Конспект занятия с детьми в подготовительной к школе группе "Сказочный переполох"
Конспект занятия с детьми в подготовительной к школе группе "Сказочный переполох"
Автор: Лысенкова Екатерина Сергеевна
ГБДОУ "Детский сад № 87 Невского района Санкт-Петербурга"
Реализация содержания занятия с детьми в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель: Закрепление знания русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
· Закреплять знания детей о русских народных сказках и их героях;
Развивающие:
· Развивать умение анализировать и обосновывать свой выбор;
· Развивать логическое мышление, внимание, любознательность
· Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
· Воспитывать Интерес к русским народным сказкам.
Возможные достижения ребенка: ребенок будет знать русские народные сказки.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, пересказ русских народных сказок по сюжетым картинка и мнемо-таблицам, рассматривание репродукций русских художников по сказкам, драматизация русских народных сказок, театральная постановка сказки «Маша и медведь», рисование героев русских народных сказок.
Материалы и оборудование: экран с проектором, клубок ниток, разрезные пазлы по сказкам, иллюстрации с недостающим героем сказок, ножниц, клей, кисти для клея, салфетки бумажные и влажные, клеёнки для работы с клеем.
Ход занятия
Воспитатель (в роли сказительницы) приглашает детей зайти в зал.
Воспитатель: Ну-ка, дети, улыбнитесь, да за ниточку возьмитесь.
За клубочком мы пойдём, в мир чудесный попадём.
А куда клубок доставит, этого никто не знает.
Пойдём тихо, не спеша, чтобы звук услышать волшебства!
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Воспитатель выводит детей на середину зала. Музыка затихает. (Дети садятся полукругом на ковёр).
Воспитатель: Ребята, вы сейчас слышали музыку? Как вы думаете, какая она по характеру?
Ответ детей: …
Воспитатель: Посмотрите, как я сегодня одета ?
Ответ детей: …
Воспитатель: Кем бы я могла быть?
Ответ детей: ...
Воспитатель - Верно! Я сказительница!
А почему мы следовали за клубком, держась за нить?
Ответ детей: ...
Воспитатель: Да, это сказочный предмет, указывающий путь-дорогу. А какие вы ещё знаете сказочные предметы, которые в русских народных сказках указывают путь?
В ответ дети: …
Воспитатель: Этот клубочек мне дала сорока и сообщила мне печальную весть. Оказывается Баба-Яга решила пошутить и поменяла героев русских народных сказок местами. И теперь они грустят, так как не могут жить друг без друга. Сорока попросила помочь сказочным героям. Ребята, а вы любите сказки?
Ответ детей: ...
Воспитатель: И я люблю! Сказки любят и взрослые и дети. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. А почему сказки называются народные?
Ответ детей: ...
Воспитатель: Верно! Читая сказки, вы проникаете в чудесный мир, полный загадок и волшебства. Я знаю ребята, что вы очень дружные и смелые. Ну, что, поможем сказочным героям вернуться в свои сказки?
Ответ детей: ...
Воспитатель: А куда же нам надо отправиться?
Ответ детей: ...
Воспитатель - А вы не боитесь?
Ответ детей: ...
Воспитатель - Ну, тогда, вперёд!
Сказка в гости нас зовёт,
Пусть волшебный наш клубок,
К Бабе-Яге нас приведёт.
ФИЗ.МИНУТКА:
Мы шагаем по дороге,
Поднимем выше ноги
И по этой же дорожке,
Скачем мы на правой ножке.
А теперь ещё немножко,
На другой поскачем ножке,
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
Перепрыгнув пни и кочки,
Добрались до нужной точки.
(На экране избушка бабы яги)
Воспитатель: Ребята, какие слова надо сказать, чтобы избушка повернулась?
Ответы детей: ...
(Избушка поворачивается)
Воспитатель: Сейчас я посмотрю, где же Баба-Яга. (Уходит за кулисы и берет куклу Бабы-Яги) Возвращается к детям.
Баба Яга: Кто посмел меня тревожить?!
Ух «фулюганы»? Развернули избушку, разбудили старушку!
Говорите, зачем пожаловали?
Ну, что молчите голубчики ?
Вы поспели вовремя, на второе, после супчика! (Ха-ха-ха)
Воспитатель: Ребята, ну говорите, зачем мы к Бабе-Яге пришли?
Ответ детей: …
Баба яга: Ишь чего захотели! Если честно, то я специально все это подстроила и вас сюда заманила, хочу убедиться хорошо ли вы знаете русские народные сказки.
Воспитатель: Они хорошо знают сказки. Правда, ребята?
Ответ детей: …
Бабы-Яга: Ну, тогда знайте, всех героев на места свои верну, коли на все мои загадки да ребусы правильно ответите. Ну, что, согласны?
Ответ детей: ...
Баба-Яга: Ну, тогда присаживайтесь вон на те пеньки, вот моё первое задание:
1) Какой герой сказки вместо удочки использовал хвост ?
2) Какой герой все время лежал на печке?
3) Кому помогала печка, яблонька и речка?
4) Из чего напился братец Иванушка и стал козлёнком?
5) Из какой посуды угощала лиса журавля манной кашей ?
6) А журавль чем и из чего угощал лису?
7) Какими словами обычно начинаются русские народные сказки?
8) О каком сказочном герое говорят: «Маслена головушка, шелкова бородушка»?
9) Какое животное носит в сказке имя Михайло Патапыч?
Баба-Яга: Да, вижу ребятки, не так вы просты, лёгкими загадками вас не возьмёшь. Задам я вам задачку посложнее.
Тут мой любимый котик давиче повеселился и порвал все картинки со сказками, даже не знаю что и делать, не получается у меня их собрать. Хе-хе, а может у вас получится.
Сказительница: Конечно получится! Правда ребята?
Ответы детей …
Зрительная гимнастика:
Терем-терем-теремок! – (глаза вправо-влево)
Он ни низок не высок. – (глаза вверх-вниз)
Наверху петух сидит (смотрят вверх)
И ку-ка-ре-ку кричит (быстро моргают).
Сказительница: Вот теперь наши глаза готовы к работе. Объясняй, Баба-Яга, свое сложное задание.
Баба-Яга: Ну что, готовы? Тогда слушайте (игра «Собери фрагмент из сказки»)
Дети делятся на несколько команд под музыку и собирают иллюстрации из разных сказок. (звучит музыка)
Баба-Яга: Ой, спасибо вам, детишки, мне бы одной было не справиться. А что за сказки вы собрали?
Ответ детей: ... (присаживайтесь на пеньки)
Баба-Яга: Ладно, согласна, русские народные сказки вы знаете, а вот имена сказочных героев наверняка забыли.
Воспитатель: Нет, Баба-Яга, ребята имена сказочных героев знают.
Баба-Яга: Что-то я сомневаюсь, сейчас проверим!
Кощей…, братец ..., Иван …, змей ..., сестрица ..., Василиса ..., крошечка ..., царевна ...?
Баба-Яга: Верно! Имена героев знаете. А теперь, ребята, загадаю-ка я вам очень сложные загадки, отгадаете, так и быть героем сказок помогу, а не отгадаете, то в пеньки вас превращу.
Баба-Яга: Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода,
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
По тропе шагая бодро
Сами воду тащат вёдра (По щучьему велению)
Она, как снег, бела и светла.
Она, как снег, боится тепла.
Рада солнцу и дети и курочка,
Ему не рада только (Снегурочка).
Ответ детей: (На правильные ответы появляются отгадки на экране).
Баба-Яга: Ох и плохо мне и худо!
Не ангина у меня, не простуда.
Воспитатель: Что с тобой, баба яга?
Баба-Яга: Негодникик! Все загадки отгадали. Даю ещё одно испытание, только тихо, только тихо (прислоняет ухо к земле).
Баба-Яга: Прислоните ребята ухо к земле, слышите гром гремит, земля трясётся, чудо конь сюда несётся, конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет!
Баба-Яга: Ну, в какой сказке такой чудо конь есть?
Ответ детей: ...
Баба-Яга: Опять угадали! Ну, а друзей моих вы знаете?
Ответ детей: ...
Баба-Яга: А такой ли уж Кащей бессмертный?
Ответ детей: ...
Баба-Яга: А где смерть это его находится?
Ответ детей: …
Баба-Яга: Ладно! Ваша взяла! Молодцы, ребята. Теперь я вижу, знаете народные сказки.
Баба-Яга: О средствах передвижения в русских народных сказках вы слышали?
Ответ детей: ...
Баба яга: Вот я и посмотрю, как вы быстро сможете передвигаться на метле (музыка, игра-эстафета «Передай метлу»)
Баба яга: Ух и шустрые вы, ух и ловкие, так и быть своё слово сдержу, всех героев русских народных сказок по местам верну.
Но вас ждёт ещё одно последнее задание, как вернётесь к себе так и узнаете, а теперь прощайте лихом не поминайте.
Воспитатель: Спасибо тебе, Баба-Яга, за загадки и за шутки, ребята, скажите Бабе-Яге до свидания!
(Баба яга уходит)
Воспитатель: Ну, что, пора в путь дорогу собираться.
Мы шагаем по дороге,
Поднимаем выше ноги
И по этой же дорожке,
Скачем мы на правой ножке,
А теперь ещё немножко,
На другой поскачем ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим,
Перепрыгнув пни и кочки,
Добрались до нужной точки.
Воспитатель: Ну, вот, мы вернулись. Смотрите, а вот и задание от Бабы-Яги, присаживайтесь за столы.
(Дети садятся за столы)
У каждого иллюстрация русской народной сказки, но на ней не хватает одного из героев. Задача детей определить сказку и недостающего героя. Выбрать карточку с недостающим героем, вырезать её и приклеить на иллюстрацию. Дети выполняют задания (звучит музыка).
Воспитатель спрашивает у кого какие сказки и какого героя они приклеили.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с последним заданием Бабы-Яги. А волшебный клубочек мне сообщил, что все персонажи сказок уже на своих местах и передают вам большое спасибо за вашу отзывчивость и храбрость.
Рефлексия.
Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие и подошло к концу. А куда мы совершили путешествие? А почему мы туда отправились? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? А теперь давайте за ниточку возьмёмся, дружно в группу все вернёмся. (Уходят с рисунками под музыку «В гостях у сказки»)