Конспект музыкального занятия в старшей группе "Снеговик"
Конспект музыкального занятия в старшей группе "Снеговик"
Автор: Васильева Светлана Дмитриевна
Дошкольное отделение школы № 338 Невского района Санкт-Петербурга
Цель: создать условия для развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально-игровую, певческую, коммуникативную деятельность.
Задачи:
образовательные:
- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;
- познакомить детей с разучиванием песни используя мнемотехнику;
- поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности.
развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- способствовать развитию памяти, воображения;
- совершенствовать речедвигательные навыки;
- развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.
воспитательные:
- воспитывать культуру слушания, желание заниматься музыкальной деятельностью;
- воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, музыкальные инструменты, аудиоколонка, рисунки, выполненные воспитателем, нотный материал, аудиозаписи.
Предварительная работа:
- разучивание песни «Дед Мороз»
- разучивание танца «Снежок» Л.Картушиной.
- музыкально дидактические игры «Кто где живёт», «Наряди ёлочку».
Ход
1. Вводная часть.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, очень рада всех вас видеть. Ребята, а когда вы приходите ко мне в музыкальный зал, как мы с вами здороваемся?
Дети: Здороваемся по-музыкальному.
Музыкальный руководитель: Давайте поздороваемся по-музыкальному.
Музыкальное приветствие. В.Коротаева.
Всем, кто рядом здравствуй говорим.
Здравствуй говорим, здравствуй говорим.
Здравствуй, здравствуй снова повторим.
Снова повторим для всех.
Музыкальный руководитель: Мы пожелали всем здоровья, хорошего настроения. А что мы ещё делаем на музыкальном занятии?
Дети: Поём, танцуем.
Музыкальный руководитель: Правильно. А ещё мы много фантазируем. Ребята нам в детский сад, сегодня пришло письмо. Давайте прочитаем и узнаем от кого это письмо.
Дети: Давайте.
Музыкальный руководитель (достает письмо и читает): Дорогие ребята, я очень хотел придти к вам в гости в детский сад, но все дороги замело. Не знаю, что мне делать, стою совершенно один на полянке и скучаю. Сказочный снеговик.
Бедный Снеговик. Давайте поможем Снеговику, проложим дорожку. Тогда он сможет к нам придти.
Дети: Давайте.
Марш А. Балабанов.
Музыкальный руководитель: А теперь побежим по дорожке. Бег А. Балабанов.
Поскачем с ножки на ножку по дорожке. Поскок Б. Балабанов.
Опять пойдём по дорожке. Марш Б. Балабанов.
Музыкальный руководитель: Дорожку вы проложили, идите ко мне, я вам сейчас что-то покажу.
Дети садятся на места.
2. Основная часть.
Музыкальный руководитель: Все помнят, как надо сидеть красиво?
Распевка М. Картушина.
Сидит дед,
Ему сто лет.
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Музыкальный руководитель (показывает изображение снеговика в зимнем лесу на полянке): Оказывается в своем письме снеговик прислал фотографию. Вот он, наш снеговик. Вокруг снег,тишина. И рядом ни одного друга. Как вы думаете какое у снеговика настроение?
Дети: Грустное, печальное.
Музыкальный руководитель: Давайте послушаем и выберем музыку, которая больше всего подойдёт под настроение снеговика.
Дети слушают два музыкальных отрывка разного характера и выбирают.
Дети: Больше всего подойдет первый отрывок.
Музыкальный руководитель: Почему?
Дети: Музыка печальная, а второй отрывок сердитый, он хочет с кем-то поссорится.
Музыкальный руководитель: Я с вами согласна. Настроение у снеговика печальное, но совсем не сердитое. От этой фотографии так холодно, что, вы, наверное, замёрзли. Давайте на всякий случай погреемся.
Распевка с элементами самомассажа «Погреемся». И. Старокадомский.
Наши ручки мы погреем,
Мы потрёт сейчас скорее. Так-так -так.
Музыкальный руководитель предлагает детям выбрать, что они будут греть: ушки, щёчки, носик, колени и т.д.
Музыкальный руководитель: Мы уже согрелись, дорожку протоптали, а снеговик ещё не пришёл. Это не удивительно. Дорога из леса очень трудная. Горки то вверх, то вниз и даже можно застрять на одном месте. Вот послушайте, куда снеговик идёт.
Музыкальный руководитель играет восходящую, нисходящую мелодию или на одном звуке.
Музыкальный руководитель: Надо помочь снеговику подниматься, спускаться, идти на одном месте. Вот есть ксилофон, кто может помочь?
Музыкальный руководитель приглашает ребёнка послушать движение мелодии и сыграть на ксилофоне. Двое, трое детей слушают движение мелодии, играют на ксилофоне.
Музыкальный руководитель: Молодцы, но что -то снеговика нет. Может быть он заблудился. Давайте споем песенку, он услышит и придёт. Вы знаете песенку про снеговика?
Дети: Не знаем.
Музыкальный руководитель: А я знаю и могу вас научить.
Экспресс - изучение песни «Снеговик» А. Артемьева.
Музыкальный руководитель читает стихи, одновременно показывает мнемокартинки.
Музыкальный руководитель: Ребята, это была песенка?
Дети: Нет, это стихи.
Музыкальный руководитель: Что же сделать, что бы получилась песенка?
Дети: Прибавить мелодию.
Музыкальный руководитель: Вот сейчас я добавлю мелодию и спою песенку. А кто-то из ребят мне поможет. Когда я буду петь про Снеговика, он будет его показывать.
Музыкальный руководитель поёт песенку, показывая мнемокартинки.
Музыкальный руководитель пропевает интонацию вопрос-ответ.
Музыкальный руководитель играет интонацию вопрос-ответ на фортепиано, на ксилофоне, дети пропевают интонацию вопрос-ответ.
Музыкальный руководитель: Ребята, а что есть у снеговика?
Дети: Нос.
Музыкальный руководитель: Сколько раз хлопнем в ладоши?
Дети: Один.
Музыкальный руководитель: Что ещё есть?
Дети: Метла.
Музыкальный руководитель: Сколько раз хлопнем?
Музыкальный руководитель: А чего нет у снеговика?
Дети: Одежды.
Музыкальный руководитель: А вот теперь догадайтесь, про, что я думаю, я буду думать и хлопать, а вы догадаетесь.
Дети по хлопкам узнают предмет.
Музыкальный руководитель: Ребята, снеговик уже совсем рядом, поможем ему песенкой.
Встанем. И проверим спинку, спиночку тростиночку. Вот она какая спиночка прямая.
Песня «Снеговик». А. Артемьева.
Появляется воспитатель-снеговик.
Снеговик: Наконец-то я к вам пришёл, спасибо ребята, мне помогла ваша песенка. Но я был далеко и плохо её расслышал, так хочу что бы вы мне ее спели ещё разок.
Музыкальный руководитель: Конечно, послушай, это песенка про тебя.
Дети поют песню еще раз.
Снеговик: А теперь помогите мне. Вот нашёл на дорожке, не знаю, что это и кто потерял.
Достаёт мнемокартинки для песни «Дед Мороз». Картинки с изображением Деда Мороза нет.
Музыкальный руководитель: Рассматривает картинки, показывает детям.
Ребята как, вы, думает, кто потерял эти картинки?
Дети предлагают свои варианты.
Музыкальный руководитель: Я догадываюсь. Вот смотрите: следы на снегу, тропинка, кто-то поёт песенку, борода, брови … догадались?
Дети: Дед Мороз.
Музыкальный руководитель: Снеговик, смотри получается песенка про Деда Мороза. Давайте вместе со мной покажем картинки снеговику.
Дети медленно напевают песенку, музыкальный руководитель раскладывает картинки.
Чего-то не хватает?
Дети: Картинки Деда Мороза.
Музыкальный руководитель: Снеговик, посмотри, пожалуйста, не осталось у тебя картинки.
Снеговик достаёт картинку Деда Мороза.
Снеговик: Вот она, спряталась. А песенку мне споёте?
Дети: Споём.
Песня «Дед Мороз» З. Роот
Снеговик: Как хорошо, что я к вам пришёл, здесь так весело. Даже хочется поплясать. А что там в ваших невидимых мешках?
Музыкальный руководитель: В мешках волшебный снежок. Мы даже танец со снежком знаем. Показать?
Снеговик: Конечно.
Танец: «Снежок»
Музыкальный руководитель: А теперь ты, снеговик, поиграй с нами.
Игра с использованием выученной песни «Снеговик» А. Артемьева.
Музыкальный руководитель: А давайте расскажем Снеговику, что мы делали, пока его ждали. Рассматривали полянку, где он живёт?
Дети: Рассматривали.
Музыкальный руководитель: Что мы слушали?
Дети: Музыку печальную.
Музыкальный руководитель: А что сделали, чтобы помочь снеговику придти?
Дети: Выучили песенку про снеговика.
Снеговик: Молодцы ребята, вы меня очень порадовали. Но мне пора идти обратно в лес. До свидания.
Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы, помогли снеговику, пофантазировали, а теперь я с вами прощаюсь. Желаю вам хорошо погулять и слепить снеговика.