Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Информационный проект "Мини-музей "Усть-Сысольск: окно в прошлое"

Дата публикации: 2018-05-27 16:01:54
Статью разместил(а):
Коровкина Евгения Александровна

Информационный проект "Мини-музей

 "Усть-Сысольск: окно в прошлое"

Авторы проекта: 

 Коровкина Евгения Александровна,  

Карманова Валерия Васильевна,  

Вилижанинова Татьяна Владимировна

МАДОУ «Детский сад № 104», г. Сыктывкар

 

Актуальность проекта: 

В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является  воспитание национальной культуры детей. В условиях современного общества встает вопрос о формировании личности ребенка на основе нравственных и эстетических идеалов, личности, способной ощущать свою принадлежность к родному народу, что в последующем станет основой для воспитания патриотизма и гражданственности. Устойчивый интерес в современном обществе к народной культуре предопределил включение его в образовательно-воспитательную систему детских садов.

Музей (этнографический уголок), выступая формой сохранения народной культуры и имея особый эмоциональный и эстетический характер коммуникативной системы, сочетает в себе возможности обучения  и воспитания. Этнографические уголки представляют собой источник передачи культурных традиций, обусловленность народной культуры хозяйственно-географическим комплексом. При нарушении межпоколенной трансляции норм традиционной культуры они становятся таким транслятором.

Цель проекта: 

Создание мини-музея (этнографического уголка) «Усть-Сысольск: окно в прошлое»  для изучения  основ традиционной культуры коми.

Задачи:  

1. Познакомить детей с бытом и  культурой коми;

2. Воспитать уважительное отношение к народной культуре;

3. Сформировать бережное и трепетное отношение к природе коми народа;

4. Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;

5. Дать  возможность для самостоятельной исследовательской деятельности;

6. Укрепить партнерские отношения с семьями воспитанников;

7. Обогащать предметно-развивающую среду для оформления образовательного пространства.

Формы работы для успешной реализации проекта: 

1. Экскурсия – форма работы предопределена этнографическим уголком. Первое знакомство детей с экспонатами начинается с экскурсии. Занятие в мини-музее желательно проводить подгруппами, по 10-12 человек.  В младшем звене в роли экскурсовода выступает воспитатель, в старшем звене эту роль может на себя примерить дошкольник.

2. Интегрированные занятия, включающие в себя все виды деятельности

3. Беседы (познавательные , этические, эвристические, эстетические)

4. Развлекательные мероприятия с этнокультурной тематикой

5. Театрализованные представления     

6. Тематические встречи с носителями языка

7. Кружковая работа

Методы и приемы, используемые для поддержания интереса к работе в мини-музее: 

1.    Ролевые, дидактические, настольные, подвижные игры

2.    Рабочие тетради

3.    Использование фольклора в качестве компонента народной педагогики

4.    Использование яркой наглядности

5.    Использование ИКТ-технологии

Ожидаемые результаты:       

1.    Создание мини-музея «Усть-Сысольск: окно в прошлое» в ДОУ.

2.    Повышение уровня знаний  у детей и родителей о культуре народа коми.

3.     Укрепление отношений между всеми участниками проекта.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Продолжительность проекта: долгосрочный (2017-2020 гг.)

Новизна проекта и практическое значение: 

Создания мини-музея в ДОУ дает возможность педагогу познакомить ребенка с историей родного края, не покидая пределы детского сада. Музей, выступая формой сохранения народной культуры и имея особый эмоциональный и эстетический характер коммуникативной системы, сочетает в себе большие возможности обучения, образования и воспитания, нежели традиционные занятия. Используемые методы и приемы музейной педагогики позволяют нам добиться лучшего результата, вызывая у дошкольников неподдельный интерес к истории коми края.

Обеспечение проекта:

1. Учебно-методическое:
- составление каталога музейных экспонатов (в процессе);
- разработка методических материалов (конспекты, сценарии, картотеки и т. п.) (в процессе);
- опыт работы педагогов.
2. Организационное:
- оформление помещения мини-музея «Усть-Сысольск: окно в прошлое»;
- оснащение музея экспонатами.
3. Информационное:
- использование возможностей интернета в поиске информации, адресов опыта;
- консультации и семинары по музейной педагогике (в перспективе);
- размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ (в перспективе);
- презентации экспонатов музея.
4. Мотивационное:
- поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников;
- накопление и обобщение педагогического опыта;
- участие в конкурсах.
5. Материально-техническое:
- оформление фото коллажей, презентаций, буклетов;
- Мультимедийный проектор, экран;
- Ноутбук с выходом в интернет.

План-график мероприятий:

Срок

Действия детей

Действия педагогов

Действия родителей

1 этап – Организационный (Предварительный) этап 

мониторинг  знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала 

Сентябрь – октябрь 2017 г.

Устный опрос родителей и детей о желании создать мини-музей  в группе. Выбор тематики музея «Усть-Сысольск: окно в прошлое»

 

 

Нетрадиционное родительское собрание  в форме аукциона

Ноябрь  - декабрь

2017 г.

 

Выбор помещения для музея с  учетом количества экспонатов  и посетителей

 

Сбор экспонатов для музея, регистрация  их в каталоге

 

 

Сбор экспонатов для музея, регистрация  их в каталоге

Январь 2018 г.

 

Оформление мини-музея «Усть-Сысольск: окно в прошлое»

Конец января 2018 г.

Открытие  мини-музея  с приглашением детей и их родителей

2 этап – Основной этап  и 3 этап –  Заключительный этап (пересекаются)

Февраль 2018 г.

 

 

Разработка тематики экскурсий и содержания экскурсий, занятий для ознакомления детей с экспонатами 

 

Март  - май 2018 г.

 

Проведение ознакомительных экскурсий  с детьми средней группы  с целью вызвать интерес к культуре коми края среди воспитанников (2 раза в месяц)

 

Июнь - август

2018  г.

 

Разработка перспективного планирования на старшую и подготовительную группу. Разработка конспектов НОД

 

Сентябрь-октябрь 2018 г.

Выбор экскурсовода из числа  воспитанников (срок – на полгода). Возможность побывать в роли экскурсовода  родителям  (Проект «Моя мама (мой папа)  - экскурсовод»)

Ноябрь 2018 г.

 

Создание сменной сезонной экспозиции « От зернышка к хлебушку» (1 раз в полгода)

Октябрь-декабрь 2018 г.

Проведение занятий в мини-музее согласно перспективному планированию. Итоговое  мероприятие, совместное с родителями -  «Хлеб  на столе, здоровье в семье»

Январь

2019 г.

 

Разработка проекта

«Игрушки и игры коми детей»

 

Февраль  - апрель

2019 г.

Реализация проекта. Оформление сменной сезонной экспозиции «Народные коми игрушки»

Январь-май 2019 г.

Проведение занятий в мини-музее согласно перспективному планированию. Итоговое  мероприятие, совместное с родителями -  «Сундук с игрушками»

Сентябрь 2020 г.

Разработка тематик сменных экспозиций на год. Реализация их через совместные с родителями проекты. Проведение занятий согласно перспективному планированию. Итоговое мероприятие в конце каждого  полугодия.

 

Оценка результатов и отчетность

Проект достигнет своей цели – изучение основ традиционной  коми культуры через создание мини-музея  «Усть-Сысольск: окно в прошлое». Уже на начальном этапе у воспитанников и родителей проявляется неподдельный интерес к коми культуре. На аукционе (форма родительского собрания) все лоты были «распроданы». Родители  в короткие сроки, с ноября по декабрь 2018 гг.,  помогли собрать нужное количество экспонатов,  до сих пор приносят отдельные предметы быта с вопросом о  возможности их  помещения в наш музей.

Предметы старины: громоздкие, имеющие уникальную историческую ценность, которые не могут быть размещены в группе детского сада, - родители совместно с воспитателями выполнили стилизованно.

В отношении детей: первые пробные экскурсии вызвали искренний и восторженный интерес. При любом удобном случае дети средней группы «Теремок» играют с предметами обихода и быта коми народа, с удовольствием играют деревянными ложками, даже делают попытки полакомиться муляжами каравая, баранок.

Контроль результата  достижения проектом цели будет осуществляться через наблюдение педагогов, совместных анкет для родителей и  детей , работы в рабочих тетрадях, викторинах и т.д.

 

Список используемой литературы:

1. Ознакомление дошкольников с народной культурой коми(зырян) средствами музейной педагогики: метод.пособие/ Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ.  инс-т развития образования – 3-е изд. – Сыктывкар: КРИРО, 2015. – 96 с.

2. Рыжова Н.А., Рыжов И.Н., Ильина И.В. «Азбука юного гражданина Республики Коми: Путешествие с Войпелем».Сыктывкар, 2012.

3. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И., «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008.

4. Детям о культуре народа коми. Части I, II. Сыктывкар, 1994.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь