Организация трудовой деятельности во второй младшей группе

Дата публикации: 2018-09-19 09:28:37
Статью разместил(а):
Перегудина Татьяна Николаевна

Организация трудовой деятельности во второй младшей группе

Автор: Перегудина Татьяна Николаевна

 

Введение.

Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вам опыт работы по теме: «Организация трудовой деятельности во второй младшей группе». Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

 

Организация труда в младшем дошкольном возрасте по видам трудовой деятельности.

1. Самообслуживание.

Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Поэтому особое внимание уделяем формированию культурно-гигиенических навыков, т.к. они составляют основу дальнейшей самостоятельности. Через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.

Приучаем:

Одевание и раздевание.

- при одевании после дневного сна вначале одевать колготы,

- одеваться и раздеваться в правильной последовательности (на прогулку «снизу вверх», после прогулки – «сверху вниз»),

- выворачивать вещи на лицевую сторону,

- обращать внимание на свой внешний вид, не пачкать одежду и быть опрятными, обращаться ко взрослым за помощью для устранения непорядка во внешнем виде,

- застегивать и расстегивать пуговицы, складывать и вешать предметы одежды на место,

- правильно пользоваться полотенцем, расправлять его при использовании, насухо вытирать лицо, затем – руки, вешать за петельку на место,

- наклоняться при мытье рук над раковиной, мочить руки перед использованием мыла, намыливать до образования пены, смывать пену, чтобы «руки скрипели», отжимать воду – «руки в замочек»,

- причесываться перед зеркалом.

 

Прием пищи.

- правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, делить хлеб между первым и вторым блюдом, благодарить взрослых перед и после еды.

- пользоваться носовым платком. Учим разворачивать перед использованием и сворачивать его после использования, убирать в карман.

Мы поддерживаем интерес к развитию КГН, используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей, показывая образец выполнения действия в замедленном темпе. Объяснение и показ способов действий является основным методическим приемом.

Например: перед мытьём рук говорю, «Сейчас Мойдодыр будет проверять, кто хорошо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов.

Действующий приём - это привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Посмотрите, как быстро и аккуратно оделся Ярослав!».

Начинаем учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будет мятое.

Часто пользуемся художественным словом, например, при умывании «Кран, откройся, нос, умойся», «Зайка серый умывается», «Надо, надо умываться», «Водичка, водичка», «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды», «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Чище умойся, воды не жалей, будут ладошки от мыла белей» и др., при одевании «Раз, два, три, четыре, пять-собираемся гулять», «Вот они сапожки», «Нюша-копуша» и др., при расчесывании «Расти, коса, до пояса», «Что мы делаем расческой», «Уж я косу заплету», «Гребешок зубастый, здравствуй!» и др., при приеме пищи «А у нас есть ложки, волшебные немножко, вот тарелка, вот еда, не осталось и следа!», «Глубоко и мелко корабли в тарелке», загадки о еде, продуктах, столовых приборах «Сидит в ложке, свесив ножки», «Я красива, я кругла, меня бабушка пекла, маслом поливала, маком посыпала» и др.

Регулярно читаем литературу, способствующую развитию самостоятельности, КГН, ознакомлению с трудом взрослых. Детям особенно полюбились произведения «Мойдодыр», «Жихарка», «Девочка чумазая».

При укладывании спать объясняем: «Сегодня мы трудились, ручки-ножки уморились», поэтому нужно отдохнуть, набраться сил, используем потешки «Тишина у пруда, не качается вода» «Мишка наш ходил гулять, он устал и хочет спать», при подъеме – «Вот и Машенька проснулась» и др.

2. Трудовые поручения.

Мы организуем труд детей в форме индивидуальных, реже – коллективных, поручений. Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручить, значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Даем посильные поручения:

- убрать брошенную игрушку на место,

- помощь товарищу,

- задвинуть стул, убрать рабочий инвентарь,

- разложить материал для занятий, 

- разложить ложки к обеду, поставить хлебницы, салфетки, унести свою посуду с обеденного стола,

- принести или отнести что-либо,

- что-то спросить или передать на словах.

После выполнения ребенком поручения обязательно благодарим, даем оценку, возможность осознать, что он сделал что-то значимое, нужное для окружающих. 

С декабря будем приобщать детей к оформлению группы перед Новогодним праздником.

Объясняем смысл действий самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (для здоровья, красоты и порядка, чтобы дети и взрослые радовались).

Нередко даем поручения, направленные на выполнение знакомых действий, одновременно нескольким детям: «Ребята, мы собираемся на прогулку, давайте наведем порядок в группе. Ваня, убери все машинки в «гараж», Маша, поставь всю посудку на полку «на кухне», Дима, убери всех животных в «теремок».

Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно добиваться результата. Например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в ящиках с конструктором («Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети убираются, их постоянно подбадриваем: «Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно – дело быстро спорится! Какие помощники растут!»

Выполняя задание, малыши трудятся рядом, в работе каждый независим. Это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. (На этом этапе обучения детей конкретным умениям еще нецелесообразно предлагать общие задания: ребенку трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей, обращать внимание на действия сверстников). В процессе работы помогаем ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки. Каждый из них выполняет своё задание и по окончанию работы получает оценку педагога. Оцениваем не только трудовое действие, но и умения ребёнка правильно, аккуратно обращаться с вещами. 

При руководстве поручениями действующие приёмы: игровые, совместная деятельность, показ, напоминание и поощрение, оценка (положительная).

3. Хозяйственно-бытовой труд.

Учим поддерживать порядок в группе, убирать игрушки, мыли губками крупный строительный конструктор. Дети с удовольствием развешивают мокрые вещи для просушки.

К хозяйственно-бытовому труду привлекаем также через отдельные поручения.

При необходимости даем совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец. А теперь немного нагнись над цветочным горшком, чтобы не облиться и не пролить воду мимо, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички», «Чтобы варежки просохли, их надо расправить. А вечером мы раздадим их ребятам сухими, они будут рады». В этих примерах заключены и поручение, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей, поэтапная положительная оценка.

Как правило, маленькие дети с удовольствием берутся за любое дело. Их «трудовые интересы» пока еще не сформировались. Поэтому их легко привлекать к труду. Нужно только, чтобы поручения были доступными и понятными по мотиву и способу выполнения. Поручения, которые дают в младшей группе индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки), «Ира, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети могли сидеть».

4. Знакомство с трудом взрослых.

Организуем наблюдение за работой взрослых в детском саду: уборщицы, слесаря, помощника воспитателя (наблюдение за раздачей обеда), за разгрузкой продуктов. Была организована экскурсия на пищеблок, где дети ознакомились с трудом повара. Рассказываем и обсуждаем с детьми, что делают эти люди, почему их труд важен для окружающих.

Рассматриваем демонстрационный материал по теме «Профессии», альбом «Профессии детского сада», беседуем о том, что должны знать и уметь люди разных профессий, чтобы справляться со своими заданиями (как лечить болезни, как водить машину и т.п.). Создаем условия для сюжетно-ролевых игр детей, разыгрываем ситуации «Дома», «В магазине», «У врача», «В автобусе», «В парикмахерской» и др.

Используем пальчиковые игры «Что принес нам почтальон?», «Повар», «Ботинки», «Обувь», «Помощники», «Игрушки», «Кормушка» и др.

5. Труд в природе.

-    Помощь в уходе за комнатными растениями, сбор листьев для поделок, игры с песком.

-    Расчистка веранды, игровой площадки от снега. Утепление клумбы кустарников снегом, уборка инвентаря на место.

-    Наблюдение за работой воспитателя и воспитанников старшей группы по развешиванию кормушек и подкормке птиц зимой. Рассказ о значении помощи зимующим птицам, показ устройства кормушек.

-    Беседа о комнатных растениях, их основных частях (листья, корни), полив растений, протирание листьев влажной тряпочкой; объяснение о значении воды в жизни всего живого («растения, как и люди, тоже хотят пить, без воды они погибнут»). Это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к миру природы.

 

Алгоритмы трудовых действий.

В нашей группе оформлены алгоритмы:

- мытья рук,

- одевания (слева направо) и раздевания (справа налево).

Они расположены на уровне глаз детей, понятные, наглядные, красочные.

 

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Основные методы работы с родителями по трудовому воспитанию следующие:

- беседы о самообслуживании, КГН, труде и поручениях ребенка дома,

- анкетирование,

- консультации,

- рекомендации по домашнему чтению о труде, профессиях.

Родители поделились интересными фотоматериалами о труде детей дома. Мы рассматривали фотографии, беседовали о том виде труда, который там заснят. Воспитанники с радостью делились впечатлениями о том, что они делают, как помогают родным, при помощи воспитателя составили небольшие рассказы-комментарии. В итоге была оформлена фотовыставка «Учимся трудиться».

Было проведено родительское собрание на тему: «Воспитание у малышей самостоятельности и формирование навыков самообслуживания». Основной его задачей было формирование у родителей представления о значении самообслуживания в воспитании детей и его роли в процессе воспитания самостоятельности. В ходе собрания мы обменялись мнениями о трудовом воспитании ребенка дома, разобрали примеры из жизни, поиграли в игру «Клубок умений». Родители узнали, какие навыки самообслуживания мы формируем с 3-х лет. Для них были подготовлены памятки с необходимыми рекомендациями по трудовому воспитанию детей в семье. 

 

Заключение.

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами работы с детьми младшего дошкольного возраста, у воспитанников активно формируются такие качества личности, как гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них появляется дружелюбность, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.

Трехлетний ребенок может достаточно часто выполнять разные поручения, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.