НОД в подготовительной к школе группе "География для малышей"

Дата публикации: 2018-05-31 20:16:22
Статью разместил(а):
Машкова Ольга Ивановна

НОД в подготовительной к школе группе

"География для малышей"

Автор: Машкова Ольга Ивановна

МАДОУ Д/С № 2 г. Межгорье

 

Образовательные области:

Познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Задачи:

Обучающие:

ü  обогащать представления детей об особенностях географического положения, животного мира, природы Антарктиды; 

ü  закреплять умение проводить звуковой и слоговой анализ слова;

ü  развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

ü  формировать умение составлять рассказ об Антарктиде по предложенным схемам;

ü  упражнять в составлении и решении задач;

Развивающие:

ü  развивать слуховое восприятие, внимание, сообразительность; 

ü  формировать умение логически мыслить; 

ü  активизировать активный словарь по теме «Антарктида»; 

Воспитательные: способствовать развитию интереса к путешествиям; воспитывать любовь к нашей планете, инициативность и самостоятельность.

Подготовительная работа: беседа о материках, о животных Антарктиды; работа с глобусом, рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты; чтение книг и просмотр презентаций об Антарктиде.

Материал:

глобус, карточка с ребусом, кубики с буквами. Видеоролик «Антарктида». Контейнер пластиковый, игрушечные фигурки животных и птиц Антарктиды, лёд. Ёмкость с водой, поднос, крем, салфетки для проведения опыта по числу детей. Схемы для составления рассказа. Мольберт. Игра-головоломка «Пингвины на параде»; игровизор; геоконт; математический набор.

 

Ход образовательной деятельности

Дети встают полукругом перед воспитателем.

Воспитатель.  Ребята, вы почти уже школьники. И на многие вопросы знаете ответ – откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под окном. Человек не может жить и развиваться без информации. - Ребята, откуда человек получает информацию?  Как можно больше узнать о чём – то? При помощи чего?

(От других людей, можно послушать радио, в интернете, человек читает книги, рассматривает альбомы, смотрим телевизионные передачи.)

- Что такое телевидение? (видение на расстоянии). Сегодня с помощью телевидения мы с вами можем узнать, что происходит в самых дальних странах, на земле и под водой, и даже в космосе. По телевизору можно увидеть множество интересных передач. Сегодня я приглашаю вас стать участниками передачи «География для малышей». Мы с вами в телевизионной студии, здесь присутствуют зрители передачи, поздоровайтесь с ними. А вы ребята, занимайте свои места (дети садятся на стульчики). У нас установлена видеокамера, которая будет записывать программу.  Начинаем нашу передачу «География для малышей», а я- ее ведущая Ольга Ивановна.

- Ребята, что такое глобус? (Глобус – это модель нашей земли.)

Рассматривание глобуса. Беседа с детьми. 

- Как вы думаете, что отмечено на глобусе зеленым цветом? (леса)

- А голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера)

- Жёлтым? (пустыни)

- Коричневым цветом? (горы)

- А что белым цветом отмечено на глобусе? (снег, льды)

- Назовите материки нашей планеты? (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида). Сколько материков? (шесть)

- На нашей земле много интересных мест. А, о чём мы будем говорить на передаче вы узнаете, отгадав загадку:

 Знает каждый человек самый южный материк.

 Глобус мы перевернём и название найдём. (Антарктида)

- Покажите Антарктиду на глобусе. (Ребенок показывает Антарктиду на глобусе) 

- Где находится Антарктида? Перевернув глобус, мы видим белую область. Антарктида — огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда, окруженный Тихим, Атлантическим и Индийским океанами. Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура воздуха минус - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

- А теперь внимание на экран.

Видеоролик Антарктида (1минута 23 сек.) 

Воспитатель: Прямо сейчас в нашей студии мы сделаем Антарктиду. Для этого нам понадобится большой контейнер. В Антарктиде вечный лёд, который никогда не тает. Морская вода обычно не замерзает, но в Антарктиде замерзает и она. Этот лёд называется паковый. А теперь добавим Южный океан. Большой Южный океан и нужно присыпать его паковым льдом. У нас много льда, он очень холодный. Антарктида готова. Ребята, может кто из вас знает, что такое паковый лёд? (высказывание детей). Осталось заселить Антарктиду обитателями.

- Посмотрите на ребус. По первым звукам названий картинок назовите обитателя Антарктиды.

Ребус «пингвин»  

(пирог, игла, нос, гриб, волк, индюк, носки).

- Пирог первый звук «П».

- Иголка первый звук «И».

- Нос первый звук «Н».

- Гриб первый звук «Г».

- Волк первый звук «В».

- Индюк первый звук «И».

- Носки первый звук «Н».

- Какое слово мы отгадали? (пингвин)

- Сейчас вы «напишите» кубиками из букв это слово. Выходить будем друг за другом.    -Проверьте, прочитайте слово на кубиках. А теперь сделайте звуковой анализ слова.

- С какого звука начинается слово “пингвин”? (Со звука [п'])  

[п’] согласный, глухой, мягкий, обозначим его зелёным цветом.

[и]гласный, обозначим красным цветом.

[н]согласный, звонкий, твёрдый, обозначим синим цветом.

[г]согласный, звонкий, твёрдый, обозначим синей фишкой.

[в’] согласный, звонкий, мягкий, обозначим зелёным цветом.

[и]гласный, ударный, обозначаем красным цветом.

[н]согласный, звонкий, твёрдый, обозначим синим цветом.

 

- Сколько звуков в слове пингвин? (в слове пингвин 7 звуков).

- Посчитайте, сколько слогов в слове “пингвин”. (в слове “пингвин” 2 слога. Ударение падает на 2-й слог.)

- Назовите первый слог. (Пинг)

- Какой второй слог? (Вин)

- А вот и неуклюжий наш …(пингвин).

- Пингвин-это кто? (это морская птица). Выставляю его на айсберг.

- Какие птицы есть ещё в Антарктиде? (альбатросы, буревестники, поморники).

-Животный мир Антарктиды не такой разнообразный как в Африке. Здесь живут моржи, тюлени, в океане плавают огромные киты, кашалот, синий кит, среди них касатки-это киты убийцы. (Выставляю обитателей Антарктиды). Осторожно, пингвин, не попадись в пасть касатки.  

- В нашей программе рекламная пауза, встаньте около стульев.

Физкультминутка

Антарктида – белый край! (обхватить себя руками)

Ты за мною повторяй!

Руки вверх, шире, ниже,

Поверти-ка головой,

А теперь глаза закрой!

Помечтаем о пингвинах,

О холодных белых льдинах! (легкое покачивание с ноги на ногу)

О тюленях, о китах, о суровых холодах!

- Я, ведущая программы «География для малышей» Ольга Ивановна, вновь приветствую всех в нашей студии и приглашаю пройти за столы.

- Сядьте все правильно, выпрямите спину. Следующая рубрика нашей программы игра-головоломка. 

Логическая игра «Пингвины на параде» 

- В игре нужно поместить обломки льдин на игровом поле таким образом, чтобы все четыре пингвина оказались на горизонтальной, вертикальной или диагональной линии без пробелов между ними. Возьмите игру, положите перед собой. 

- Приступайте к выполнению задания. (Дети выполняют задание за столами).

- Все справились?

- Поднимите руки те, у кого пингвины стоят по горизонтали?

- А теперь поднимите руки у кого пингвины стоят по вертикали?

- У остальных пингвины расположились по диагонали.  Молодцы! Уберите игру на край стола.

- Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и не летает, то для чего же им нужны крылья?  (чтобы плавать). А, сейчас в нашей передаче рубрика «Это интересно» мы предоставим слово нашим участникам. Они подготовили сообщение о пингвинах.

Сообщение детей о пингвинах с видео показом:

Пингвины – морские птицы. Они не умеют летать, но зато отлично плавают и ныряют. На твёрдую землю пингвины выходят только тогда, когда приходит пора заводить потомство.

Самка откладывает только одно яйцо, отдаёт его самцу - папе, а сама возвращается в море - кормится. В течении 9 недель отец пингвин согревает яйцо у себя в складке кожи на брюхе. В это время он ничего не ест.

Папы пингвины собираются в тесные кучки, стоя спиной к ветру. Так они согреваются друг о друга, забираясь по очереди в самую середину, где теплее.

Когда птенец, вылупляется из яйца, мамы возвращаются на берег. Они приносят малышу корм. Мамы легко находят папу с птенцом по издаваемым крикам. Пингвинёнок ест корм засунув голову к матери в клюв. После первого кормления, папа передаёт птенца маме. Теперь его воспитанием заниматься они будут вместе по очереди.

Когда пингвинёнок подрастёт, его отдают в детские ясли. Там за ними присматривают взрослые пингвины. От холода птенцы спасаются, сбиваясь в кучу. Родители кормят птенцов всю зиму. А потом пингвинята становятся самостоятельными.

Пингвины выглядят неуклюжими, когда они ходят. Устав, они могут катится вперёд на брюшке, отталкиваясь крыльями и лапками от земли. Пингвины не умеют летать, но отлично плавают и ныряют. В воде они очень ловкие, чем на суши. Их крылья похожи на вёсла, в отличие от других птиц. Под водой они плывут очень быстро. Как будто не плывут, а летят. Пингвины едят рыбу, кальмаров и криль, которую ловят в океане. Под водой они могут пробыть до 18 минут. В ледяной воде океана они не мерзнут, их спасает толстый слой подкожного жира, тёплые шубки из перьев и пуха.

- Спасибо за сообщение.

- Ребята, представьте, что вы пингвины, выходите на разминку.

Музыкально ритмическая композиция «Пингвины» 

(Ставлю стол с Антарктидой поближе к детям и мольберт).

- А, мы возвращаемся к нашей Антарктиде. Посмотрите на обитателей Антарктиды. Я предлагаю вам составить и решить задачу про них.

Дети составляют задачу

- Кто из вас назовёт 4 части задачи? (1- Условие задачи. Это маленький рассказ. В условии есть числа. Должно быть не мене двух чисел.   2- В задаче есть вопрос. 3- Решение    4- Ответ.)

- Составьте условие задачи. (На льдине сидел 1 морж и 2 тюленя. Сколько животных сидело на льдине?).

- Возьмите пеналы, откройте их.  Выложите на столе решение задачи с помощью цифр и знаков.

- Егор, выполни решение задачи на мольберте.

- Прочти решение задачи? (к одному прибавить два, получится 3.)

- Какой ответ? (3).

- На какое действие задача? (На сложение).

- Поднимите руки, кто выполнил верно.

- Сложите цифры и знаки в пенал. Уберите его на край стола.

- Как называются льдины, которые плавают в океане? (Айсберги).

- Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов и течением их вынесло в океан. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые.

 -Сейчас мы выполним графический диктант, и вы увидите необычную форму айсберга. Возьмите игровизор и маркер. Задание начинаем с красной точки.

Графический диктант «Рыба»

1→, 1↑, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 2→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 2→, 1↓, 1←, 2↓, 1←, 1↓, 1→, 2↓, 1→, 1↓, 2←, 1↑, 1←, 1↑, 1←, 1↑, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 2←, 1↑, 1←, 1↑, 1←, 1↑, 1←, 1↑.

-Какую форму имеет ваш айсберг?

Уберите игровизор на край стола.

Мы продолжим разговор о пингвинах. Чем покрыто тело пингвина? (плотными короткими перьями). Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира). Давайте это проверим в нашей лаборатории студии за столами.

Опыт с кремом и водой

- Ребята, представьте, что ваш палец - это пингвин. Опустите палец в емкость с водой и выньте. Посмотрите на него внимательно. Что вы заметили? (капли воды остаются на коже). А если бы сейчас ударил сильный мороз, что бы с пальцем случилось? (Палец покрылся льдом. Замёрз).  Вытираем его салфеткой, опять превращаем палец в пингвина.  Смажьте палец кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем кожу пальца хорошо. Теперь опускаем палец в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? (капли воды скатываются с пальца). Тоже самое происходит с перьями пингвина. Какой вывод мы можем сделать?

 Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что, их перья покрыты слоем жира. Возьмите влажные салфетки и вытрите хорошо руки. Наведите порядок на столах.

Геоконт «Пингвин» 

- Пингвины живут большими колониями. А у нас пингвин один, чтобы ему не было скучно вы соберите на «Геоконте» пингвина по схеме. Покажите своих пингвинов. Все справились молодцы! Теперь у нас целая колония пингвинов. Отложите планшеты на край стола.

Рефлексия: дети составляют рассказ по мнемотаблицам.

- Время нашей передачи подходит к концу.

- Подведём итог. С помощью схем, лежащих у вас на столе, вы составите рассказ об Антарктиде. Отвечать будете по порядку.  Так что же такое АНТАРКТИДА?

1. Антарктида – находится на Южном полюсе.

2.Антарктида покрыта толстым слоем льда и снега, там очень холодно.

3.В океане около Антарктиды можно встретить айсберги, которые опасны для кораблей.

4. В Антарктиде люди постоянно не живут. Здесь много снега и льда и всегда очень холодно, так холодно, что люди не могут здесь жить постоянно. 

5. Здесь работают ученые, полярники. Они наблюдают за погодой, жизнью в Антарктиде.

6. В Антарктиде живут животные: тюлень, морской котик, морской слон.  Они имеют ласты, тело покрыто короткой густой шерстью, тело овальной формы.

7. Все животные хорошо плавают, глубоко ныряют, любят рыбу.

8. В Антарктиде живут птицы: пингвины, поморник, буревестник. Поморник, буревестник воруют яйца и птенцов у пингвинов.

9. В океанах вокруг Антарктиды живут киты: кашалот, синий кит, касатка.

10. Пингвины не летают, но хорошо и быстро плавают.

11. В Антарктиде короткий полярный день, длинные полярные ночи …

12. В Антарктиде бывает полярное сияние.

Воспитатель: Я думаю, что пройдет немного времени, кто-то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой. Природа на нашей Земле прекрасна - берегите её. Всем участникам передачи вручается сертификат. (Детям вручаются сертификаты). Спасибо участникам и гостям за участие в передаче «География для малышей». До новых встреч!

(использован видеоматериал «Делаем Антарктиду» из «Школы три кита»)

 

Литература:

1. Л.А.Парамонова. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Москва ОЛМА Медиа Групп 2011.

2. Графические диктанты 5-7 лет В.Т. Голубь Москва «ВАКО» 2006.