Содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса
Содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Автор: Ткачева Татьяна Васильевна
МБДОУ "Детский сад № 1 "Лучик"
Федеральный государственный стандарт указывает на изменение роли практического психолога: он должен работать со всеми учащимися (воспитанниками), плечом к плечу с педагогами и родителями, решая проблемы внедрения новых ФГОС, развития у детей необходимых компетенций, осуществляя психологическую помощь нуждающимся в ней, и работая над целью, сформулированной в программе развития образовательной организации.
Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе или в детском саду, семье, обществе. А эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся и воспитанников в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами образовательной организации, а также от взаимодействия с административным звеном.
Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Задачи психологического сопровождения:
- повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях реализации ФГОС;
- качественная реализация программ психологического сопровождения личности в образовании, соответствующих требованиям ФГОС;
- обновление характера и форм профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно-деятельностного подхода;
- создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД (Универсальные учебные действия) учащихся;
- организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.
Принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов является создание среды, способствующей преемственности между смежными ступенями образования, и учитывающей специфику возрастного психофизического развития обучающихся (воспитанников). Это влияет на определение принципов, которые заложены в систему психологического сопровождения, на выбор форм и методов работы.
В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:
- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;
- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. проявлений.
- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;
- принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;
- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);
- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.
Практическая реализация психологического сопровождения ФГОС в образовательном процессе рассматривается по следующим направлениям:
1) Диагностика индивидуальная и групповая («стартовая» и «итоговая») - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
2) Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
3) Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
4) Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
5) Психологическое консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
6) Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
7) Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
8) Психологическое просвещение - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Содержание деятельности психологической службы в условиях реализации ФГОС НОО можно разделить на 4 группы.
1. Взаимодействие с администрацией.
- повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ) по вопросам введения ФГОС:
- взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);
- участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП;
- участие в разработке ООП;
- рекомендации по расстановке кадров в процессе реализации ООП;
- разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС;
- выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ.
2. Взаимодействие с педагогическим коллективом. Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС:
- формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании по вопросам ФГОС;
- создание предпосылок к овладению педагогами системно-деятельностным методом;
- разработка игр, тренингов, семинаров по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала педагогов;
- осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения эффективной реализации ООП.
3. Взаимодействие с обучающимися. Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО:
- развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных;
- разработка, апробация и внедрение мониторинга УУД;
- предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и
- становление личности ребенка в процессе реализации ФГОС;
- составление индивидуальных образовательных маршрутов и коррекционных программ;
- обеспечение преемственности ООП.
4. Взаимодействие с родителями. Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС:
- психологическое просвещение родителей по теме ФГОС:
- проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов;
- проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП;
- формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;
- развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;
- диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС.
Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям:
- достижение учащимися (воспитанниками) планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
- психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
- обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития учащихся при реализации образовательной программы;
- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- обеспечение дифференцированного индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;
- функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформированность коммуникативных навыков обучающихся.