Речь ребёнка старшего дошкольного возраста
Речь ребенка старшего дошкольного возраста
Автор: Старикова Хеда Хамзатовна
В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения — устной речью. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности. Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это говорит о том, что речевое общение дошкольника расширяется, он начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы.
Речь, в данном случае, показывает сформированность мышления ребенка старшего дошкольного возраста. Сам ребёнок овладевает речью в процессе общения с взрослыми. Наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка это эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения, общение ребёнка с другими детьми, а так же и развитие мелкой моторики рук, чтение детской художественной литературы, игры с ребёнком взрослых и друзей.
Речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего. Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
- У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть вопрос, просьба о чем-то рассказать).
- Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля и т.д.
- В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие.
- Прочитав книгу, можно рассмотреть вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. Предложить нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.
- Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.
- Не надо торопиться все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Надо дать ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не надо торопить его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
Большое значение для развития речи имеет развитие мелкой моторики рук: лепка, мозаика, конструкторы, рисование, обводка, штриховка, работа с бусами, бисером, шнуровка, расстегивание и застегивание мелких пуговиц и др.
В детском саду уделяется большое внимание развитию речи, но без помощи родителей, без тесного общения с ребенком родителей, без примера родителей красивой, грамотной речи, детскому саду не удастся справиться со всеми трудностями. Ведь именно у родителей, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно родителям он подражает в своем общении.