снимаю с Мишки.
Так, так и вот так – я снимаю с Мишки.
Мишка наш ходил гулять. Он устал и хочет спать.
Вот его кроватка. Будет спать он сладко!»
(Ведущий раздевает Мишку и укладывает в кровать, затем, звучит колыбельная)
«Нам пора оставить книжку…
А не то разбудим Мишку.
Пусть поспит он до весны,
До конца посмотрит сны». До свидания, ребята! (дети уходят в группу).
Литература:
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2003
2.. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. М, Сфера, 2008.