Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с дошкольниками с ТНР
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с дошкольниками с ТНР "Большой секрет от Фиксиков"
Автор: Новикова Лидия В.
ГБДОУ "Детский сад № 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга"
Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлениях у детей посредством игровой деятельности.
Задачи:
· Обучающие:
- упражнять в измерении длины с помощью линейки;
- закреплять знание единицы длины (сантиметр);
- формировать умение работать с линейкой;
- формировать умение планировать свою работу при реализации творческого замысла;
- упражнять в порядковом счете в пределах 10,
- формировать умение различать смежные числа.
· Развивающие:
- развивать зрительное пространственное восприятие;
- развивать глазомер посредством графического диктанта;
- продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги;
- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание;
- развивать смекалку, мелкую моторику.
· Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к математике;
- воспитывать взаимопомощь, работая в команде;
- воспитывать усидчивость, умение слушать, выполнять инструкцию педагога.
Оборудование: на каждого ребенка: линейка, карандаш, ножницы, клей лист А4, лист в крупную клетку; цифры от 1 до 9, мнемотаблица по безопасности при работе с ножницами; инструкция от Фиксиков, письмо от Фиксиков.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Дети сидят за столами. Стук в дверь. Доставка посылки.)
Воспитатель: Ребята, давайте откроем посылку. (Воспитатель открывает)
Воспитатель: Смотрите, здесь письмо. (Воспитатель читает)
Письмо: "Здравствуйте, ребята! Пишут вам Фиксики. Мы живем в электроприборах и можем починить любой. Таких приборов у нас много. Но мы, как и вы, ребята, любим играть. Откроем вам большой секрет: у нас совсем нет игрушек. Придумайте для нас, пожалуйста, игрушки. Условие: вы должны использовать все предметы из помогатора по инструкции".
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте откроем помогатор. (Воспитатель предлагает ребенку достать предмет из помогатора).
Ребенок: Линейки, карандаши, бумага.
Воспитатель: Как вы думаете, какую игрушку можно сделать, используя эти предметы, ваши варианты? (Дети предлагают: самолет, кораблик).
Воспитатель: Ребята, здесь еще инструкция от Фиксиков. Что же они зашифровали?
(Варианты ответов детей: летать, играть)
Воспитатель: А как можно использовать линейку и цифру 2? (Отмерить)
Воспитатель: Сколько отмерить? (2 сантиметра).
Воспитатель: Ребята, возьмите лист бумаги, положите горизонтально. Отмерьте с помощью линейки от верхнего левого угла 2 см вниз, поставьте точку. Теперь от правого верхнего угла отмерьте вниз 2 см, поставьте точку.
Дети выполняют работу.
Воспитатель: Соедините эти две точки линией.
Дети выполняют работу.
Воспитатель: Теперь нам нужно отрезать эту верхнюю полоску. Давайте вспомним, как безопасно пользоваться ножницами. Дети по очереди перечисляют правила пользования ножницами (На мольберте висит инструкция).
Воспитатель: Ребята, что же у нас получилось? (Полоска бумаги)
Воспитатель: А как с ней можно играть? (Варианты ответов детей)
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в интересные игры с бумажной полоской.
Давайте подпишем, кто как хочет. (Написать свое имя, смайлик).
Игра «Клювики»
Воспитатель: Игра называется «Клювики». Для этого сели ровно. Полоску бумаги прижимаем ко лбу указательным пальцем, на второй конец с силой выпускаем воздух. Задача: поднять клювик вверх. Посмотрите, как получится у меня. Попробуйте сами.
(Игра выполняется 2-3 раза).
Воспитатель: А давайте попробуем завернуть концы во внутрь.
(Дети загибают концы бумаги)
Воспитатель: Что же у нас получилось? (Варианты ответов детей).
Воспитатель: Как можно играть в эту игрушку? Ваши предложения.
Игра «Чья игрушка дольше в воздухе?»
Ребята, предлагаю такую игру «Чья игрушка дольше в воздухе». Вытягиваем руку с игрушкой вверх. На слове «Пуск!» отпускаем. Посмотрите, как получится у меня.
Воспитатель: Три, два, один! Пуск!
Дети подходят к столу.
Игра «Кто дальше пролетит»
На столах выложены цифры от 1 до 9.
Воспитатель: Предлагаю еще одну игру «Кто дальше пролетит»
По очереди кладем игрушку на край стола к цифре 1, делаем глубокий вдох, со всей силы дуем на игрушку, чтобы она пролетела вперед. Называете цифру, до которой долетела игрушка.
Сразу участвуют три человека. Каждый ребенок запускае игрушку 1 раз. Игрушку запускают, оставляют на том месте, куда приземлилась.
Игра «Живые цифры» (Игра продолжается с цифрами)
Воспитатель: Ребята, выберите себе любую цифру. Пока звучит музыка, встаньте в ряд от 1 до 9. Выйдите «соседи» числа пять и назовите себя.
После выполнения задания пары детей возвращаются на прежнее место. Игра продолжается 3 раза. Воспитатель с ускоряет темп игры.
Воспитатель: Выйди «сосед» чисел три и пять.
Воспитатель: Ребята, игрушки для Фиксиков готовы. Нам надо зарисовать схему для Фиксиков, а поможет нам графический диктант. (Дети садятся за столы).
Графический диктант.
Воспитатель: Возьмите карандаш и листок в клетку. Расположите лист так, чтобы красная точка была в верхнем левом углу. (все ребята находят точку, ставят карандаш)
Воспитатель: Из этой точки мы будем двигаться по клеточкам. Будьте внимательны. (Воспитатель медленно диктует задание, не повторяясь)
- 4 клетки вниз;
- 8 клеток вправо;
- 4 клетки вверх;
- 3 клетки влево;
- 2 клетки вниз;
- 1 клетка вправо;
- 1 клетка вверх;
- 1 клетка вправо;
- 2 клетки вниз;
- 6 клеток влево;
- 2 клетки вверх;
- 1 клетка вправо;
- 1 клетка вниз;
- 1 клетка вправо;
- 2 клетки вверх;
- 3 клетки влево.
Воспитатель: (Показывает образец) Ребята, у вас такая получилась фигура? (Дети сравнивают)
Воспитатель: А на что она похожа? (на нашу игрушку)
Создание инструкции для Фиксиков.
Воспитатель: Ребята, осталось составить инструкцию для Фиксиков, как можно играть с вашей игрушкой.
У вас остался лист бумаги. Сложите его пополам, и еще раз пополам, разверните. Сколько получилось окошек? (4).
Воспитатель: Давайте в правое нижнее окошко приклеим нашу схему. (Клей на столе)
Воспитатель: Давайте придумаем, как будет называться наша игрушка? Какие у вас предложения? (Варианты детей)
Воспитатель: В одном окошечке запишите название. (Дети записывают)
Воспитатель: В других окошках нарисуйте, как мы играли.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что же мы сегодня создали? (Игрушку для Фиксиков)
Воспитатель: Что было сложно для тебя, …? (Вопрос к конкретному ребенку)
Воспитатель: … как думаешь, чем понравится Фиксикам наша игрушка?
Воспитатель: Осталось упаковать посылку для Фиксиков. Давайте их будем складывать и считать все вместе. Сначала говорим во весь голос, после 5 – шепотом.
Дети: Один летун, два летуна,… пять летунов, .. десять летунов.
Ребята складывают летунов в коробку, инструкции.
Воспитатель: Давайте отнесем ее старшему воспитателю, чтобы она отправила посылку. А гостям скажем: «До свидания!».
Дети уходят с посылкой.