Информационный проект "Мини-музей "Усть-Сысольск: окно в прошлое"
Информационный проект "Мини-музей
"Усть-Сысольск: окно в прошлое"
Авторы проекта:
Коровкина Евгения Александровна,
Карманова Валерия Васильевна,
Вилижанинова Татьяна Владимировна
МАДОУ «Детский сад № 104», г. Сыктывкар
Актуальность проекта:
В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является воспитание национальной культуры детей. В условиях современного общества встает вопрос о формировании личности ребенка на основе нравственных и эстетических идеалов, личности, способной ощущать свою принадлежность к родному народу, что в последующем станет основой для воспитания патриотизма и гражданственности. Устойчивый интерес в современном обществе к народной культуре предопределил включение его в образовательно-воспитательную систему детских садов.
Музей (этнографический уголок), выступая формой сохранения народной культуры и имея особый эмоциональный и эстетический характер коммуникативной системы, сочетает в себе возможности обучения и воспитания. Этнографические уголки представляют собой источник передачи культурных традиций, обусловленность народной культуры хозяйственно-географическим комплексом. При нарушении межпоколенной трансляции норм традиционной культуры они становятся таким транслятором.
Цель проекта:
Создание мини-музея (этнографического уголка) «Усть-Сысольск: окно в прошлое» для изучения основ традиционной культуры коми.
Задачи:
1. Познакомить детей с бытом и культурой коми;
2. Воспитать уважительное отношение к народной культуре;
3. Сформировать бережное и трепетное отношение к природе коми народа;
4. Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;
5. Дать возможность для самостоятельной исследовательской деятельности;
6. Укрепить партнерские отношения с семьями воспитанников;
7. Обогащать предметно-развивающую среду для оформления образовательного пространства.
Формы работы для успешной реализации проекта:
1. Экскурсия – форма работы предопределена этнографическим уголком. Первое знакомство детей с экспонатами начинается с экскурсии. Занятие в мини-музее желательно проводить подгруппами, по 10-12 человек. В младшем звене в роли экскурсовода выступает воспитатель, в старшем звене эту роль может на себя примерить дошкольник.
2. Интегрированные занятия, включающие в себя все виды деятельности
3. Беседы (познавательные , этические, эвристические, эстетические)
4. Развлекательные мероприятия с этнокультурной тематикой
5. Театрализованные представления
6. Тематические встречи с носителями языка
7. Кружковая работа
Методы и приемы, используемые для поддержания интереса к работе в мини-музее:
1. Ролевые, дидактические, настольные, подвижные игры
2. Рабочие тетради
3. Использование фольклора в качестве компонента народной педагогики
4. Использование яркой наглядности
5. Использование ИКТ-технологии
Ожидаемые результаты:
1. Создание мини-музея «Усть-Сысольск: окно в прошлое» в ДОУ.
2. Повышение уровня знаний у детей и родителей о культуре народа коми.
3. Укрепление отношений между всеми участниками проекта.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Продолжительность проекта: долгосрочный (2017-2020 гг.)
Новизна проекта и практическое значение:
Создания мини-музея в ДОУ дает возможность педагогу познакомить ребенка с историей родного края, не покидая пределы детского сада. Музей, выступая формой сохранения народной культуры и имея особый эмоциональный и эстетический характер коммуникативной системы, сочетает в себе большие возможности обучения, образования и воспитания, нежели традиционные занятия. Используемые методы и приемы музейной педагогики позволяют нам добиться лучшего результата, вызывая у дошкольников неподдельный интерес к истории коми края.
Обеспечение проекта:
1. Учебно-методическое:
- составление каталога музейных экспонатов (в процессе);
- разработка методических материалов (конспекты, сценарии, картотеки и т. п.) (в процессе);
- опыт работы педагогов.
2. Организационное:
- оформление помещения мини-музея «Усть-Сысольск: окно в прошлое»;
- оснащение музея экспонатами.
3. Информационное:
- использование возможностей интернета в поиске информации, адресов опыта;
- консультации и семинары по музейной педагогике (в перспективе);
- размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ (в перспективе);
- презентации экспонатов музея.
4. Мотивационное:
- поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников;
- накопление и обобщение педагогического опыта;
- участие в конкурсах.
5. Материально-техническое:
- оформление фото коллажей, презентаций, буклетов;
- Мультимедийный проектор, экран;
- Ноутбук с выходом в интернет.
План-график мероприятий:
Срок |
Действия детей |
Действия педагогов |
Действия родителей |
||||
1 этап – Организационный (Предварительный) этап мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала |
|||||||
Сентябрь – октябрь 2017 г. |
Устный опрос родителей и детей о желании создать мини-музей в группе. Выбор тематики музея «Усть-Сысольск: окно в прошлое» |
||||||
|
|
Нетрадиционное родительское собрание в форме аукциона |
|||||
Ноябрь - декабрь 2017 г. |
|
Выбор помещения для музея с учетом количества экспонатов и посетителей |
|||||
|
Сбор экспонатов для музея, регистрация их в каталоге |
||||||
|
|
Сбор экспонатов для музея, регистрация их в каталоге |
|||||
Январь 2018 г. |
|
Оформление мини-музея «Усть-Сысольск: окно в прошлое» |
|||||
Конец января 2018 г. |
Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей |
||||||
2 этап – Основной этап и 3 этап – Заключительный этап (пересекаются) |
|||||||
Февраль 2018 г.
|
|
Разработка тематики экскурсий и содержания экскурсий, занятий для ознакомления детей с экспонатами |
|
||||
Март - май 2018 г. |
|
Проведение ознакомительных экскурсий с детьми средней группы с целью вызвать интерес к культуре коми края среди воспитанников (2 раза в месяц) |
|
||||
Июнь - август 2018 г. |
|
Разработка перспективного планирования на старшую и подготовительную группу. Разработка конспектов НОД |
|
||||
Сентябрь-октябрь 2018 г. |
Выбор экскурсовода из числа воспитанников (срок – на полгода). Возможность побывать в роли экскурсовода родителям (Проект «Моя мама (мой папа) - экскурсовод») |
||||||
Ноябрь 2018 г. |
|
Создание сменной сезонной экспозиции « От зернышка к хлебушку» (1 раз в полгода) |
|||||
Октябрь-декабрь 2018 г. |
Проведение занятий в мини-музее согласно перспективному планированию. Итоговое мероприятие, совместное с родителями - «Хлеб на столе, здоровье в семье» |
||||||
Январь 2019 г. |
|
Разработка проекта «Игрушки и игры коми детей» |
|
||||
Февраль - апрель 2019 г. |
Реализация проекта. Оформление сменной сезонной экспозиции «Народные коми игрушки» |
||||||
Январь-май 2019 г. |
Проведение занятий в мини-музее согласно перспективному планированию. Итоговое мероприятие, совместное с родителями - «Сундук с игрушками» |
||||||
Сентябрь 2020 г. |
Разработка тематик сменных экспозиций на год. Реализация их через совместные с родителями проекты. Проведение занятий согласно перспективному планированию. Итоговое мероприятие в конце каждого полугодия. |
Оценка результатов и отчетность
Проект достигнет своей цели – изучение основ традиционной коми культуры через создание мини-музея «Усть-Сысольск: окно в прошлое». Уже на начальном этапе у воспитанников и родителей проявляется неподдельный интерес к коми культуре. На аукционе (форма родительского собрания) все лоты были «распроданы». Родители в короткие сроки, с ноября по декабрь 2018 гг., помогли собрать нужное количество экспонатов, до сих пор приносят отдельные предметы быта с вопросом о возможности их помещения в наш музей.
Предметы старины: громоздкие, имеющие уникальную историческую ценность, которые не могут быть размещены в группе детского сада, - родители совместно с воспитателями выполнили стилизованно.
В отношении детей: первые пробные экскурсии вызвали искренний и восторженный интерес. При любом удобном случае дети средней группы «Теремок» играют с предметами обихода и быта коми народа, с удовольствием играют деревянными ложками, даже делают попытки полакомиться муляжами каравая, баранок.
Контроль результата достижения проектом цели будет осуществляться через наблюдение педагогов, совместных анкет для родителей и детей , работы в рабочих тетрадях, викторинах и т.д.
Список используемой литературы:
1. Ознакомление дошкольников с народной культурой коми(зырян) средствами музейной педагогики: метод.пособие/ Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. инс-т развития образования – 3-е изд. – Сыктывкар: КРИРО, 2015. – 96 с.
2. Рыжова Н.А., Рыжов И.Н., Ильина И.В. «Азбука юного гражданина Республики Коми: Путешествие с Войпелем».Сыктывкар, 2012.
3. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И., «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008.
4. Детям о культуре народа коми. Части I, II. Сыктывкар, 1994.