Конспект интегрированного занятия в старшей группе "День рождения звука [Р]"
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "День рождения звука [Р]"
Авторы: Козлова А.А. и Замалдинова М.А.
МБДОУ № 321 «Росинка », г. Красноярск
Цель: Автоматизация звука [Р], посредствам игровых заданий и упражнений.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
· Автоматизировать правильное произношение сонорного звука [Р].
· Совершенствовать фонематическое восприятие (умение выделять заданный звук в словах).
· Уточнять и активизировать словарь (умение образовывать и употреблять относительные прилагательные).
· Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (согласование имен существительных с числительными).
· Закреплять умение количественного счета. Соотношение цифры и числа.
· Продолжать формировать коммуникативный навык.
Коррекционно-развивающие:
· Развивать речевой слух.
· Развивать артикуляционную и ручную моторику, синхронизировать их деятельность.
· Развивать связную речь (составление предложений со зрительной опорой).
· Развивать умение работать в парах.
· Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, умение выполнять инструкции.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать навыки доброжелательного отношения друг к другу, в процессе общения
Оборудование и материалы: детские украшенные перчатки; настольно-печатная игра «цифры»; контейнеры с крупами; мелкие игрушки, содержащие в своих названиях звук [Р], и без него; Мягкая игрушка-буква [Р]; корзинка; стол и стульчики; корзинка с фруктами, торт, пирожные, мороженное, кружки; лист А-3 «фотоальбом»; картинки с изображением праздничного события; клей-карандаш; раздаточный материал на продолжение деятельности после занятия.
План-конспект занятия
1. Организационный момент (проводит воспитатель). Этюд «День рождения» Цель: знакомство детей с темой занятия. Создание позитивного настроя.
В.: Дети, вы ходили когда-нибудь на день рождения? Почему вам нравиться ходить на дни рождения? Вы знаете, что можно делать на дне рождении? Покажите нам это.
Ребята, как вы весело проводите праздники. Но я недаром вас об этом спрашивала, нас с вами в гости пригласила буква Р. Но прежде, чем пойти «разбудите язычок».
2. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой (проводит логопед). Цель: привлечение интереса детей к выполнению упражнений, уточнение артикуляционного праксиса, подготовка артикуляционного аппарата к правильному звукопроизношению.
Л.: Ребята, куда вы сейчас отправляетесь?
Д.: На день рождения звука [Р].
Л.: Верно. И, конечно же, вам придется много рычать, а для того, чтобы рычать было легче, и звук был более чистый и красивый нам нужно размять язычок и сделать зарядку. А зарядка у нас будет не обычная, а веселая и дружная, потому, что язычок будет выполнять движения одновременно с рукой.
Дети достают из коробки свои перчатки.
Л.: «Сели дети на качели
И взлетели выше ели».
«Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу».
«Красить потолок пора
Приглашаем маляра.
Кисть ведем вперед-назад
Наш маляр работе рад»
«Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий».
Л.: Ну ребята, язычок размяли, красиво говорить готовы, можете отправляться дальше. (Дети возвращают перчатки в коробку).
3. Социо-игра «Найди пару» (проводит воспитатель). Цель: совершенствование умения делиться на пары. Соотношение цифры и числа.
4. Дидактическая игра «Магазин» (проводит воспитатель) цель: совершенствовать навык подбора слова с заданным звуком.
В.: Прежде, чем идти, что нужно сделать?
День рождения у нас не обычный, и поэтому магазин у нас игрушечный. Чтобы пойти в магазин надо разделиться на пары с помощью карточек. Подойти к тому столу, где такая же цифра, что и у вашей пары. Выбрать из контейнера подарок для буквы, но с условием: в названии подарка должен быть звук Р.
Воспитатель предлагает карточки, перевернутые, на которых изображены цифры и предметы соответствующего количества. Дети находят соответствие числа и цифры и таким образом разбиваются на пары.
4. «Встреча с буквой [Р]» (проводит логопед) цель: Знакомство со зрительным образом буквы [Р]; уточнение навыка выделения и произношения заданного звука в словах.
Л.: Ну, что, друзья! Вот вы и добрались до именинника, давайте знакомиться. Вы уже знаете как звучит и произносится звук [Р], а теперь посмотрите как выглядит буква Р. У вас будет возможность ее рассмотреть ближе и потрогать, а сейчас давайте вручим ваши подарки. Каждый по очереди подарит и красиво четко назовет этот предмет. Будьте внимательны, ведь звук [Р] огорчается когда его забывают или пропускают.
Д.: Я дарю тебе шары; я дарю тебе тигра и т.д.
Л.: Ребята, спасибо вам за подарки, а теперь как я вам обещала, вы можете ближе познакомиться с буквой, и внимательно ее рассмотреть.
Социо-игра «Какая буква?» (проводит воспитатель). Цель: Образование и употребление относительных прилагательных.
В.: На дне рождении принято говорить комплименты имениннице, и вам предлагаю похвалить букву.
Дети встают в круг и передают букву друг другу. У кого буква в руках, тот «хвалит» букву. Воспитатель начинает и дает образец предложения.
5. Дидактическая игра «Праздничный стол» (проводят логопед с воспитателем). Цель: Совершенствовать навык выделения заданного звука в словах; согласование существительных с числительным; развитие сильного, плавного, непрерывного выдоха; совершенствовать навык счета и сравнения.
Л.: Ребята, наша именинница приглашает вас к праздничному столу. Давайте внимательно рассмотрим, что на нем есть.
Д.: Торт, фрукты, мороженное, пирожные, кружки …
Л.: А что объединяет все эти слова?
Д.: звук [Р]
Л.: Верно. А давайте посчитаем, сколько кусков у торта?
Д.: 1 кусок, 2 куска, …6 кусков.
Л.: А давайте теперь посчитаем груши (пирожные, трубочки, розы).
Л.: Ну раз теперь всем все хватает, давайте задуем свечи. Сделайте глубокий вдох носом и долгий плавный выдох на свечу. (повторить пару раз)
А ведь чай у нас тоже горячий, давайте мы и на него подуем.
6. Упражнение «Руки - ноги» (проводит воспитатель) цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, умение выполнять инструкции.
В.: После вкусного угощения можно и поиграть. Предлагаю поиграть в игру: «Руки, ноги». Кто может напомнить правила?
Проводиться игра на внимание.
Упражнение «Фотоальбом» (проводит логопед) цель: подведение итогов занятия, составление предложений, и автоматизация звука [Р] в них.
Л.: Друзья, вот и подошел наш праздник к концу. Но, чтобы наша именинница вспоминала этот праздник, давайте сделаем для нее фотоальбом, который ей будет напоминать о сегодняшнем дне. У меня есть картинки-фотографии. Они напомнят и вам и нашему звуку [Р], что мы сегодня делали. Я предлагаю вам выбрать по 1 картинке, приклеить ее в альбом и рассказать, что там изображено. (например: Мы сегодня выбирали подарки для звука [Р]; мы задували свечи на торте; мы играли; мы делили торт; мы строились парами; мы делали зарядку для язычка с рукой; мы поздравляли звук [Р] с днем рождения).
Л.: Нашему звуку очень понравились ваши поздравления, и в благодарность на память он дарит вам карточки с заданиями, которые вы будите выполнять уже в группе.