Гиперактивность: понятие, диагностика, коррекция, рекомендации)

Дата публикации: 2018-11-19 22:54:44
Статью разместил(а):
Путинцева Мария Викторовна

Понятие "Гиперактивность":

диагностика, коррекция, рекомендации

Автор: Путинцева Мария Викторовна

 

Актуальность темы работы обусловлена необходимостью изучения и четкого определения общих понятий о гиперактивности, особенностей развития данного психологического процесса.

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается.

Гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.

Важна своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к., по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна.

Новизна темы работы определяется тем фактом, что в работе в комплексе изучено вопросы определения общих понятий о гиперактивности, особенностей развития данного психологического процесса.

Практическая значимость заданной темы состоит в возможности использования результатов работы в дальнейших исследованиях общих понятий о гиперактивности, особенностей развития данного психологического процесса.

Целью контрольной работы являеться комплексное изучение общих понятий о гиперактивности, особенностей развития данного психологического процесса.

Задачи работы таковы:

1) определить понятие гиперактивности;

2) описать способы диагностики поведения;

3) охарактеризовать меры коррекции гиперактивности;

4) указать рекомендации родителям;

5) описать способы лечения гиперактивности.

Объект исследования: общие понятия о гиперактивности, особенности развития данного психологического процесса.

Предмет исследования: теоретические положения литературных источников относительно заданной темы.

В работе были использованы такие методы исследования: анализ литературы, сравнение, теоретический анализ и синтез, аналогия, классификация, обобщение.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ.

Гиперактивность – явление, которое проявляется у многих детей, мешая их полноценной адаптации в обществе. В переводе с латинского языка термин «гиперактивность» означает деятельность, превышающую норму [13, с. 31].

Гиперактивность представляет собой такое состояние человека, при котором активность и возбудимость человека выше нормы, характерной для живого организма.

Если ситуация с гиперактивностью становится проблемой для окружающих человека, для общества, то исследуемое состояние трактуется как поведенческое расстройство. 

Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями. Такие дети независимо от ситуации все время бегают, суетятся, бесцельно двигаются, а в некоторых случаях также неспособны надолго задерживать свое внимание на предметах. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности, не только доставляют неприятности себе самим, но и своему окружению [6, с. 12].

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно.

Гиперактивность является признаком слабой нервной системы, с быстрым переутомлением. Относится к легко протекающим синдромам, не требующих какого-либо медицинского вмешательства [9, с. 76].

В шестидесятых годах прошлого века врачи определяли чрезмерную двигательную активность как патологическое состояние, вызванное минимальными расстройствами функций головного мозга. В восьмидесятых годах гиперактивность начали относить к разряду самостоятельных заболеваний. На данный момент понятие гиперактивности трактуется как состояние, в котором возбудимость и активность человека значительно превышают норму. Если же подобное поведение становится проблемой для окружающих, чрезмерную активность относят к разряду психических расстройств. В случае, если явление сопровождается нарушением внимания, заболевание называют СДВГ – «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» [3, с. 79].

Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.

Большинство детей с гиперактивностью встречается среди мужской части населения. Это связывают с тем фактом, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет 3-10% [2, с. 94].

Симптомы, как правило, начинают проявляться в возрасте двух-трех лет. Однако средний возраст ребенка, когда родители принимают решение обратиться к врачу, составляет 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи и сердечными приступами. Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.

 

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНИЯ.

Даже если ребенок имеет многие характерные признаки СДВГ, подтвердить наличие заболевания сможет лишь опытный врач-психоневролог посредством ряда тестов и наблюдений. При ранней диагностике гиперактивности шансы на выздоровление у ребенка значительно повышаются [1, с. 32].

На данный момент существует множество теорий о том, что могло бы провоцировать проявление у ребенка гиперактивности или синдрома ДВГ, однако нельзя сказать, что картина до конца очевидна. До сих пор проводятся исследования и специалисты работают над решением этой проблемы.

Однако, для диагностики исследуемого явления следует рассмотреть ряд факторов (табл. 2.1.)

Таблица 2.1

Факторы диагностики гиперактивности

п/п

Название фактора

Характеристика фактора

1

2

3

1

Дефицит внимания

Снижено избирательное внимание, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, небрежные ошибки; 

Невозможность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении; 

Впечатление, что ребёнок не слушает, когда к нему обращаются; 

Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое; 

Ребёнок избегает или не любит задач, требующих длительного умственного напряжения; 

Частые потери или поломка нужных вещей; 

Лёгкая отвлекаемость посторонним шумом; 

2

Гиперактивность и импульсивность

Повышенная забывчивость в повседневной деятельности. 

При волнении интенсивные движения руками и ногами, ёрзания на стуле 

Частые подъёмы с места 

Резкий подъём с места и быстрый бег 

Невозможность участия в спокойном досуге; 

Ребёнок действует, как будто «заведенный»; 

Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий; 

Попытки отвечать прежде, чем был закончен вопрос; 

Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.; 

Вмешательство в разговор или деятельность других. 

Ребенок во сне раскрывается, ворочается, сбивает постель, иногда спит, "свернувшись калачиком"

 

3

Смешанный

Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности

 

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей (табл. 2.2.).

Таблица 2.2

Признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:

№ п/п

Название признака

1

2

1

Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается 

2

Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют 

3

Легко отвлекается на посторонние стимулы 

4

С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников) 

5

На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца 

6

При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) 

7

С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр 

8

Часто переходит от одного незавершенного действия к другому 

9

Не может играть тихо, спокойно 

10

Болтливый 

11

Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей) 

12

Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь 

13

Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице. 

14

Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам)

 

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям (табл. 2.3.):

Таблица 2.3

Направления признаков гиперактивности:

1

2

3

чрезмерная двигательная активность

импульсивность;

отвлекаемость-невнимательность

 

Диагноз считается правомерным, если наличествуют по меньшей мере восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности. В повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Все это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.

 

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ.

Гиперактивным детям необходимо задавать чёткие и последовательные правила, которые просто понять и соблюдать. Нужно поощрять за выполнение, а не только критиковать за неправильное поведение.

Задавать рамки в поведении, чтобы было понимание, чего от них ожидают окружающие [5, с. 28].

Сконструировать чёткую систему дисциплины. Родителям необходимо обучится методам поддержания дисциплины и реакции на негативное поведение, с применением штрафов или отсутствием привилегий.

Создание чёткого плана изменения поведения, с целью устранить негативные качества, без травм для ребёнка. Как пример – ежедневно играть на протяжении часа и если ребёнок не будет отвлекаться – награждать его. Постепенно коррекция даст положительные плоды.

Необходима помощь в организации деятельности ребёнка, расписание будет замечательным помощником. Должен быть график каждодневных одинаковых занятий, от начала дня до времени сна. Тут должно быть указано время, отведённое на игры, прогулку, еду, обучение и т.д.

Порядок должен присутствовать везде, в школьных вещах, игрушках, предметах обихода, одежде, предметах туалета. Обязывайте ребёнка поддерживать постоянно и во всём аккуратность.

Выполнение домашнего задания осуществляется в тихом месте, где никто не мешает, и получены чёткие инструкции, выделенное время для отдыха. Несение ответственности за выполнение, а родители не должны делать то, что ребёнок может сделать сам [10, с. 42].

В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо и участие педагогов – воспитателей, учителей. Выполнение ряда психологических рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении.

Прежде всего, психолог предоставляет учителю, воспитателю подробные сведения о природе гиперактивности, о характере поведения детей с гиперактивностью в детском саду, школе. Подчеркивает, что работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка [15, с. 9].

Во время занятий или уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места для гиперактивного ученика в группе или в классе за партой – в центре помещения напротив стола воспитателя, классной доски.

Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений быстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия необходимо строить по четко распланированному, стереотипному распорядку, используя для этого специальный календарь или дневник.

Задания, предлагаемые на занятиях, следует разъяснять ребенку отдельно или, если это в школе, писать на доске, ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для «нашего особого мальчика» (девочки) [15, с. 9].

На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: физического труда, спортивных упражнений.

 

ГЛАВА 4. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.

Определить метод лечения СДВГ может только специалист. Методы родительского воздействия на гиперактивных детей различны. Все зависит от индивидуальных особенностей больного. Но, исходя из специфической психологии таких детей, можно выделить рекомендации, которые облегчат процесс воспитания [12, с. 29].

Конкретная формулировка запретов. Общаясь с гиперактивными детьми необходимо избегать отрицаний и слова «нет». При запрете чего либо, нужно обязательное объяснение причин этого и предложение альтернативного варианта. При этом необходимо оставаться спокойными.

Четкая постановка задач. У гиперактивных детей логическое и абстрактное мышление развито плохо. Поэтому при общении с ними, длинным формулировкам стоит предпочесть короткие предложения с четким обозначением задач.

Последовательность. Гиперактивные дети невнимательны. Поэтому, давая им определенные поручения, необходимо быть последовательными. То есть, после выполнения ребенком одного поручения, можно давать ему следующее.

Контроль временных рамок. У детей с СДВГ чувство времени развито плохо. Поэтому необходим сторонний контроль над сроком выполнения работы. При этом ребенка стоит предупредить за 5 минут до совершения какого-либо действия.

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей [7, с. 52].

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье [8, с. 72].

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку.

 

ГЛАВА 5. ЛЕЧЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ.

Методы лечения СДВГ направлены на восстановление нарушенных функций центральной нервной системы и его адаптацию в обществе. Лечение является многофакторным. Оно представлено диетой, не медикаментозным и медикаментозным вмешательством [4, с. 112].

В первую очередь следует заняться очищением кишечника. Предпочтение стоит отдать натуральным продуктам. Из рациона необходимо исключить: яйца и молочные продукты, свинину, анчоусы и сардины; консервацию и пищу, содержащую красители; рафинированный сахар и продукты, в состав которых он входит; цитрусовые и шоколад.

Под не медикаментозным лечением гиперактивности у детей подразумевается модификация поведения, психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Детям предлагается упрощенный режим обучения: количественный состав класса и длительность занятий уменьшается. Для того, чтобы ребенок смог сосредоточиться, ему рекомендуют сидеть на первой парте [11, с. 39].

Желательно провести психотерапевтическую работу с родителями, чтобы они относились к поведению ребенка более терпеливо. Родители должны больше следить за дневным режимом гиперактивных детей, обеспечивать их возможностью расходовать избыточную энергию посредством физических упражнений, длительных прогулок, бега. Утомление в процессе выполнения заданий следует свести к минимуму. Гиперактивных детей отличает чрезвычайная возбудимость. Поэтому, рациональной станет их частичная изоляция от многочисленных компаний. Кроме того, партнеры гиперактивного ребенка по игре должны иметь обладать спокойным и уравновешенным характером.

Медикаментозную терапию при лечении гиперактивности у детей назначают при отсутствии эффекта от не медикаментозного коррекционного метода. Распространено применение психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропных препаратов. Международная педиатрическая неврологическая практика определила два самых эффективных препарата. Это антидепрессант амитриптилин и амфетамин риталин. В первую очередь, при СДВГ, необходим прием препарата метилфенидата, способствующий улучшениям у 80% больных. Дозировка препарата варьируется от одной таблетки (10 мг) до соотношения 6 мг на один килограмм массы тела [14, с. 2].

Наступление терапевтического эффекта происходит уже в первые дни приема. Кроме высокой эффективности метилфенидат обладает рядом противопоказаний. Поэтому, перед его употреблением необходима обязательная консультация врача. Альтернативой метилфинидату может стать амитриптилин, дающий положительный эффект в 60%. Суточный прием препарата составляет до 50 мг, при этом увеличение дозировки происходит постепенно. При детской гиперактивности возможно применение ноотропных медикаментов (ноотропил, инстенон и пирацетам), уменьшающих проявление синдрома у 59% детей. Такие препараты улучшают поведенческие показатели, моторику, память и внимание. Лечение ноотропными препаратами может дополняться транскранильной микрополяризацией (определенные участки головного мозга подвергаются воздействию постоянного слабого тока) и детской мануальной терапией [14, с. 3].

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

Задачей психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и прежде всего матери к ребенку, с тем чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.

Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно (направленно-компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное, замещающее дефект развития психических функций за счет других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему [11, с. 40].

При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей (табл. 5.1.):

Таблица 5.1

Крайности при воспитании гиперактивного ребенка:

1

2

Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности

Постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями)

 

Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. В беседах с родителями важно подчеркивать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу.

Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия.

В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т.д. [13, с. 32]

Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия (что мы и показали приведенными выше примерами).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, гиперактивность – это такая форма расстройства, которая достаточно часто проявляется у детей группы дошкольного возраста, а также у детей раннего школьного возраста, хотя не исключается и «переход» к дальнейшим возрастным группам при отсутствии соответствующих мер в ее адрес. Гиперактивность, симптомы которой заключаются в чрезмерной энергичности и подвижности ребенка, патологическим состоянием не является и зачастую обуславливается нарушением внимания.

Следует отметить, что проблема гиперактивности детей в настоящее время не потеряла своей актуальности. Что связано, прежде всего, с ухудшением общее фона здоровья мужчин и женщин репродуктивного возраста, ухудшением качества родовспоможения, а также в целом уровня медицинского обслуживания.

При исследовании причин гиперактивности называются различные версии, но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои причины гиперактивности. Потому прежде чем разрабатывать коррекционную программу, необходима диагностика проявлений и причин гиперактивного поведения.

В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог и гиперактивный ребенок и его родители сразу, ибо только комплексное лечение способно избавить ребенка и его семью от этого недуга. Так в следующей главе будет представлена программа коррекционной работы с детьми и родителями по преодолению проблемы гиперактивности.