Использование нетрадиционной техники росписи пряников как средство развития творческих способностей
Использование нетрадиционной техники росписи пряников как средство развития творческих способностей дошкольников
Авторы: Томилова Ульяна Сергеевна
и Лукашкина Светлана Васильевна
МБДОУ города Иркутска Детский сад № 174
«Человек по натуре своей – художник,
который всюду стремится вносить
в свою жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают творческое
воображение людей и уважение к их труду»
М. Горький
Долго думая, чем увлечь современного ребенка, мы выбрали для своей группы одну из нетрадиционных техник - роспись пряников. Она отлично подойдет для ребят от 3 до 8 лет. Дошкольники будут увлечены творческим процессом, смогут проявить при оформлении кондитерских изделий свое мастерство и даже создать небольшие тематические сюжеты или послания.
Дети могут повторять движения педагога, действуя по шаблону, а могут придумать собственный дизайн росписи и нарисовать неповторимый подарок для друзей или родственников.
Работая над пряником, мысоздаем условия для развития интереса к народному творчеству, культуре и народным традициям; воспитываем интерес и уважительное отношение к традициям русского народа, совершенствуем кулинарные навыки детей; развиваем мелкую моторику, воображение и творческое мышление; улучшаем микроклимат в семьях, возвращая и сохраняя добрые семейные традиции изготовления пряников.
Дети изучили не только саму технику росписи пряников, но и познакомились с историей этого искусства и с историей возникновения пряника, котораяуходит вглубь веков. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим событием человечества, как хлеб. Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепешках появилось до н.э. в Древнем Египте и Риме.
Первое упоминание о пряниках у славянских племён появилось еще во времена Киевской Руси около IX века, и назывались пряники тогда «медовым хлебом», потому что основным ингредиентом этого хлеба был мёд.
Свое имя «пряник» хлеб из меда получил позже в XII-XIIIвеках, когда была налажена торговля со странами Востока, и из Индии стали завозить пряности. Их и стали использовать в качестве добавок к «медовому хлебу», чем и обеспечили его современное название.
По способу приготовления пряники делят на три вида:
1. Печатные: до наших времен сохранились доски, по которым можно судить о разнообразии пряников. Пряничная доска - это форма для пряников.
2. Вырезные: вырезаются из теста с помощью металлической формы.
3. Лепные: объёмные пряники которые лепят руками в виде различных фигурок животных.
В процессе работы с пряником формируем у дошкольников представления о национальных обычаях и традициях русского народа, который упоминается в сказках, песнях, пословицах и поговорках:
«И пряником не заманишь»
«Ломается как пряник»
«Без работы пряников не купишь»
«Кнутом и пряником»
Мы рассмотрели разные рецепты приготовления имбирных пряников и
из множества вариантов выделили данный рецепт, как один из самых простых. Но при этом пряники получаются мягкие и вкусные, и в процессе приготовления не пузырятся, не расплываются.
Необходимые ингредиенты:
1. Мед 100 г.
2. Яйцо 1 шт.
3. Масло растительное 50 г.
4. Сахарная пудра 100 г.
5. Мука от 250 г до 300 г.
6. Сода 0,5 чайной ложки.
7. Пряности: корица, имбирь, гвоздика, кардамон, мускатный орех, кориандр, анис, бадьян, черный перец (корица и имбирь — это базовые составляющие, остальные специи кладите по вкусовым предпочтениям) 0,5 столовой ложки.
Ингредиенты для глазури:
Белок яичный 1 шт.
Сахарная пудра (примерно) 200 гр.
Крахмал 0,5 ч.л.
Лимонный сок 0,5 ч.л.
Чтобы приступить к украшению пряников нам понадобятся:
• Скатерть. Лучше всего использовать одноразовую.
• Подготовленные кондитерские мешочки с разноцветной глазурью.
• Тарелочки с пищевыми конфетти (сладкая посыпка разной формы: звездочки, шарики, палочки, блесточки, жемчуг, сердечки и т.д.).
• Одноразовые перчатки (самые маленькие и тонкие).
• Зубочистки и деревянные шпажки. С их помощью можно делать рисунки на жидкой глазури.
• Готовые пряники для примера. Детям обязательно нужно показать простые и красивые пряники, чтобы они понимали, к чему стремиться.
• Упаковка для готовых работ или красивые одноразовые тарелочки, на которых дети могут забрать свои пряники для просушки.
В результате нашей работы мы получили положительный отклик не только от детей, но и от родителей, и от коллег. Творчество доставляет детям множество положительных эмоций и массу удовольствия. Самые красивые, конечно, новогодние. Елочки, снеговики, елочные игрушки, звездочки и домики.
К дню Валентина дети с удовольствием расписывают сердечки. Восьмого марта — матрешек и цветы. На пасхальные праздники украшают пряники в форме зайцев и яиц. На выпускной в детском саду можно рисовать целые пряничные картины с солнцем, травой и цветами.
Первого сентября можно раскрасить глазурью имбирные колокольчики, на осенний праздник — листочки.
Для дня рождения подойдет много разных сюжетов — пряничные человечки, фигурки животных, паровозики, машинки и т.д.
Роспись пряников стала не только познавательной работой, но и увлекательной. Дети получают от процесса огромное удовольствие, на лицах сияют улыбки, потому что это не только интересно, но и очень вкусно!!!