Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Комплексная работа по ознакомлению детей с художественной литературой

Дата публикации: 2023-03-13 16:21:38
Статью разместил(а):
Акопян Роза Размиковна

Комплексная работа по ознакомлению детей с художественной литературой как средство оптимизации речевого и эмоционально-личностного развития ребенка

Автор: Акопян Роза Размиковна

ГБДОУ "Детский сад №  28 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга"

 

Особенно актуальным в современных условиях системы дошкольного образования стал переход на личностно-ориентированный подход к взаимодействию педагога с детьми, который ставит в центр дошкольного образования полное и свободное развитие всех качеств личности ребенка, обращает нас к его внутреннему миру. В отличие от классической программы обучения, которая содержит в себе определенный круг знаний и умений, которыми должны овладеть все дети в группе (ориентация на «среднего» ребенка).

Смена парадигмы дошкольного образования дала толчок развитию и формированию новых технологий, основанных на принципах гуманизма. Перед педагогами стоит задача приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям, что является гарантом эстетического и духовного воспитания.

Одним из средств воспитания всегда являлась художественная литература. Настало время взглянуть на художественное слово в детском саду с иной стороны, а точнее разобраться какие возможности дает детское произведение нашим детям. И как открыть эти возможности каждому ребенку, учитывая его психическое и физическое здоровье. Чем для малыша является художественная литература? Это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.

Использование целостного подхода в работе над произведением позволило пробудить у детей слуховую чуткость, вызвало огромный интерес к литературе разных жанров, дало возможность познать окружение как живое, так и не живое, играя.

Углубленно работая над темой «Развитие речи детей в театрализованной деятельности», мы часто с ребятами «играли» с художественными произведениями. Любое произведение я старалась показать с разных сторон: под углом его формы, под углом содержания, несущего как познавательный материал, так и нравственный урок, под углом материала для дальнейшей детской импровизации.

Цель работы: опираясь на исследования психологов и педагогов о значимости художественной литературы в детском саду, выработать эффективную технологию комплексной работы над произведениями с учетом психического и физического здоровья детей.

Проведенная работа позволит решать следующие задачи в работе  с детьми:

Воспитательные задачи:

  • Учить ребенка внимательно слушать художественное произведение (дослушивать до конца, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, внимательно слушать ответы других детей не перебивая говорящего, совместно рассказывать сказку (рассказ и т.д.), соблюдая последовательность сюжета);
  • Воспитывать умение подражать (выразительные движения, мимика, жесты), согласовывать свои действия с действиями других детей, воспитывать уважение к действиям сверстников при проведении простой инсценировки;
  • Воспитывать учебные навыки, вовлекать в совместные виды деятельности;
  • Воспитывать умение сопереживать героям, их чувствам;
  • Воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение  сопереживать.

Обучающие задачи:

  • Расширять и активизировать словарный запас;
  • Заканчивать начатую взрослым фразу;
  • Учить пересказывать художественное произведение;
  • Учить отвечать на вопросы взрослого по тексту;
  • Продолжать формировать продолжительный плавный выдох;
  • Закреплять навыки счета;
  • Учить выполнять правила игры;
  • Продолжать совершенствовать общую моторику детей;
  • Обучать правильно выполнять игровое задание;
  • Учить проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки.

Развивающие задачи:

  • Продолжать развивать зрительное (умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты, сравнивать сюжетные изображения) и слуховое внимание (умение вслушиваться в речь взрослого);
  • Развивать двигательную и тактильную, зрительную и слуховую память, мышление (решать несложные логические задачи, делать простейшие умозаключения);
  • Развивать сенсорные представления;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • Развивать наблюдательность;
  • Развивать способности к замещению, умение читать графические рисунки (символы) на мнемокарте;
  • Развивать конструктивный праксис;
  • Развивать воображение, творческие способности.

Решение этих задач достигается благодаря целостному подходу к ознакомлению детей с художественной литературой, что позволяет:

1. Уйти от однотипной подачи материала на вербальном уровне, использую комплексную деятельность детей.

2. Сделать подбор художественных произведений в соответствии с тематической лексикой.

3. Использовать примерные схемы по работе над произведением в совместной деятельности.

Нами учитываются все формы работы с детьми: не только организация непосредственно образовательной деятельности (традиционные, игровые, эксперименты (опыты), путешествия), но и совместная деятельность педагога с детьми: особенности создания игровой предметно-развивающей среды для социально-эмоционального развития детей в рамках личностно-ориентированного подхода, а также самостоятельная игровая деятельность детей: подбор необходимого количества разноуровневых игр, наборов для рисования и т.д. для самостоятельной игровой деятельности малышей.

Используемые методы в работе над произведением:

Словесные:

  • Рассказ
  • Беседа
  • Просьба
  • Чтение художественной литературы

Практические:

  • Упражнения
  • Элементарные опыты
  • Пример
  • Воспитывающие ситуации
  • Соревнование
  • Поощрение
  • Игровые методы (дидактические игры, игры-драматизации)

Наглядные:

  • Наблюдение
  • Демонстрация (показ картин, показ образца, способа действий, натуральных предметов)

Используемые средства:

Вербальные: Вопросы, загадки, проблемы, ассоциации, прогнозирование, прогноз-выбор, прогноз-сравнение.

Технические: Магнитофон.

Модели-схемы: Варианты детализации образа воображения, произвольное структурирование образов воображения, предметы-заместители, наглядные модели, модели-таблицы сюжетных картин

Невербальные: Кодирование текста в схему-модель, пантомима (жесты, мимика), раскодирование схемы-модели пантомимой, пантомима театральных этюдов (прогноз), невербальная деятельность

В нашей работе мы используем следующие педагогические технологии:

1. Личностно-ориентированное обучение

2. Мнемотехника

3. Детское экспериментирование

4. Наблюдение

5. Игровые: развивающие виды игр в более старшем возрасте: моделирование, ТРИЗ.

Использование целостного подхода к работе над произведением является достаточно трудоемким процессом, поскольку кроме подготовки занятий большое значение уделяется организации совместной и самостоятельной деятельности детей (обогащению развивающей среды группы) в работе над художественным произведением.

Факторы, которые повлияли на полученный результат это - активизация всех видов детской деятельности: игровой, исследовательской, конструктивной и т.д.

Игровые занятия по ознакомлению детей с художественной литературой способствуют повышению уровня познавательной активности каждого ребенка, положительной динамики в развитии речи, повышению эмоционального уровня развития детей, и в общем повышению уровня эффективности воспитательно-образовательного процесса. Успешно развиваются все дети, даже имеющие в анамнезе родовые травмы, энцефалопатию, задержку психического развития и другие нарушения физического здоровья. Темпы развития каждого ребенка индивидуальны, а созданная многоуровневая среда отвечает интересам и потребностям всех детей в группе.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь