Проект «Как увидеть осень» в подготовительной к школе группе
Проект «Как увидеть осень»
в подготовительной к школе группе
Автор: Сабирова Роза Хамидуллиновна
Тип проекта: информационно-исследовательский; по содержанию: «Ребенок и мир природы»; детско-взрослый – где ребенок – исполнитель проекта; внутри одной возрастной группы
(5–6 лет); коллективный, долгосрочный.
Проблема: что мы знаем о сезонном явлении – Осень?
Цель-результат: совместно со взрослыми дети собирают информацию о том, что такое осень, умеют донести ее до сверстников; постигают смысл смены сезонов в природе; знакомятся с природными явлениями и их загадками (почему листья становятся разноцветные?); приобретают основы культуры мышления, умения и навыки исследовательского поведения: видят проблему, задают вопросы, выдвигают гипотезы, дают определения понятиям, классифицируют, наблюдают, делают выводы и умозаключения, доказывают и защищают свои идеи. Свои знания и впечатления дети отражают в художественно-продуктивной деятельности: изготовлении исследовательских журналов об осени, разучивании пословиц, поговорок, загадок, стихов, песен об осени, рисунках, поделках.
Материал: различные иллюстрации, произведения художественной литературы, фотографии, изобразительные материалы, мультфильмы, музыкальные произведения.
Содержание практической деятельности
по реализации проекта
1-й этап. Подготовительный.
В один их сентябрьских дней в группу приходит посылка из леса от животных и запись видеообращения животных. В посылке лежат грибы, шишки, ягоды, осенние листья и флешка с видеообращением. Животные рассказывают детям, что пришла осень, а что это такое они не знают и не понимают, говорят о том, что посылают детям дары осени. Таким образом, перед детьми группы стоит задача разузнать, что такое осень, какие у нее приметы, чем она отличается от других сезонов, в чем ее красота и отправить видеописьмо животным в лес с рассказом.
Воспитатель предлагает детям подумать, где можно добыть информацию об осени и просит детей нарисовать карточки с источниками, где эту информацию можно добыть.
В результате получаются карточки:
· Мама и папа
· Бабушка и дедушка
· Библиотека
· Телевизор
· Компьютер
· Лес или парк
· Институт
· Книга
Воспитатель ведет беседу по каждой карточке и спрашивает детей, что они имели ввиду, когда изображали на карточках эти объекты? Как можно получить от них информацию, что можно сделать?
2-й этап. Сбор информации.
Дети с помощью родителей изготовляют книжки-малютки об осени, находят пословицы, поговорки об осени, учат стихи, рисуют.
Воспитатель вместе с родителями разрабатывает исследовательский журнал для детей и передают его для распечатывания для всех дошкольников группы.
Организация экскурсий.
1) Экскурсия в библиотеку.
Библиотекарь читального зала проводит тематическую беседу «Об Осени», рассказывает о писателях, поэтах, которые писали об осени, показывает картины.
Затем дети с удовольствием смотрят мультфильмы об осени. По возвращении в детский сад ребята обмениваются впечатлениями: рисуют, вспоминают пословицы, придумывают стихи, загадки, составляют свои загадки.
Библиотекарь и воспитатель использовали:
· А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало… »;
· И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной… »;
· К. Бальмонт «Осень»;
· А. Майков «Осенние листья»;
· загадки, пословицы, поговорки;
· составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
· Дидактические игры «С какой ветки детки?», «Что лишнее?», «Какая бывает осень?», «Угадай по описанию»…
2) Экскурсия в парк.
Перед экскурсией педагог проводит беседу с детьми.
Воспитатель. А что такое Парк?
Дети. Там, где люди гуляют, отдыхают.
Воспитатель. Что еще можно назвать парком?
Дети. Место там, где есть развлечения.
Воспитатель. А что есть еще в парке?
Дети затрудняются ответить, без чего парк не может быть.
На экскурсии дети рассмотрели все, что есть в парке для людей, что бы им было весело. Познакомились с названиями деревьев и кустарников, цветов. Очень понравился ребятам процесс сбора семян с цветов для посадки на клумбе детского сада, плетение венков из опавших осенних листьев. В садик дети принесли корягу и шишки для дальнейших поделок. Воспитатель помог детям сфотографировать интересные места парка, растения. Каждый ребенок нашел свой полюбившийся сюжет для фото и воспитатель его сфотографировал.
По окончании экскурсии дети рассказали, что им понравилось больше всего.
Затем ребята составляют книгу-рассказ об экскурсии (с помощью фотографий).
3-й этап. Дети с воспитателями путешествовали по разным станциям, созданным педагогами и специалистами. Каждый день был посвящен одной из станции. Для путешествия дети сконструировали из большого напольного конструктора осенний паровоз, украсили его осенними цветами и листьями, которые изготовили в совместной деятельности из цветной бумаги вместе с воспитателем и родителями.
Каждый день дети садились на паровоз и отправлялись в путешествие по саду.
1 день. «Остановка Экологическая» и на ней социально-коммуникативная деятельность. Сюжетно-ролевые игры «Юные экологи».
д/и «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию»; беседа «Живая и неживая природа», беседа по картине «Краски осени».
2 день. «Художественная мастерская Осени» и на ней художественно-эстетическое развитие. НОД «Деревья в лесу». Рисование акварельными красками. НОД «Разноцветные листья» (штампование листьями); НОД «Осенний ковер» (коллективная аппликация); НОД «Опята –дружные ребята» (лепка), рассматривание репродукций картин:
· И. С. Остроухов «Золотая осень»,
· И. И. Левитан «Золотая осень»,
· И. Шишкин «Осень».
Прослушивание музыкальных произведений:
· П. Чайковский «Времена года»,
· А. Вивальди «Времена года».
3 День «Осенние развлечения» и на ней физическое развитие.
физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»; дыхательная гимнастика «Ветерок»; хороводная игра «К нам осень пришла»; п/и «У медведя во бору», «Перелет птиц», эстафета «Кто больше наберет грибов».
4 День «Осень золотая у поэтов и писателей в гостях» речевое развитие детей
И Токмакова «Деревья». К. Ушинский «Спор деревьев». А. Плещеев «Ель». А. Фет «Осень».
Г. Скребицкий «Осень». К. Ушинский «Четыре желания». А. Пушкин «Осень». А. Толстой «Осень».
5 День «В гостях у Познав Айкина» познавательное развитие.
Познав Айкин показал детям опыты и рассказал, что они могут сделать дома с родителями такие же осенние опыты. Результаты опытов фотографируется, сама деятельность с опытами тоже фиксируется.
Экспериментирование.
Гигрометр из шишки
Знаешь ли Ты, что обычная шишка может превратиться в уникальный прибор для прогнозирования погоды?
Дело в том, что шишки имеют свойство закрываться и открываться в зависимости от влажности воздуха. Когда на улице сухо, шишка «распускается», чтобы ветер подхватил ее семена и рассеял как можно дальше от материнской особи. А накануне дождя или снега, когда влажность воздуха повышается, шишка обычно закрывается, чтобы сохранить семена до лучших времен, поскольку ветру легче переносить их сухими.
Подготовь, пожалуйста:
· сосновую шишку,
· синельную проволоку.
Для создания гигрометра (прибора для определения влажности воздуха) привяжи к одной из чешуек синельную проволоку и сделай из неё стрелочку. Прикрепи шишку к тарелке кусочком пластилина. Отметь, куда показывает стрелка, когда шишка сухая. Теперь Тебе нужно дождаться дождя, но это та-а-ак долго! Поэтому просто налей в миску воды и проверь положение стрелки через час. Чешуйки закроются, а стрелка немного изменит направление, показывая, что влажность воздуха увеличилась.
Если ежедневно делать отметки, сверяясь с электронным гигрометром, уже через две-три недели у Тебя будет достаточно точный прибор для предсказания погоды.
Почему листья меняют цвет осенью?
Изменение цвета листьев осенью— настоящее чудо. Но, как и все трюки фокусника, это осеннее явление можно объяснить.
Летом, когда жилки активно поставляют листьям воду и минеральные вещества, деревья зеленые. Такой цвет дает листве особый пигмент — хлорофилл. Его в листьях так много, что он затмевает другие цвета. С наступлением осени жилки начинают закрываться, количество минералов уменьшается, хлорофилл покидает лист. Вот тут и начинается игра цветов. Ведь внутри листьев есть еще каротиноиды, отвечающие за желтый и оранжевый цвета, и антоцианы, которые дарят листьям багровую окраску.
Разделить каждый осенний листик по цветам и пигментам поможет эксперимент.
Подготовь, пожалуйста:
· банки (для каждой группы листьев),
· ступки и ложки для растирания листьев,
· медицинский спирт,
· фильтры для кофе (плотные белые салфетки),
· разноцветные листья.
Разорви несколько зеленых листьев на кусочки и растирай в ступке до появления сока. Переложи толченые листья в банку. То же самое сделай с листьями, которые успели изменить цвет. Подпиши каждую банку. Возьми несколько бутылочек спирта и разлей по банкам. С помощью водяной бани нагрей содержание каждой баночки. Нарежь полоски из фильтров и помести один конец в банку, а другой свесь через край. Спустя 30 минут ты увидишь, как фильтры впитали пигменты. Разглядывать их — невероятное удовольствие.
Если в одну из банок ты поместишь разноцветное листья, то пигменты разделятся и образуют на фильтре радугу. Чудеса, да и только!
Дыхание листьев.
Тебе, конечно же, известно, что деревья выделяют кислород. Но бьюсь об заклад: наблюдать, как им это удается, тебе не приходилось. А ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Подготовь прозрачную миску с теплой водой. Положи в воду сорванный с дерева лист (Не поднимай из земли!) и прижми ко дну камнем, чтобы листок полностью оказался в воде. Поставь сосуд на солнце. Осталось самое трудное — подождать несколько часов. Когда заглянешь внутрь миски в следующий раз, увидишь на листе и стенках миски крохотные пузырьки. Это и есть кислород, который выделяют листья в результате фотосинтеза.
Радуга в стакане
Зрелищный эксперимент с водой и красителями наглядно расскажет о плотности материй. Подготовь, пожалуйста:
· воду,
· сахар,
· пищевые красители,
· прозрачный стакан.
В отдельных сосудах смешивай воду с различным количеством сахара и добавляй красители. Осторожно перелей все жидкости в пустой стакан (снизу — вода с наибольшим количеством сахара, сверху — с наименьшим). Из-за разной плотности жидкостей они не смешаются.
Итог всей работы – презентация своих знаний «Осени хозяйке» в «Осеннем кафе» (музыкальный зал детского сада) На праздники используются выставка «Лучший гербарий», выставка «Поделки из осенних листочков».
Праздник построен так, чтобы дети могли рассказать и показать, что они узнали об осени (книжки малышки, рисунки, творческие рассказы, песни, танцы и др. Все, что было в проекте достижениями детей необходимо презентовать на празднике).
Используемая литература:
1. Савенков, А. И. Как научить дошкольника приобретать знания / А. И. Савенков. – Ярославль, 2002.
2. Савенков, А. И. Как научить дошкольника приобретать знания : рабочая тетрадь / А. И. Савенков. – Ярославль, 2002.
3. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью : старшая группа / Н. В. Алешина. – М., 2001.
4. Коноваленко, В. В. Развитие связной речи / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М., 2000.
5. Тарабарина, Т. И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина. – Ярославль, 1997.
6. Тарабарина, Т. И. 1000 загадок / Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина. – Ярославль, 1997.
7. Занимательное азбуковедение. – Волгоград, 2005.
8. Хрестоматия для детей дошкольного возраста. – М., 1990.