Развитие познавательно-исследовательских умений старших дошкольников через проектную деятельность
Развитие познавательно-исследовательских умений старших дошкольников через проектную деятельность
Автор: Мигунова Наталья Васильевна
МБДОУ «Каменский детский сад» Богородского муниципального района Нижегородской области
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность, решая возникающие проблемы.
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. («ФГОС ДО» часть I .Общие требования. п.1.4. Основные принципы дошкольного образования: «…формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности…»)
А требования к Условиям реализации ООП «…предполагает использование проектной деятельности...» (часть III. п. 3.2.5).
В сложившихся условиях проектная деятельность в образовательном процессе приобретает особую значимость, является актуальной педагогической инновационной технологией, которая заключается в эффектном и успешном формировании и развитии исследовательских навыков, самостоятельной активности детей, их творческого мышления, коммуникативных и рефлексивных навыков, что является составляющей успешной личности, необходимой детям как мощное средство социализации в современном обществе.
С целью выявления у детей уровня познавательно-исследовательских умений, проведенное наблюдение за детьми и анкетирование родителей показало, что:
- лишь у 45% воспитанников высокий и средний уровень сформированности способностей к познавательной иисследовательской деятельности;
- в современных семьях недостаточно уделяется вниманиеразвитию исследовательской деятельности у детей(трудности семейного воспитания: нет времени и т.д.);
Поэтому ведущая педагогическая идея моей работы заключалась в том, что систематическое и последовательное использование проектной деятельности будет способствовать развитию познавательно-исследовательских умений старших дошкольников.
Целью работы стало развитие познавательной активности и исследовательских умений старших дошкольников через проектную деятельность.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
1. Способствовать развитию познавательно-исследовательских умений: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, выдвигать гипотезы, использовать разные способы проверки предположений, анализировать результаты, делать умозаключения и выводы.
2. Развить любознательность, инициативность, самостоятельность детей, творческое мышление путем включения их в проектную деятельность.
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Работа велась в период с сентября 2013 г. по май 2016г., на основе сочетания обучающих, игровых, практических формработы:
1. Учебно – игровые занятия поразвитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска.
2. Индивидуальная работа с детьми с использованием треннинговых заданий, предложенных А. И. Савенковым.
3. Тренировочные занятия в виде сюжетно-ролевой игры«Учёные».
4. Совместная работа воспитателя и детей надисследовательскими проектами.
5. Самостоятельнаяисследовательская практика детей.
6. Участие детей с результами исследований в различных конкурсах.
Работа по формированию познавательно-исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность, проходила в несколько этапов и направлениях: работа с педагогами, с детьми, взаимодействие с родителями, обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
На подготовительном этапе работы педагоги подбирали и изучали литературу по темам проектов. Разрабатывали методический инструментарий: перспективные планы, конспекты образовательной деятельности, бесед, экскурсий, игр; содержание родительских собраний, консультаций, буклетов для родителей и педагогов, информационных стендов.
Работа по формированию познавательно-исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, предполагала постоянное саморазвитие и самообразование работников ОУ, с которыми систематически проводились консультации, теоретические и практические семинары, индивидуальные беседы, консультации. В результате чего возникла необходимость создания «Проектной мастерской» для педагогов ОУ.
Поскольку эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания РППС в группе, совместно с родителями мы обогатили её, создав: центр экспериментирования «Лаборатория Почемучек», наполненный новыми материалами; наполнили мини-огород, где дети, проводя опытническую работу, учились делать простые умозаключения, убеждались в том, какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений; полку «Умных книг и фильмов», где находилась познавательная литература, книги собственного изготовления, интересные фильмы об окружающем мире, из которых дети всегда могли найти ответы на интересующие их вопросы; дидактические игры, макеты, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и направляющие на различные виды познавательно-исследовательской деятельности; атрибуты, костюмы для сюжетно-ролевых игр, праздников, позволяющих реализовать инициативность, социальную и творческую активности и т.д.
Разнообразили среду и на прогулочном участке группы атрибутами для игр, наблюдений, экспериментов, тем самым поддерживая исследовательский интерес у воспитанников вне помещения.
При взаимодействии с родителями, мы использовали не только традиционные формы работы, такие как: анкетирование, родительские собрания, где родители ознакомились с основными направлениями проектной деятельности для развития у детей познавательно-исследовательских умений и навыков, выпуск буклетов и памяток, мастер –классы «Создаем проект».
В процессе деятельности я использовала новые для ОО формы работы и подходы к организации взаимодействия с семьей:
- почтовый ящик «Вопрос-ответ»» (с помощью которого родители могли оставить свои пожелания, предложения, задать вопросы);
- экскурсии на территории села, которые проводили сами родители - «Где работают мои родители»;
- папин мастер-класс («Коллекция солдатиков»), мамин мастер-класс («Мамино увлечение»).
Родители помогали с приобретением материала для опытов и экспериментов, с созданием мини-музеев, коллекций, выставок для получения детьми дополнительной информации.
Помогали детям в реализации собственных проектов, создании «продукта» проекта, презентации этого «продукта».
Таким образом, было создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее ДО и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
Каждый проект начинался с тщательно подготовленной ситуации (игровой: появление героев, загадочных предметов, необходимости совершения путешествия и т.д.), которая стимулировала детей на возникновение проблемных вопросов. Использовали «Модель трех вопросов»: «Что мы знаем о проблеме? Что хотим узнать? Как, где мы об этом сможем узнать?»
Для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, развития умений и навыков исследовательского поведения использовала серию учебно-игровых заданий, упражнений, игр, тренинги (Александра Ильича Савенкова): «Лабиринт», «Играем в предположения», «Классификация» и др.
Наибольший интерес у детей вызывала работа в «Лаборатории Почемучек»: проведение экспериментов и опытов. Н-р, проект «Я познаю Космос»», дал детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.
В ходе работы дети учились находить проблему, решать её, используя различные источники получения информации, отвечать на вопросы, подбирать необходимый материал, договариваться, описывать эксперименты, формулировать выводы; собирать доступную информацию в ходе поисково-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, игровой, двигательной деятельности; создавать макеты, знаки, альбомы, творчески работы, коллекции, которые широко теперь применяются в жизни группы.
В совместной деятельности со взрослыми проводили опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами. Заинтересованные родители пригласили для детей в ДОУ «Лабораторию научных чудес».
На основном этапе воспитатели проводили мероприятия по плану проектов (НОД, беседы, экскурсии, наблюдения, игры и т.д.). Оказывали адресную помощь воспитанникам и родителями. Создавали информационные стенды, буклеты, папки-передвижки, ЛЭП-буки.
Во время самостоятельной деятельности детей происходило закрепление и совершенствование навыков и умений проектно-исследовательского поиска, которые готовили ребенка к самостоятельному исследованию, умению защищать собственный проект.
Результатом итогового этапа являлось представление воспитанниками «продукта» проекта, в виде таблицы, плаката, макета, наглядного пособия, фотографии или компьютерной презентации. В ходе презентации «продукта», дети приобретали опыт публичной защиты, умение излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.
По итогам защиты проходило поощрение не только тех, кто демонстрировал свой «продукт», но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы. Дети презентовали свои проекты сначала в своей группе, затем для детей из других групп ОУ. Участвовали со своим «продуктом» в конкурсах на различных уровнях, занимая призовые места.
В результате проделанной работы:
- разработана серия индивидуальных исследовательских проектов;
- создана «Методическая копилка воспитателя» по использованию проектной деятельности для развития у детей познавательно-исследовательских умений;
- насыщена РППС для поддержания у воспитанников исследовательского интереса;
- разработан план работы «Проектная мастерская» для педагогов ДОО.
Данный опыт работы был представлен в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образовании», ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", методических объединениях района и ОО. Публикации по развитию у детей познавательно-исследовательских умений были размещены на страницах районного СМИ, на сайте ОУ, в сетевом издание СМИ (сайт) для учителя, воспитателя, педагога «Педразвитие.ру» и на персональном сайте педагога.
В результате проведенной работы достигнуты следующие результаты у воспитанников:
- сформированы познавательно-исследовательские умения, навыки проектной деятельности;
- повысился уровень познавательной активности, творческого мышления, любознательности, инициативности
- партнерские отношения между воспитателями, родителями и детьми;
Использование проектной деятельности для развития познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2015.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2013.
3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: ТЦ«Сфера», 2013.
5. Комратова Н.Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников: [опыт работы над краеведческими проектами в Нижнем Новгороде] / Н. Комратова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.
6. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Консультации для педагогов. М. – 2010г.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2010.
8. Савенков А. И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007.
9. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007.
10. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты/ авт.-сост. Н.П.Битютская. –Волгоград: Учитель, 2013.