Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Познавательное развитие, приобщение к истокам русской народной культуры "Веселые ложки"

Дата публикации: 2023-05-31 22:28:35
Статью разместил(а):
Шайкова Марина Олеговна

Познавательное развитие, приобщение к истокам русской народной культуры "Веселые ложки"

Автор: Шайкова Марина Олеговна

ГБДОУ "Детский сад № 28 Калининского района города Санкт-Петербурга"

 

 

Цель: создание социальной ситуации развития для ознакомления детей с предметами обихода – деревянными ложками.

Задачи:

- расширять кругозор детей через ознакомления детей с историей возникновения деревянной ложки,

- развивать познавательный интерес, речь детей, продолжать работу по сплочению коллектива детей,

- совершенствовать коммуникативные качества.

Оборудование: кукла в русском костюме «Алёна», презентация «История ложки», ложки из разного материала, атрибуты к игре «Перенесем картошку», камни, сундук, чугунок.

Ход образовательной деятельности

I. Вводная часть.

Игровая ситуация «Волшебный сундучок».

Воспитатель вносит сундучок и куклу Алёну, предлагает отгадать загадку.

Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка,

А поможет, есть их …  (ложка).

Воспитатель достаёт ложку металлическую и показывает её детям.

Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана? (ответы детей). Вот и Алёна хотела бы узнать, откуда появились ложки?

II. Основная часть.

1. Презентация «История ложки».

Рассказ воспитателя (с использованием исследовательской деятельности): очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели пищу руками, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд: первобытные люди).

Но со временем люди научились добывать огонь и готовить еду на огне. Но есть руками, стало неудобно. Почему?  (ответы детей: еда была горячая, обжигала руки …). Древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, так появилась первая ложка. Самая первая ложка была сделана из камня (слайд: ложка из камня).

Посмотрите, что у меня в руке? (показывает камень). Подержите его. Какой он? (ответы детей). Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (ответы детей: неудобно, она тяжёлая …). Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите, какими были первые ложки (слайд: первые ложки). Делать такую ложку было очень сложно. На Руси самым простым материалом было дерево (слайд: деревянные ложки). Поэтому люди стали делать ложки, посуду, а затем и мебель из дерева (слайд: деревянная посуда). Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста Алене в каких народных сказках есть упоминание о деревянных ложках? (ответы детей)

В сказках «Три медведя», «Жихарка», которые мы читали, упоминаются деревянные ложки. А что делал Жихарка, когда оставался один дома? Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Ждал возвращение кота и петуха. Давайте и мы поможем Жихарке. Вот он сварил горячую картошку в чугунке, надо её переложить из чугунка в тарелку для кота и петуха.

2. Игра «Перенесём картошку».

Две команды. Надо зачерпнуть деревянной ложкой картошку в чугунке и перенести её в тарелку. Кто быстрее справится (звучит быстрая русская народная мелодия)

Молодцы справились с заданием.

3. Словесная игра «Какие?».

Воспитатель: Посмотрите, что еще лежит у Алёны в сундучке? (ложки)

Какие они? Из чего сделаны? Из металла (металлическая), из пластмассы (пластмассовая), из дерева (деревянная), из стекла (стеклянная), бумаги (бумажная).

Посмотрите внимательно на эти ложки (обращает внимание на деревянные ложки). Русские люди издавна любили украшать предметы домашнего быта и придумали они ложки расписывать. Как можно сказать про ложки, которые расписывают?

Дети: расписные.

Воспитатель: Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (люди – мастера)

Мы знаем, что ложки нужны для еды. А что ещё можно делать деревянными ложками? (играть). Да, деревянные еще можно использовать как музыкальные инструменты. Оказывается ни один русский народный праздник не проходил без игры на деревянных ложках.

4. «Оркестр». Алёна предлагает детям взять деревянные ложки. Звучит русская народная мелодия, дети играют на ложках.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы! Кукла Алёна благодарит вас за помощь. А нам пора с ней попрощаться.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь