Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект НОД по музыкальному развитию старших дошкольников «Жанры в музыке»

Дата публикации: 2021-06-17 21:38:16
Статью разместил(а):
Ефремова Ксения Андреевна

Конспект НОД по музыкальному развитию старших дошкольников "Жанры в музыке"

Автор:  Ефремова Ксения Андреевна

МБДОУ "Детский сад "Улыбка", г. Вязники

 

Цель: Формировать целостное представление об основных жанрах музыкального искусства. Совершенствовать умение детей различать музыкальные жанры: песня, танец, марш, определять их характерные особенности.

Задачи: 

1. Формировать потребность помогать взрослым, попавшим в затруднительное положение, с помощью музыкально-игровых средств.

2. Познакомить  с новыми музыкальными произведениями.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.

4. Формировать способность определять настроение, характер музыкального произведения, передавать это во время пения и исполнения танца.

5. Развивать умение высказывать собственное мнение о характере музыки.

Музыкальный материал:

- слушание музыка Д. Львова-Компанейца «Марш» 

- пение: музыка Т. Потапенко, слова Н. Найденовой «Песенка о песенке» 

- ритмика: музыка С. Майкапара  «Вальс».

Программное содержание:

Слушание:  

• Обогащать впечатление детей и формировать музыкальный вкус.

• Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти и слуха.

• Расширять представления о видах марша и их особенностях.

• Способствовать развитию у детей динамического восприятия.

• Формировать умение слышать бодрый, энергичный характер марша и его четкий ритм.

• Развивать эмоциональную отзывчивость на бойкую, задорную, решительную, отважную музыку.

Пение:

• Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен от ми первой октавы до си первой октавы.

• Развивать песенный музыкальный вкус.

• Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

• Развивать умение быстро брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы.

• Развивать у детей навык  выразительного пения, формировать умение петь подвижно, согласованно в задорном, веселом, радостном, игривом и озорном характере произведения.

• Развивать умение у детей петь светлым, протяжным звуком, чисто интонируя мелодию (скачок на ч5) в таких музыкальных фразах как: «радует всех».

• В таких музыкальных фразах  как: «песенку о песенке», «потому что с песенкой», «потому что песенка», «потому что радует» следует  петь, не утяжеляя  легким звуком, с тенденцией к повышению.

• Развивать у детей дикцию и артикуляцию при исполнении песни.

 • Смягчать концы фраз, окончание на тся: "стараются". 

 • Обратить внимание на произношение окончаний на гласные звуки в словах: «песенка», «весело», «ёлочки», «дружно», «всегда», «нужна», «празднике», «она», а также на согласные звуки в словах: «споём», «живём», «пройдём», «майском», «дошколят», «радует», на глухие согласные: "всех", "звонких".

• Обращать внимание на: пунктирный ритм  во фразах - «мы сейчас споём», «весело живем», «всех ребят она».

• Развивать умение детей четко произносить слова с буквой р: "радует", "ребят", "стараются", сочетание согласных в словах: "песенку", "нарядной", "майском", "празднике", "звонких", "нужно", "дошколят", "дружно", "всегда".

Ритмика:      

Музыкально– ритмические навыки:

• Развивать умение детей передавать в движениях плавный, напевный, легкий, мечтательный, светлый  характер музыки.

• Развивать умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами, трехчастной формой.

• Определять в произведении разный характер частей (музыка первой и третье части - веселая, праздничная, радостная; второй части - плавная, гладкая, напевная).

• Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку,  музыкально - слуховые представления,  чувство ритма).

Двигательные навыки:

• Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений.

• Развивать умение свободно ориентироваться в пространстве.

• Развивать умение детей двигаться красиво, координировать свои движения, формировать красивую осанку.

• Развивать умение детей качественно выполнять

- взмахи руками (движения легкие, полетные, плавные)

- кружение (лёгкое, неторопливое)

Вид ритмики: танец с зафиксированными движениями.

Виды музыкально-ритмических движений:

- физкультурные: перестроение;

- танцевальные: лёгкие движения руками, кружение.

Оборудование: фортепиано; ленточки;  загадки; буклет для родителей; стихотворения; плакат.

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

До занятия: Провести беседу о жанрах музыка;

После занятия: Развлечение на тему «Жанры в музыки», викторина.

Взаимодействие с родителями: По теме «Жанры в музыке»  для родителей создан  буклет, в котором им  предлагается вместе с ребенком:

- выучить загадки о жанрах музыки;

- выучить стихотворение о жанрах музыки;

- послушать музыку: «Марш» Д. Шостаковича, «Походный марш» Д.Б. Кабалевского, «Вальс» Д.Б. Кабалевского, «Вальс» П.И. Чайковского;

К буклету будет приложен диск с аудиозаписями.

Примерный вариант итогового мероприятия: викторина на тему «Жанры в музыке».

Ход занятия

Этапы деятельности, задачи,     продолжительность 

 Содержание деятельности

Результат деятельности 
  1. Процесс вовлечения в деятельность

Цель:

1. создание атмосферы психологического комфорта и эмоциональной поддержки ребенка;

2.создание проблемной ситуации.

2 – 3 минуты

 

Дети заходят в зал, садятся на стульчики. 

М.Р.: Здравствуйте, ребята! 

Д.: Здравствуйте!

М.Р: Мы продолжаем с вами путешествие по чудесной стране «Музыка», стране звуков, мелодий, песен и танцев. В ней нас ждет много интересного и необычного. Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Внимание на плакат. Сегодня мы свами продолжим знакомиться с музыкальными жанрами. Прочитаем все вместе по слогам, что написано на плакате.

Д.: Жан - ры  му - зы - ки, пес-ня, та-нец, марш.

М.Р.: На плакате есть три кармашка названия, которых мы прочитали с вами. В них нам нужно положить  вот эти диски с музыкой, которые я держу в руке. Ах, но как мы узнаем, какой диск именно нам нужно положить.

1.Привлечение внимания.

2. Психологическая готовность к деятельности.

3. Внутренняя мотивация на деятельность.

2.Процесс целеполагания

Цель: Организация постановки цели деятельности. 1 минута.

М.Р.: Ребята,  что мне делать?

Вы можете мне помочь?

 Совершенствование умения определять и  формулировать цель с помощью взрослого.

3.Процесс планирования

Цель: Организация процесса планирования совместной деятельности.

2-3 минуты

М.Р.: Как вы сможете мне помочь? 

Д.: Мы включим проигрыватель и послушаем диск.

М.Р.: К сожалению, наш музыкальный центр сломался, и мы не сможем его включить. Но, посмотрите, на дисках что-то написано. (М.Р. читает) Наверное, это имя композитора, который сочинил эту музыку.

М.Р.:  Если я попробую сыграть вам эти произведения, вы мне поможете разложить диски по кармашкам?

Д.: Да!

Совершенствование умения планировать деятельность с помощью взрослого.

4.Процесс осуществления деятельности

Цель:

 Организация музыкальной деятельности, направленной на развитие умений слушать, исполнять музыкальные произведения, определять характер музыки и передавать его в танцевально-образных движениях.

13-15 минут.

М.Р.: С начало послушайте стихотворение

Барабанить буду громко,

Позову я всех ребят!

И пойдем мы с песней звонкой

На веселый наш парад!

М.Р.: Сейчас мы послушаем произведение, которое записано на этом диске русского композитора Д. Л. Львова-Компанейца.

Исполнение произведения «Марш».

М.Р.: Какое произведение вы услышали?

Д.: Марш

М.Р.: Марши бывают разные: торжественные, праздничные, шутливые, бойкие, печальные, скорбные.

М.Р.: Как вы охарактеризуете эту музыку?

Д.: Музыка энергичная, чёткая, смелая.

М.Р.: А почему это произведение называется марш?

Д.: Музыка четкая, под неё можно шагать.

М.Р.: Приготовьте ваши пальчики, и мы вместе с музыкой попробуем промаршировать ими.

Выполнили  задание

М.Р.: В какой кармашек мы положим наш диск? 

Д.: В кармашек под названием марш. 

М.Р.: Правильно!

М.Р.: Сейчас, я вам загадаю загадку, послушайте

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите

Называется легко и просто…

Д.: Песня!

М.Р.: Правильно! Я предлагаю вам послушать песню, которая записана на этом диске, а называется она «Песенка о песенке»

Исполнение песни «Песенка о песенке» музыка Т. Потапенко, слова Н. Найденовой

М.Р.: Ребята, о чем пелось в песни?

Д.: О песни, которая радует нас и всегда нам нужна.

М.Р.: А как звучала музыка?

Д.: Музыка звучала радостно, игриво, забавно, задорно и весело.

М.Р.: В какой кармашек, мы положим этот диск?

Д.: В кармашек под названием песня.

М.Р.: Молодцы!

М.Р.: У нас остался последний диск с музыкой  С.М. Майкапара – русского композитора, пианиста, педагога. Он сочинил фортепианный цикл для детей под названием «Бирюльки». Бирюльки - это старинная русская настольная игра. Игра заключается в том, чтобы из кучки игрушек вытащить пальчиками или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальные. Для этой игры у игрушки должно быть ушко или отверстие, чтобы можно было зацепиться за неё. Раньше дети очень часто играли в эту игру. Приглашаю вас послушать музыку из этого сборника.

Исполнение С.М. Майкапара  «Вальс»

М.Р.: Ребята, какая по характеру музыка прозвучала?

Д.: Весёлая, шутливая, лёгкая.

Чтр под неё удобно делать

Танцевать удобно?

Какой танец удобно танцевать?

В музыке слышатся большие и маленькие шаги 123 123

Какой танец танцуют на 123

вальс ностьаглядн

М.Р.:  Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии. По характеру вальсы бывают разные: медленные, быстрые, праздничные, взволнованные, порывистые.

М.Р.: Петя положи, пожалуйста, наш последний диск в незаполненный кармашек.

М.Р.: Под эту музыку  мы будем исполнить танец с ленточками.

Сейчас я покажу вам движения этого танца.

Совершенствование уровня  развития музыкальной  памяти, творческих способностей детей, их стремления к самостоятельным музыкальным действиям;

образной речи детей, умения находить слова, характеризующие образы природы, характер, настроение в музыке;

умения находить тембры музыкальных инструментов, близких по характеру  звучащей музыки;

умения передавать характер музыки, музыкальные образы персонажей, в танцевальных движениях.

Знакомство  с новыми музыкальными произведениями.

Заинтересованность  различными видами искусства.

Совершенствование коммуникативных навыков.

5. Рефлексия

Цель:

Организация рефлексии, формирование навыков самооценки.

3 – 5 минут.

М.Р.: Ребята, все наши диски разложены по кармашкам. Спасибо вам за помощь.

Музыкальные произведения каких жанров записаны на наших дисках?

М.Р.: Какое произведение вам запомнилось больше всего?

Д.: Ответ детей

М.Р.: Как произведение называлось?

Д.: Вальс

М.Р.: Чем он вам запомнилась?

Д.: Музыка в вальсе легкая, плавная.

М.Р.: Спасибо вам за помощь. Для ваших родителей, я подготовила буклет о музыкальных жанрах.

Осознание себя как участника творческого процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь