Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе
Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»
Автор: Сурьянинова Татьяна Александровна
МДОУ "Д/с № 99 "Крепыш", г. Волжский, Волгоградская область
Аннотация: В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника кадетской группы как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности. Организации кадетского движения в детском саду поможет создать условия родителям воспитанников для дальнейшего обучения дошкольников в Кадетской школе имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области.
Ключевые слова: социальная активность, духовно-нравственная культура, нравственно-патриотическое воспитание, предметно-пространственная среда, кадетская группа.
Известно, что основой духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания маленького гражданина является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Ориентация родителей на духовно – нравственное и гражданское воспитание – сегодня это социальная потребность нашего общества. Известно, что первые чувства гражданственности и патриотизма появляются у детей в младшем дошкольном возрасте.
Организация кадетского движения в детском саду способствует воспитанию у дошкольников духовно-нравственных чувств, патриотизма, любви к своему отечеству, гордости за свою страну. Так родилась идея – создание непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада и кадетской школы.
На сегодняшний день, одна из главных задач МДОУ д/с № 99 – разработать концептуальную модель выпускника кадетской группы как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности. С этого времени началась работа по построению уникальной модели воспитания патриота и гражданина на ступенях дошкольного образования в рамках проекта «Волжские орлята».
С 2018 года в г. Волжском в МДОУ д/с № 99 была открыта первая в истории дошкольного образования кадетская группа. Ее воспитанниками являются только мальчики. Проект рассчитан на 4 года. Большую помощь в открытии кадетской группы оказала Волгоградская региональная общественная организация «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания «Кадетское братство», МОУ «Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области».
Педагогический коллектив Кадетской школы совместно с коллективом детского сада № 99 «Крепыш» разработали проект «Волжские орлята», с целью реализации модели кадетской группы в дошкольном образовательном учреждении для организации работы по воспитанию будущего гражданина – патриота. Основная цель - воспитание нравственных и патриотических чувств, уважения к семье, природе, Родине, создание условий для дальнейшего обучения детей в МОУ «Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области». Кадетская группа имеет название – «Волжские Орлята», девиз – «Мы – дети России, надежда страны, всегда и во всем мы ей будем верны».
Систематическая работа по данному направлению проводится в тесной связи с общественными организациями и учреждениями города. За время работы над проектом «Волжские орлята» налажены партнерские взаимоотношения с различными организациями. Система внешних связей обеспечивает условия для эффективного осуществления данного проекта. Социальными партнерами МДОУ д/с № 99 являются:
· МОУ «Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области».
· Региональная общественная организация «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания «Кадетское братство».
· Волжский городской совет ветеранов.
· Пожарно-спасательная часть № 32 г. Волжского.
· Физкультурно-оздоровительный комплекс «Авангард» г. Волжского.
· Детско-юношеская библиотека № 13 г. Волжского.
· МБУДО ДЮЦ «Русинка» г. Волжского.
В группе «Орлята» создана специальная предметно-развивающая среда, которая предусматривает наличие необходимой атрибутики (эмблемы и знамени дошкольного кадетского движения), оснащение уголка государственной символики.
Важной составной частью организации жизнедеятельности кадет являются традиции:
– утреннее построение и осмотр внешнего вида;
– гимн «Юные друзья кадеты»;
– сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «На заставе», «Военные», «Граница», «Зарница»;
– экскурсии по памятным местам и музеям г. Волжского;
– дисциплина «Основы физической и строевой подготовки».
– проведение акций «Подарок ветерану», «Поклонимся великим тем годам», посвященные Дню Победы;
– участие в смотрах военно-патриотической песни и строевой подготовки;
– экскурсии в Пожарно-спасательную часть № 32 г. Волжского;
– традиционные праздники: «Честь имею!», «Смотр строя и песни»;
– «Кадетский бал» – выпуск воспитанников в школу.
У наших кадетов есть повседневная форма, она состоит из футболки и брюк камуфляжной расцветки, которая очень нравится ребятам и отличает их от других детей. Предусмотрена парадная форма: белая рубашка военного образца с галстуком, черные брюки и береты, нагрудные значки. Имеются значки – как символ чести и достоинства, на которых изображена эмблема нашего детского сада с надписью «Волжские Орлята».
Все это время 15 воспитанников группы будут не только с гордостью носить форму и береты, но и готовиться к настоящей кадетской жизни.
В процессе обучения и воспитания у дошкольников закладывается основа для формирования новой модели поведения – гражданина своей страны, патриота малой Родины. Реализация программы «Волжские Орлята» учитывает историческое и культурное наследие кадетского движения в России, её духовных ценностей и традиций, системности, преемственности в воспитании патриотизма с учётом возрастных особенностей и интересов воспитанников, многообразие форм, методов и средств духовно-нравственного и патриотического воспитания.
На занятиях дошколята знакомятся с историей кадетского движения, правилами поведения, правами и обязанностями кадетов, изучают историю нашей страны и ее символику. Юные кадеты осваивают элементы строевой подготовки, разучивают патриотические песни.
Основные блоки Программы «Волжские Орлята»:
1. «История кадетского движения».
2. «Герои дней воинской славы».
3. «Основы этики».
4. «Моя родина – Россия».
5. «Защитники Отечества».
6. «Я помню, я горжусь».
Жизнь в кадетской группе «Волжские Орлята» интересна и многогранна. В целях патриотического воспитания проводятся «Уроки мужества», где мальчишки знакомятся с уставом кадетской группы, с историей города Волжского, с государственной символикой, с понятиями – воин, оружие, военная техника, военный этикет, изучают рода войск, особенности опасных профессий (МЧС, полицейский, пожарный), знакомятся с историей Российской армии и др. Юные патриоты принимают участие в военно-спортивных мероприятиях: военно-спортивная игра «Зарница», «Учения будущих воинов», «Будущий солдат», «Военная игра», «Разведчики», «Богатырское сражение».
Каждый год в группе организуются праздники, посвященные Дню народного единства, Дню Военно-Морского флота, Дню Российского флага, Дню Победы и др. В течение года «Волжские Орлята» посещают экскурсии к достопримечательностям нашего города. Ребята знакомятся с военно-историческим наследием своей малой Родины памятниками культуры. Кадеты – постоянные посетители Волжского историко-краеведческого музея. Так воспитанники кадетской группы приняли активное участие в таких мероприятиях как: «Мы строили, мы жили», посвященная строительству города Волжского; «Маленькие герои большой войны», посвященная 76-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Воспитание дошкольников патриотами невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Родители кадетов – самые активные помощники в решении поставленных задач. Они поддерживают нас во всех начинаниях. Как известно, только при взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей можно достичь положительных результатов в воспитании детей.
В МДОУ д/с № 99 прошла акция «Никто не забыт, ничто не забыто!». На мероприятие были приглашены старшие кадеты, они провели урок Мужества, посвящённый 78 – годовщине Победы в Сталинградской битве. Прошло много лет с тех пор, как закончилось легендарное сражение в Сталинграде, но его эхо до сих пор не затихает в людских сердцах. Уроки Мужества, они стали традиционными для кадет, потому что позволяют прикоснуться к славному героическому наследию своих предков.
Совместно с кадетской школой старшие кадеты, провели урок Мужества «Память о его подвиге будет вечна», рассказали о героическом подвиге майора Сергея Александровича Солнечникова, была организована линейка «Память о Герое будет жить вечно!». Юные кадеты почтили память Сергею Солнечникову минутой молчания, увидели кадры из личной хроники. Здесь ребята узнали о героическом подвиге майора Сергея Александровича Солнечникова.
Состоялась интересная и познавательная Всероссийская акция «Звезда Гагарина», в ходе которой педагоги, родители с кадетами изготавливали звёзды и посетили выставку «Первый космонавт Земли».
В выходной день совместно с родителями, юные кадеты посетили «Музей под открытым небом» у мемориала «Безымянным жертвам войны» в ПКиО «Волжский», где познакомились с военной техникой времен Великой Отечественной войны.
При поддержке родителей была организована поездка ребят на место прибытия ретро поезда «Воинский эшелон». Дошколятам представилась возможность побывать исследователями и узнать, как устроен поезд, а также познакомиться с военной техникой, которая прибыла в город вместе с эшелоном. Интересна и познавательна была поездка, юные кадеты узнали, что транспорт двигается исключительно на угле, заходили вовнутрь поезда, чтобы рассмотреть, как все устроено.
В ознаменование 105-й годовщины со Дня рождения Героя Советского Союза А.П. Маресьева года старшие кадеты показали видео «Выжить, чтобы жить…», предоставленное Камышинским историко-краеведческим музеем «Национальный герой». Подвиг Алексея Маресьева – легендарного советского лётчика, лишившегося обеих ног во время войны, – сегодня известен всем. Юные кадеты посетили онлайн выставку в историко-краеведческом музее «Национальный герой», увидели фотографии из жизни легендарного лётчика - героя, а также узнали, как наперекор приговору, казалось, вынесенному самой судьбой, Алексей Маресьев сумел выжить тогда, когда это виделось невозможным, вернуться на фронт за штурвал истребителя и вместе с тем в полноценную жизнь.
Воспитанники кадетской группы «Волжские Орлята» стали более организованными, дисциплинированными, ответственными, с гордостью называют себя «кадетами». Знают устав своей группы, гимн России, с удовольствием принимают участие во всех запланированных мероприятиях. Они выражают желание быть верными России, гордиться ее прошлым, уважать обычаи и традиции всех народов, населяющих землю великой Родины. Большая часть занятий еще впереди, но юные кадеты уже многому научились и с удовольствием демонстрируют это на открытых мероприятиях. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в нашей дошкольной организации сформировалось кадетское движение, которому уже более 3-х лет.
В процессе реализации проекта «Волжские Орлята», к моменту выпуска детей в школу, должны быть сформированы следующие качества личности: нравственные и морально-психологические, деловые и организационные качества, способствующие выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу. Воспитание у кадетов любви к Родине и её традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества.
Мы не останавливаемся на достигнутом, впереди у нас много планов по созданию единого образовательного пространства дошкольного учреждения, семьи и социума по развитию кадетского движения.
Литература:
1. Березина Т.А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны// Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 9. – С. 16–23.
2. Как научить детей любить Родину: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 г.»./ авт.-сост. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина и др. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 168 с.
3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2003. – 195 с.