Особенности песенного творчества коренных народов России
Особенности песенного творчества коренных народов России
Автор: Варнакова Юлия Николаевна
ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга"
Аннотация: Народная песня – это сочетание двух искусств: музыки и поэзии. Песня существует с давних времён. Когда переполненные радостью, торжеством или гневом, древние люди, разрисовав свои тела и лица, начинали голосить, дружно скакать, бить в ладоши, т.е. совершать магические обряды, зарождались разные искусства. Народные песни оказались необычайно устойчивой формой художественного творчества. Они существуют уже несколько тысячелетий.
Ключевые слова: народная песня, народное творчество.
Песня нужна людям, и в этом причина ее тысячелетнего существования. В народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народная песня нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмичными. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.
Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с народными традициями. Песенное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей.
Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это всё вместе определяет особую поэтику народной песни, ее связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства. Песни русского народа разнообразны по происхождению, содержанию, особенностям бытования и другим характерным чертам. Это даёт возможность подразделить их на жанровые разновидности.
Старейшими образцами народной песни являются:
- Лирические песни – песни о неразделённой или позабытой и преданной любви между юношей и девушкой. В этих песнях рисуется идеализированный портрет любимого. Любовные песни исполняются от лица страдающей девушки, острота конфликта подобных песен не разрешима в действительности.
- Семейные песни– построены на неразрешимом конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью долю или сиротскую судьбу.
- Трудовые песни – исполнялись во время различных трудовых процессов и характеризовали различные виды работ, как правило, совершаемых коллективно (артелью).
- Военные песни – казацкие, солдатские, рекрутские. Их тематика многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родными, любимой, трудности передачи весточки в армию, описание военных походов и баталий, возвращение солдат после службы или гибель казака на чужбине.
- Песни о неволе – полоняночные, темничные, тюремные, арестантские. Они повествуют о печали молодца, сражавшегося с врагом и попавшего в плен, или девушки, угнанной завоевателями на чужбину и стремящейся бежать на родину. Другие песни сочинялись заключёнными, сознающими свою виновность или считающими себя невинно осужденными.
- Обрядовые песни - среди которых основными являются календарные и свадебные песни. Календарные песни приурочены к датам календаря или к какому либо времени года. Некоторые виды календарных песен исполнялись в период сельскохозяйственных работ, весенней пахоты, покоса, жатвы.
Одно из самых интересных явлений обрядового календарного фольклора - подблюдные песни.Это разновидность заклинательных и новогодних песен-гаданий. Песни-гадания родились на основе уже существовавших фольклорных традиций, поверий, примет и гаданий в недрах обрядовой поэзии.
Свадебные песни составляют один из наиболее мелодически богатых и национально-самобытных разделов русского песенного творчества. Они исполнялись по ходу свадебной игры. В свадебный обряд входили песни- причитания, величальные песни - прославление участников свадьбы, корильные песни - юмористические и шуточные песни, которые сопровождали комедийные и игровые сцены обрядово-свадебного действа.
Русское песенное творчество занимает большое место в современной культурном процессе страны. Интерес к народному песенному творчеству со стороны широкого круга специалистов огромен. Для всех становится очевидным, что знание основ песенной культуры воспитывает чувство законной национальной гордости, понимание преемственности прогрессивных традиций в современной культуре, развивает способность мыслить эстетически широко, способствует утверждению принципа народности в искусстве, в музыкальной педагогике.
Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с народными традициями. Песенное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Народные песни кристаллизуются в общественном сознании годами, и многие из их, сохраняя лучшие прогрессивные традиции, и по сей день доставляют эстетическое наслаждение нашим современникам.
Cписок литературы:
1. Асафьев Б.О. народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. — Ленинград: Музыка, 1987. -248 с.
2. Воскобойников М.Г. Эвенкийский фольклор. - Ленинград: Учпедгиз, 1960. - 339 с.
3. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. Москва: Просвещение, 1977. - С.28
4. Сабурова Л.М. Об изучении народных обрядов // Фольклор и этнография. - Ленинград, 1974.
5. Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. - Москва: Музыка, 1986. - 104 с.