Конспект НОД по музыкальному развитию старших дошкольников «Жанры в музыке»
Конспект НОД по музыкальному развитию старших дошкольников "Жанры в музыке"
Автор: Ефремова Ксения Андреевна
МБДОУ "Детский сад "Улыбка", г. Вязники
Цель: Формировать целостное представление об основных жанрах музыкального искусства. Совершенствовать умение детей различать музыкальные жанры: песня, танец, марш, определять их характерные особенности.
Задачи:
1. Формировать потребность помогать взрослым, попавшим в затруднительное положение, с помощью музыкально-игровых средств.
2. Познакомить с новыми музыкальными произведениями.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.
4. Формировать способность определять настроение, характер музыкального произведения, передавать это во время пения и исполнения танца.
5. Развивать умение высказывать собственное мнение о характере музыки.
Музыкальный материал:
- слушание музыка Д. Львова-Компанейца «Марш»
- пение: музыка Т. Потапенко, слова Н. Найденовой «Песенка о песенке»
- ритмика: музыка С. Майкапара «Вальс».
Программное содержание:
Слушание:
• Обогащать впечатление детей и формировать музыкальный вкус.
• Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти и слуха.
• Расширять представления о видах марша и их особенностях.
• Способствовать развитию у детей динамического восприятия.
• Формировать умение слышать бодрый, энергичный характер марша и его четкий ритм.
• Развивать эмоциональную отзывчивость на бойкую, задорную, решительную, отважную музыку.
Пение:
• Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен от ми первой октавы до си первой октавы.
• Развивать песенный музыкальный вкус.
• Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
• Развивать умение быстро брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы.
• Развивать у детей навык выразительного пения, формировать умение петь подвижно, согласованно в задорном, веселом, радостном, игривом и озорном характере произведения.
• Развивать умение у детей петь светлым, протяжным звуком, чисто интонируя мелодию (скачок на ч5) в таких музыкальных фразах как: «радует всех».
• В таких музыкальных фразах как: «песенку о песенке», «потому что с песенкой», «потому что песенка», «потому что радует» следует петь, не утяжеляя легким звуком, с тенденцией к повышению.
• Развивать у детей дикцию и артикуляцию при исполнении песни.
• Смягчать концы фраз, окончание на тся: "стараются".
• Обратить внимание на произношение окончаний на гласные звуки в словах: «песенка», «весело», «ёлочки», «дружно», «всегда», «нужна», «празднике», «она», а также на согласные звуки в словах: «споём», «живём», «пройдём», «майском», «дошколят», «радует», на глухие согласные: "всех", "звонких".
• Обращать внимание на: пунктирный ритм во фразах - «мы сейчас споём», «весело живем», «всех ребят она».
• Развивать умение детей четко произносить слова с буквой р: "радует", "ребят", "стараются", сочетание согласных в словах: "песенку", "нарядной", "майском", "празднике", "звонких", "нужно", "дошколят", "дружно", "всегда".
Ритмика:
Музыкально– ритмические навыки:
• Развивать умение детей передавать в движениях плавный, напевный, легкий, мечтательный, светлый характер музыки.
• Развивать умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами, трехчастной формой.
• Определять в произведении разный характер частей (музыка первой и третье части - веселая, праздничная, радостная; второй части - плавная, гладкая, напевная).
• Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкально - слуховые представления, чувство ритма).
Двигательные навыки:
• Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений.
• Развивать умение свободно ориентироваться в пространстве.
• Развивать умение детей двигаться красиво, координировать свои движения, формировать красивую осанку.
• Развивать умение детей качественно выполнять
- взмахи руками (движения легкие, полетные, плавные)
- кружение (лёгкое, неторопливое)
Вид ритмики: танец с зафиксированными движениями.
Виды музыкально-ритмических движений:
- физкультурные: перестроение;
- танцевальные: лёгкие движения руками, кружение.
Оборудование: фортепиано; ленточки; загадки; буклет для родителей; стихотворения; плакат.
Взаимосвязь с другими видами деятельности:
До занятия: Провести беседу о жанрах музыка;
После занятия: Развлечение на тему «Жанры в музыки», викторина.
Взаимодействие с родителями: По теме «Жанры в музыке» для родителей создан буклет, в котором им предлагается вместе с ребенком:
- выучить загадки о жанрах музыки;
- выучить стихотворение о жанрах музыки;
- послушать музыку: «Марш» Д. Шостаковича, «Походный марш» Д.Б. Кабалевского, «Вальс» Д.Б. Кабалевского, «Вальс» П.И. Чайковского;
К буклету будет приложен диск с аудиозаписями.
Примерный вариант итогового мероприятия: викторина на тему «Жанры в музыке».
Ход занятия
Этапы деятельности, задачи, продолжительность |
Содержание деятельности |
Результат деятельности |
Цель: 1. создание атмосферы психологического комфорта и эмоциональной поддержки ребенка; 2.создание проблемной ситуации. 2 – 3 минуты
|
Дети заходят в зал, садятся на стульчики. М.Р.: Здравствуйте, ребята! Д.: Здравствуйте! М.Р: Мы продолжаем с вами путешествие по чудесной стране «Музыка», стране звуков, мелодий, песен и танцев. В ней нас ждет много интересного и необычного. Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Внимание на плакат. Сегодня мы свами продолжим знакомиться с музыкальными жанрами. Прочитаем все вместе по слогам, что написано на плакате. Д.: Жан - ры му - зы - ки, пес-ня, та-нец, марш. М.Р.: На плакате есть три кармашка названия, которых мы прочитали с вами. В них нам нужно положить вот эти диски с музыкой, которые я держу в руке. Ах, но как мы узнаем, какой диск именно нам нужно положить. |
1.Привлечение внимания. 2. Психологическая готовность к деятельности. 3. Внутренняя мотивация на деятельность. |
2.Процесс целеполагания Цель: Организация постановки цели деятельности. 1 минута. |
М.Р.: Ребята, что мне делать? Вы можете мне помочь? |
Совершенствование умения определять и формулировать цель с помощью взрослого. |
3.Процесс планирования Цель: Организация процесса планирования совместной деятельности. 2-3 минуты |
М.Р.: Как вы сможете мне помочь? Д.: Мы включим проигрыватель и послушаем диск. М.Р.: К сожалению, наш музыкальный центр сломался, и мы не сможем его включить. Но, посмотрите, на дисках что-то написано. (М.Р. читает) Наверное, это имя композитора, который сочинил эту музыку. М.Р.: Если я попробую сыграть вам эти произведения, вы мне поможете разложить диски по кармашкам? Д.: Да! |
Совершенствование умения планировать деятельность с помощью взрослого. |
4.Процесс осуществления деятельности Цель: Организация музыкальной деятельности, направленной на развитие умений слушать, исполнять музыкальные произведения, определять характер музыки и передавать его в танцевально-образных движениях. 13-15 минут. |
М.Р.: С начало послушайте стихотворение Барабанить буду громко, Позову я всех ребят! И пойдем мы с песней звонкой На веселый наш парад! М.Р.: Сейчас мы послушаем произведение, которое записано на этом диске русского композитора Д. Л. Львова-Компанейца. Исполнение произведения «Марш». М.Р.: Какое произведение вы услышали? Д.: Марш М.Р.: Марши бывают разные: торжественные, праздничные, шутливые, бойкие, печальные, скорбные. М.Р.: Как вы охарактеризуете эту музыку? Д.: Музыка энергичная, чёткая, смелая. М.Р.: А почему это произведение называется марш? Д.: Музыка четкая, под неё можно шагать. М.Р.: Приготовьте ваши пальчики, и мы вместе с музыкой попробуем промаршировать ими. Выполнили задание М.Р.: В какой кармашек мы положим наш диск? Д.: В кармашек под названием марш. М.Р.: Правильно! М.Р.: Сейчас, я вам загадаю загадку, послушайте Если текст соединить с мелодией И потом исполнить это вместе, То, что вы услышите Называется легко и просто… Д.: Песня! М.Р.: Правильно! Я предлагаю вам послушать песню, которая записана на этом диске, а называется она «Песенка о песенке» Исполнение песни «Песенка о песенке» музыка Т. Потапенко, слова Н. Найденовой М.Р.: Ребята, о чем пелось в песни? Д.: О песни, которая радует нас и всегда нам нужна. М.Р.: А как звучала музыка? Д.: Музыка звучала радостно, игриво, забавно, задорно и весело. М.Р.: В какой кармашек, мы положим этот диск? Д.: В кармашек под названием песня. М.Р.: Молодцы! М.Р.: У нас остался последний диск с музыкой С.М. Майкапара – русского композитора, пианиста, педагога. Он сочинил фортепианный цикл для детей под названием «Бирюльки». Бирюльки - это старинная русская настольная игра. Игра заключается в том, чтобы из кучки игрушек вытащить пальчиками или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальные. Для этой игры у игрушки должно быть ушко или отверстие, чтобы можно было зацепиться за неё. Раньше дети очень часто играли в эту игру. Приглашаю вас послушать музыку из этого сборника. Исполнение С.М. Майкапара «Вальс» М.Р.: Ребята, какая по характеру музыка прозвучала? Д.: Весёлая, шутливая, лёгкая. Чтр под неё удобно делать Танцевать удобно? Какой танец удобно танцевать? В музыке слышатся большие и маленькие шаги 123 123 Какой танец танцуют на 123 вальс ностьаглядн М.Р.: Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии. По характеру вальсы бывают разные: медленные, быстрые, праздничные, взволнованные, порывистые. М.Р.: Петя положи, пожалуйста, наш последний диск в незаполненный кармашек. М.Р.: Под эту музыку мы будем исполнить танец с ленточками. Сейчас я покажу вам движения этого танца. |
Совершенствование уровня развития музыкальной памяти, творческих способностей детей, их стремления к самостоятельным музыкальным действиям; образной речи детей, умения находить слова, характеризующие образы природы, характер, настроение в музыке; умения находить тембры музыкальных инструментов, близких по характеру звучащей музыки; умения передавать характер музыки, музыкальные образы персонажей, в танцевальных движениях. Знакомство с новыми музыкальными произведениями. Заинтересованность различными видами искусства. Совершенствование коммуникативных навыков. |
5. Рефлексия Цель: Организация рефлексии, формирование навыков самооценки. 3 – 5 минут. |
М.Р.: Ребята, все наши диски разложены по кармашкам. Спасибо вам за помощь. Музыкальные произведения каких жанров записаны на наших дисках? М.Р.: Какое произведение вам запомнилось больше всего? Д.: Ответ детей М.Р.: Как произведение называлось? Д.: Вальс М.Р.: Чем он вам запомнилась? Д.: Музыка в вальсе легкая, плавная. М.Р.: Спасибо вам за помощь. Для ваших родителей, я подготовила буклет о музыкальных жанрах. |
Осознание себя как участника творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |