Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Интегрированное занятие для дошкольников "Святой защитник земли Русской - князь Александр Невский"

Дата публикации: 2023-01-24 00:44:08
Статью разместил(а):
Акимова Лариса Игоревна

Интегрированное занятие для дошкольников "Святой защитник земли Русской - князь Александр Невский"

Автор: Акимова Лариса Игоревна

МБДОУ «Детский сад с. Самарино» Красногвардейского района Белгородской области 

 

Занятие рассчитано на детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Это занятие посвящается одному из величайших полководцев на Руси - Александру Невскому и победах русского воинства, одержанных под его командованием. Во время  занятия можно проследить за ходом сражения на реке Неве и Ледового побоища, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе. Иллюстрации помогут нагляднее представить жизнь  на Руси, как выглядели воины и ход сражений.

Интеграция образовательных областей: 

- «Речевое развитие» (развитие речи).

- «Социально-коммуникативное» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание).

- «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная.

Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищавших нашу Родину.

Задачи: 

Образовательные: 

1. Формирование патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и настоящему. 

2. Познакомить с детством и подвигом во имя Руси Александра Невского. 

3. Дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского. 

Развивающие: 

1. Развивать интерес к историческим событиям, любознательность, чувство сопереживания героям.

2. Развивать в детях стремление изучать историческое прошлое своей Родины, развивать нравственные качества – доброту, ответственность, чувство долга.  

3. Развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог. 

Воспитательные: 

1. Воспитывать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми. У девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины.

2. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей истории.

3. Воспитывать чувство гордости за русских воинов и полководца Александра Невского.

Планируемые результаты:

- Знают о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского. 

- Дошкольники интересуются историческими событиям, у них развита любознательность, чувство сопереживания героям, дети обогащаются нравственными качествами – доброта, ответственность, чувство долга.

- Развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог. 

Предварительная работа: 

- Чтение О. Тихомиров «Герои священной земли русской», отгадывание загадок.

- Просмотр видео ролика: “Фильм об Александре Невском”

- Беседы и рассматривание книг о древнерусских защитниках Отечества, о военной форме, обмундировании, оружии и др.

- Разучивание стихотворений и физкультминутки.

Материалы и оборудование: 

- демонстрационный: презентация (иллюстрации к занятию), макет города Руси.

- раздаточный: пазл (шлем разрезанный на несколько частей, на две команды); раскраска (богатыри) на каждого ребенка, цветные карандаши.

Содержание образовательной деятельности (звучит спокойная музыка)

Воспитатель: 

Люблю тебя моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей!  

Люблю, глубоко понимаю  

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называют

Одним широким словом “Русь”! (С. Васильев)

Воспитатель: Как выдумаете, о чем говориться в этом стихотворении?

Ответы детей: О Руси, о России.

Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Величава и красива наша Россия. Богата Отчизна лесами, реками, животными разными и растениями. Наша Россия - государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад.

В те далекие времена оно называлось - Русь! Наши предки селились в небольших деревянных домишках по берегам рек.

Самым главным у них был князь. Князь – это почётный титул который передавался по наследству от отца к сыну. Все его слушались. Князь возглавлял войско, когда нападаливраги.

Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, лесами, полями. Но защитить себя она не может. Поэтому люди всегда защищали свою Родину от врагов.

Воспитатель: Раньше в древней Руси очень часто совершались на города набеги чужеземцев т. е. врагов и поэтому люди старались какими-то способами защитить свой город.  

Как вы думаете, почему вокруг города всегда строили стену? Для чего?

Ответы детей: 

Воспитатель: Конечно, для защиты. Называли такой забор крепостью. А еще чем защищали город?

Ответы детей: Вырывали ров.

Воспитатель: Да, ребята, вырывали ров вокруг крепостной стены. 

Воспитатель: А что они оберегали?

Ответы детей: (Родину, церкви, храмы, свои жилища).

Воспитатель: Кто ещё, кроме стен и земляных рвов мог спасти город отврагов? Кто еще помогал защищать их? Кто нес службу в крепости?

Ответы детей: Военные.

Воспитатель: Действительно, профессия воина, защитника очень древняя. Как вы думаете, как раньше называли воинов?

Ответы детей: Богатыри.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на этих могучих богатырей.  

Воспитатель: Ребята, а что мы знаем о них?

Ответы детей: (Они жили давно, были сильные, смелые люди, защищали нашу родину от врагов)

Воспитатель: Действительно, профессия воина-защитника очень древняя. Сейчас нас тоже защищает российская армия. А раньше она называлась дружина.  Это постоянное войско князя. Дружинники (солдаты) служили князю, вместе ходили с ним в походы, вместе делили тяготы военной жизни. Князь любил дружину, берег ее.

Воины одевались в доспехи.

Как называется головной убор воина?

Ответы детей: (Шлем).

Воспитатель: Что защищало тело воина?

Ответы детей: (Кольчуга - то есть рубаха из мелких металлическихколец).

Воспитатель: Какое оружие имел при себе дружинник?

Ответы детей: (Меч, копьё, щит, топор).

Воспитатель: А это что? (Показывает нащит.)

Ответы детей: Щит.

Воспитатель: Для чего он был нужен?

Ответы детей: (Щит - это защита от меча, стрел и другого оружия.)

Воспитатель: Так снаряжали каждого воина, отправляющегося впоход. 

Воспитатель: Самым главным у них был князь. Все его слушались. Князь возглавлял войско, когда нападали враги. Во главе одной из таких дружин стоял Александр Ярославович. Он был новгородским князем, смелым, мужественным. 6). 

Однажды пришли в город Новгород тревожные вести. Шведский король собрал огромное войско и собрался захватить город. На рассвете показались вражеские корабли на реке Неве.  

Не было времени у Александра вызвать на подмогу отца с войском. Он быстро собрал воинов, призвал новгородских жителей сражаться со шведами. Ранним утром русское войско напало на лагерь шведов. До самой ночи длился жестокий бой. Вечером сражение окончилось. Не выдержали шведы, отвели свои корабли от берега. За храбрость и отвагу народ прозвал князя Александра - Невским.

Ребята, а как вы думаете почему именно Невским?

Ответы детей. (Сражение произошло на реке Нева)

Воспитатель: А сейчас представьте, что вы живёте в том далёком времени и стоите на страже своей Родины.

Физкультминутка

Богатырь он вот каков … (стоим по стойке смирно)

Он силен, он здоров … (сгибаем руки в локтях, показываем силу)

Он из лука стрелял … (имитируем стрельбу из лука)

Метко палицу бросал … (имитируем бросок палицы)

На границе стоял … (стоим по стойке смирно)

Зорко – зорко наблюдал … (имитируем взор вдаль)

Подрастем мы и смотри (потянуться на носочках вверх)

Станем как богатыри! (стоим по стойке смирно)

Воспитатель: Прошло немного времени, и вновь над Русью нависла беда. Немецкие рыцари - крестоносцы двинулись на Русь. Они хотели подчинить себе города и крепости, завоевать русские земли. Войско крестоносцев - рыцарей выглядело ужасно.  

На воинах были шлемы с рогами, когтистыми лапами и иными устрашениями, в белых с черными крестами плащах, с длинными копьями. Железные намордники, надетые на лошадей, превратили красивых животных в чудовищ. Понял Александр - настало время для решающей битвы. Битва произошла на льду Чудского озера. Немецкие рыцари обратились в бегство. Лёд не выдержал тяжести рыцарских доспехов и треснул. Много рыцарей ушло под воду. Битва на Чудском озере с немцами, которые хотели истребить весь народ русский, вошла в историю как «Ледовое побоище».

Ребята, так что же это была за битва? С кем воевал русский народ?

Ответы детей. (Битва на Чудском озере – Ледовое побоище, с немецкими рыцарями-крестоносцами).

Воспитатель: За всю свою жизнь не проиграл Александр ни одного сражения и стал он считаться ангелом-хранителем своего народа и народ стал обращаться к нему с молитвой в помощи. Поэтому он был причислен к лику святых.

С памятью народа об Александре Невском связано много мест. В Санкт-Петербурге основан храм в его честь, сейчас он называется Александро-Невская лавра.

Воспитатель: Есть орден Александра Невского - это одна из высших наград России. Во время Великой Отечественной войны этим орденом награждались командиры, проявившие отвагу.

Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что запомнилось?

Ответы детей.   

Воспитатель: Хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского? Почему?

Ответы детей.   

Воспитатель: Давайте проверим вашу смекалку, разделитесь на две команды, мы приготовили для вас одно задание. Чья команда быстрее сложит «богатырский шлем».

Дети выполняют задание. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш макет города. Он не защищён. Я предлагаю вам раскрасить силуэты богатырей-защитников. Но сначала давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Один, два, три, четыре, пять – пальчики «здороваются».

Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы «идут» по столу)

Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы)

Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).

(Дети раскрашивают силуэты богатырей защитников)

Воспитатель: Ребята, какие замечательные богатыри-защитники у вас получились. Я предлагаю вам поставить их на наш макет, как великих воинов-защитников.

(Дети выставляют богатырей на макет).

Воспитатель: Вы очень старались, и мы видим, что у нас теперь город находится под защитой воинов, как в старые времена. А кто же возглавлял войско?

Ответы детей. 

Воспитатель: Правильно, это Александр Невский. (воспитатель ставит на макет силуэт Александра Невского)

Рефлексия.

Воспитатель: Вам интересно было на занятии? А что вам понравилось сегодня больше?

Ответы детей. 

Воспитатель: О каком воине вы узнали? Почему его прозвали Невским?

Ответы детей: (за битву на реке Неве).

Воспитатель: Спасибо вам ребята за хорошие ответы, за любознательность и смекалку.

 

Используемая литература:

1. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет "Дни воинской славы». «Александр Невский». М. Пашуто. 2000 – Екатеринбург.

2. «Александр Невский. Великие историки о великом полководце». С. Русичев. 2010. Издательство: «Диля». 

3. «Александр Невский». А.П. Богданов. Издательство: «Вече». 2009.

4. «Александр Невский». С. Романов. Детская литература. 2010. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь