Конспект НОД по ФЦКМ «Путешествие по планетам солнечной системы»
Конспект НОД по ФЦКМ
«Путешествие по планетам солнечной системы»
Автор: Горюшина Оксана Андреевна
МБДОУ «Детский сад № 303»
Цель: Расширить и углубить знания детей о космосе.
Педагогический замысел:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
· Формировать у детей элементарные представления о космосе
· Закреплять знания детей о строении Солнечной системы, понятия «звёзды», «планеты»,«созвездие», «спутники», названия планет.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
· Воспитывать умение слушать взрослых, побуждать к совместной деятельности.
· Формировать у детей правила поведения при выполнении коллективной работы, развивать дружеские отношения, чувство взаимопомощи.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
· Способствовать развитию у детей речевой активности, учить отвечать на вопросы воспитателя, полным ответом.
· Активизировать словарь за счет слов: ракета, космонавт, скафандр, космос, созвездие.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи: Развивать координацию движений, используя здоровьесберегающие методы (подвижная игра и пальчиковая гимнастика).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи: Развивать конструктивные способности детей, творческое воображение.
Предварительная работа:
С детьми проведены:
· Выставка рисунков «Полет в космос».
· Выставка книг «Читаем о космосе».
· Проведение тематической недели «Космос».
Материал:
· Картинки и фотографии на тему «Космос».
· Картинки с разными видами одежды, транспорта.
· Модульный конструктор.
· Посылка
· 6 звезд
· Письма
· Картон темно-синего цвета и одной крупной звездой.
· Музыкальная запись.
· Салфетки, клей, для составления созвездия «Малая медведица».
Ход занятия:
Воспитатель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение? Возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение:
- Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
- Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
- Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: «Привет!»
Солнцу «Привет!»
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад, вчера пришла посылка, адресована, ребятам группы «СОЛНЫШКО»
Дети рассматривают посылку. На посылке изображены звезды и телескоп.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь изображено?
Дети: телескоп и звезды.
Воспитатель: Ребята, а для чего нужен телескоп?
Дети: Телескоп нужен для того, чтобы наблюдать за звездами.
Воспитатель: А как называются люди, которые наблюдают за звездами?
Дети: Астрономы.
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы.
Воспитатель: Ребята, вы хотите открыть посылку и посмотреть что там?
Дети: да
Воспитатель открывает посылку, внутри письмо и сверток бумаги.
Давайте прочитаем письмо?
Дети: да.
Воспитатель зачитывает письмо.
Здравствуйте ребята. Пишет вам Астроном. Вчера в космосе был сильный космический вихрь и шесть звезд составляющие созвездие Малой медведицы, разлетелись по планетам Солнечной системы. На месте осталась только одна главная звезда малой медведицы «полярная». Ребята, помогите пожалуйста собрать разлетевшиеся звезды обратно в созвездие. Посылаю вам кусочек ночного неба с полярной звездой.
Вот вам, моя подсказка, первая звезда упала на естественный спутник земли, дальше звезды вам помогут. До свидания ребята, надеюсь на вашу помощь.
Воспитатель: разворачивает сверток, на свертке ночное небо с одной большой и яркой звездой.
Ну, что ребята, поможем Астроному вернуть созвездие обратно?
Дети: да
Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы помочь Астроному?
Ребенок: нам надо совершить космическое путешествие по планетам солнечной системы.
Воспитатель: И так мы с вами решили, что нам нужно совершить космическое путешествие. А на чем мы отправимся в путешествие?
Перед детьми лежат картинки с разными видами транспорта, дети, выбирают ракету.
Воспитатель: Хорошо. А из чего мы сделаем ракету?
Дети: Из мягких модульных геометрических фигур.
Дети строят ракету.
Воспитатель: ребята, а кто будет управлять нашей ракетой?
Дети: надо выбрать капитана.
Дети выбирают капитана с помощью считалочки.
Светит Солнце, а вокруг
Eсть планеты, девять штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас…
- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четвёртый – Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран,
- Восьмой – Нептун.
Номер "девять" звать Плутон,
Тот, кто лишний – выйди вон!
Воспитатель: А что еще надо для полета?
Дети: Выбрать одежду для полета.
Перед детьми лежат картинки с разной одеждой. Дети выбирают скафандр и шлем.
Воспитатель: Ребята, а почему вы выбрали эту одежду, ведь здесь так много разной нарядной одежды?
Дети: Потому-что, эта специальная одежда для космонавтов, она защищает космонавтов от перегрева и переохлаждения.
Ребенок: А еще скафандр позволяет космонавтам дышать.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.
Дети одевают одежду для космонавтов.
Воспитатель: Ребята, а на какую планету мы сейчас полетим?
Дети: на луну.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: в подсказке астроном пишет, что первая звезда упала на естественный спутник земли, а это луна.
Воспитатель: Молодцы. Тогда отправляемся на луну.
Воспитатель: Ребята, занимайте свои места в нашей ракете.
Капитан: Пристегните ремни.
Воспитатель: Вы готовы? Тогда начинаем обратный отчёт: 10, 9,8,7…
Дети закрывают глаза, звучит космическая музыка.
Воспитатель: Наш полёт начался. А пока мы летим, предлагаю, исполнить веселую и бодрую песню про космонавтов.
Дети исполняют песню.
От героев-космонавтов
Не хотим мы отставать.
Мы ребята-соколята,
Будем скоро все лететь!
Припев:
Космонавты захотят
И на звезды полетят!
Космонавты, космонавты,
Вам привет от всех ребят.
Мы построили ракету,
Улетаем в ней сейчас.
Пусть высоко и далеко
Понесет ракета нас.
Припев:
Воспитатель: Ребята вот мы и в космосе. Вот перед нами солнечная система.
-Внимание, наш космический корабль подлетает к Луне. -Внимание! Внимание! Мы прилунились, просьба покинуть свои места.
Воспитатель находит письмо и зачитывает.
«Здравствуйте, земляне! Спутник земли рад приветствовать вас. Я знаю, что вы прилунились за звездой, но чтобы ее получить, вы должны ответить на пару вопросов.
Воспитатель зачитывает вопросы:
Чего нет в космосе такого, что человеку очень нужно?
Дети: Кислород.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.
Воспитатель зачитывает второй вопрос.
Чем отличается планета Сатурн от других планет?
Дети: У планеты Сатурн есть кольца из камней и пыли.
Правильно ребята, молодцы.
Воспитатель достает из конверта звезду.
Воспитатель: Как же узнать, куда нам лететь дальше?
Дети: Астроном писал, что звезды нам подскажут, надо искать подсказку.
Дети рассматривают звезду и на обратной стороне звезды находят подсказку, изображено солнце и цифра 1.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это значит?
Дети: Надо лететь на первую планету от солнца, Меркурий.
Воспитатель: Точно ребята, какие вы догадливые, я бы без вас никогда не догадалась.
-Ну что ребята, забираем звезду и летим на Меркурий?
Дети: Да
Воспитатель: Занимаем свои места в ракете и полетели на Меркурий.
Капитан: Все готовы?
Дети: да
Капитан: Тогда начинаем обратный отчёт: 10, 9,8,7…
Дети закрывают глаза, звучит космическая музыка.
Во время полета, дети по желанию поют песню.
Капитан:
Внимание, внимание! Мы примеркурились, просьба покинуть свои места.
Дети быстро находят письмо.
Воспитатель зачитывает:
Здравствуйте, земляне! Меркурий рад приветствовать вас, но чтобы получить звезду, мы хотим с вами поиграть в игру «Звездочет».
Дети с помощью считалочки выбирают звездочета.
Звездочет двигается под музыку подскоками, останавливается между двумя детьми, которые встают спинами друг к другу, и на счет раз-два-три-беги!- обегают в разных направлениях круг, стараясь первыми вернуться в исходную точку и забрать мяч у «звездочёта». Успевший это сделать игрок сам становится «Звездочетом».
После игры ребенок достает звезду, на обратной стороне изображено солнце и цифра 4.
Дети: Значит, нам надо лететь на четвертую планету, а это Марс.
Дети занимают свои места в ракете и летят на Марс.
Капитан: Все готовы? Тогда начинаем обратный отчёт: 10, 9,8,7…
Дети закрывают глаза, звучит космическая музыка.
Капитан: Внимание, внимание! Мы примарсились, просьба покинуть свои места.
Капитан находит письмо, отдает воспитателю прочитать.
Здравствуйте земляне! Марс рад приветствовать вас и подготовил пару вопросов.
1. Как называется испытательный аппарат для космонавтов?
Дети: центрифуга.
В: правильно, молодцы.
2. Почему Меркурий самая горячая планета?
Дети: Потому-что находится ближе всего к Солнцу, чем все остальные планеты.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились.
Капитан достает звезду с обратной стороны нарисовано солнце и цифра 6.
Дети: Значит, отправляемся на Сатурн.
Занимают свои места в ракете.
Капитан: Все готовы? Тогда начинаем обратный отчёт: 10, 9,8,7…
Дети закрывают глаза, звучит космическая музыка.
Капитан: Внимание, внимание! Мы присатурнились, просьба покинуть свои места.
Дети находят письмо, отдают воспитателю зачитать.
Здравствуйте земляне! Сатурн рад приветствовать вас и хочет с вами выполнить физкультминутку.
Физкультминутка «Глобус»
Мы по глобусу шагаем,
Пальцы дружно поднимаем.
Перепрыгнули лесок,
На гору забрались,
Оказались в океане –
Вместе покупались.
Пошагали в Антарктиду,
Холодно, замерзли.
На ракету все мы сели –
В космос улетели. (движения детей по тексту).
Капитан достает звезду, на обратной стороне изображено солнце и цифра 7.
Д: Значит, отправляемся на Уран.
Дети занимают свои места в ракете.
Капитан: Все готовы? Тогда начинаем обратный отчёт: 10, 9,8,7…
Дети закрывают глаза, звучит космическая музыка.
Капитан: Внимание, внимание! Мы приуранились, просьба покинуть свои места.
Дети находят письмо, отдают воспитателю зачитать.
Здравствуйте земляне! Уран рад приветствовать вас и приготовил вам загадки.
Воспитатель зачитывает детям загадки:
1. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
2. До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
3. В космосе нет сковородки,
И кастрюли тоже нет.
Тут и каша, и селёдка,
И борщи и винегрет -
Расфасованы, как крем!
Космонавтом буду.
Из чего-же я поем,
Вовсе без посуды. (из тюбиков).
4. Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью,
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин)
Молодцы ребята, правильно отгадали загадки.
Капитан достает звезду с обратной стороны нарисовано солнце и цифра 2.
Дети: Значит, отправляемся на Венеру.
Занимают свои места в ракете.
Капитан: Все готовы? Тогда начинаем обратный отчёт: 10, 9,8,7…
Дети закрывают глаза, звучит космическая музыка.
Капитан: Внимание, внимание! Мы привенерились, просьба покинуть свои места.
Дети находят письмо, отдают воспитателю зачитать.
Здравствуйте земляне! Венера рада приветствовать вас и хотела бы послушать стихи о космосе.
Дети читают стихи о космосе.
Воспитатель: Молодцы ребята, я думаю, Венере очень понравились ваши стихи.
Капитан достает звезду, на обратной стороне изображено солнце и цифра 3.
Дети: Значит, отправляемся на планету Земля.
Дети занимают свои места в ракете.
Капитан: Все готовы? Тогда начинаем обратный отчёт: 10, 9,8,7…
Дети закрывают глаза, звучит космическая музыка.
Капитан: Внимание, внимание! Мы приземлились, просьба покинуть свои места.
Воспитатель: Ребята, вот мы и на земле.
Перед детьми ночное небо с одной полярной звездой.
Воспитатель: Ну что ребята теперь нам осталось последнее задание, как вы думаете, какое?
Дети: Надо составить созвездие Малой медведицы и отправить посылку астроному.
Правильно, ребята.
Дети составляют созвездие Малой медведицы и отправляют посылку астроному.
Воспитатель: Вам понравилось наше космическое путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Рефлексия.