Комплексная работа по ознакомлению детей с художественной литературой
Комплексная работа по ознакомлению детей с художественной литературой как средство оптимизации речевого и эмоционально-личностного развития ребенка
Автор: Акопян Роза Размиковна
ГБДОУ "Детский сад № 28 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга"
Особенно актуальным в современных условиях системы дошкольного образования стал переход на личностно-ориентированный подход к взаимодействию педагога с детьми, который ставит в центр дошкольного образования полное и свободное развитие всех качеств личности ребенка, обращает нас к его внутреннему миру. В отличие от классической программы обучения, которая содержит в себе определенный круг знаний и умений, которыми должны овладеть все дети в группе (ориентация на «среднего» ребенка).
Смена парадигмы дошкольного образования дала толчок развитию и формированию новых технологий, основанных на принципах гуманизма. Перед педагогами стоит задача приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям, что является гарантом эстетического и духовного воспитания.
Одним из средств воспитания всегда являлась художественная литература. Настало время взглянуть на художественное слово в детском саду с иной стороны, а точнее разобраться какие возможности дает детское произведение нашим детям. И как открыть эти возможности каждому ребенку, учитывая его психическое и физическое здоровье. Чем для малыша является художественная литература? Это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.
Использование целостного подхода в работе над произведением позволило пробудить у детей слуховую чуткость, вызвало огромный интерес к литературе разных жанров, дало возможность познать окружение как живое, так и не живое, играя.
Углубленно работая над темой «Развитие речи детей в театрализованной деятельности», мы часто с ребятами «играли» с художественными произведениями. Любое произведение я старалась показать с разных сторон: под углом его формы, под углом содержания, несущего как познавательный материал, так и нравственный урок, под углом материала для дальнейшей детской импровизации.
Цель работы: опираясь на исследования психологов и педагогов о значимости художественной литературы в детском саду, выработать эффективную технологию комплексной работы над произведениями с учетом психического и физического здоровья детей.
Проведенная работа позволит решать следующие задачи в работе с детьми:
Воспитательные задачи:
- Учить ребенка внимательно слушать художественное произведение (дослушивать до конца, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, внимательно слушать ответы других детей не перебивая говорящего, совместно рассказывать сказку (рассказ и т.д.), соблюдая последовательность сюжета);
- Воспитывать умение подражать (выразительные движения, мимика, жесты), согласовывать свои действия с действиями других детей, воспитывать уважение к действиям сверстников при проведении простой инсценировки;
- Воспитывать учебные навыки, вовлекать в совместные виды деятельности;
- Воспитывать умение сопереживать героям, их чувствам;
- Воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.
Обучающие задачи:
- Расширять и активизировать словарный запас;
- Заканчивать начатую взрослым фразу;
- Учить пересказывать художественное произведение;
- Учить отвечать на вопросы взрослого по тексту;
- Продолжать формировать продолжительный плавный выдох;
- Закреплять навыки счета;
- Учить выполнять правила игры;
- Продолжать совершенствовать общую моторику детей;
- Обучать правильно выполнять игровое задание;
- Учить проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки.
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать зрительное (умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты, сравнивать сюжетные изображения) и слуховое внимание (умение вслушиваться в речь взрослого);
- Развивать двигательную и тактильную, зрительную и слуховую память, мышление (решать несложные логические задачи, делать простейшие умозаключения);
- Развивать сенсорные представления;
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- Развивать наблюдательность;
- Развивать способности к замещению, умение читать графические рисунки (символы) на мнемокарте;
- Развивать конструктивный праксис;
- Развивать воображение, творческие способности.
Решение этих задач достигается благодаря целостному подходу к ознакомлению детей с художественной литературой, что позволяет:
1. Уйти от однотипной подачи материала на вербальном уровне, использую комплексную деятельность детей.
2. Сделать подбор художественных произведений в соответствии с тематической лексикой.
3. Использовать примерные схемы по работе над произведением в совместной деятельности.
Нами учитываются все формы работы с детьми: не только организация непосредственно образовательной деятельности (традиционные, игровые, эксперименты (опыты), путешествия), но и совместная деятельность педагога с детьми: особенности создания игровой предметно-развивающей среды для социально-эмоционального развития детей в рамках личностно-ориентированного подхода, а также самостоятельная игровая деятельность детей: подбор необходимого количества разноуровневых игр, наборов для рисования и т.д. для самостоятельной игровой деятельности малышей.
Используемые методы в работе над произведением:
Словесные:
- Рассказ
- Беседа
- Просьба
- Чтение художественной литературы
Практические:
- Упражнения
- Элементарные опыты
- Пример
- Воспитывающие ситуации
- Соревнование
- Поощрение
- Игровые методы (дидактические игры, игры-драматизации)
Наглядные:
- Наблюдение
- Демонстрация (показ картин, показ образца, способа действий, натуральных предметов)
Используемые средства:
Вербальные: Вопросы, загадки, проблемы, ассоциации, прогнозирование, прогноз-выбор, прогноз-сравнение.
Технические: Магнитофон.
Модели-схемы: Варианты детализации образа воображения, произвольное структурирование образов воображения, предметы-заместители, наглядные модели, модели-таблицы сюжетных картин
Невербальные: Кодирование текста в схему-модель, пантомима (жесты, мимика), раскодирование схемы-модели пантомимой, пантомима театральных этюдов (прогноз), невербальная деятельность
В нашей работе мы используем следующие педагогические технологии:
1. Личностно-ориентированное обучение
2. Мнемотехника
3. Детское экспериментирование
4. Наблюдение
5. Игровые: развивающие виды игр в более старшем возрасте: моделирование, ТРИЗ.
Использование целостного подхода к работе над произведением является достаточно трудоемким процессом, поскольку кроме подготовки занятий большое значение уделяется организации совместной и самостоятельной деятельности детей (обогащению развивающей среды группы) в работе над художественным произведением.
Факторы, которые повлияли на полученный результат это - активизация всех видов детской деятельности: игровой, исследовательской, конструктивной и т.д.
Игровые занятия по ознакомлению детей с художественной литературой способствуют повышению уровня познавательной активности каждого ребенка, положительной динамики в развитии речи, повышению эмоционального уровня развития детей, и в общем повышению уровня эффективности воспитательно-образовательного процесса. Успешно развиваются все дети, даже имеющие в анамнезе родовые травмы, энцефалопатию, задержку психического развития и другие нарушения физического здоровья. Темпы развития каждого ребенка индивидуальны, а созданная многоуровневая среда отвечает интересам и потребностям всех детей в группе.