Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию ранней профориентации у старших дошкольников
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию ранней профориентации у старших дошкольников
Авторы: Амаева Надежда Ивановна
и Лихачева Ирина Владимировна
МБДОУ ДС «Золотой петушок», г. Оса, Пермский край
Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка счастливым, успешным, здоровым и хорошо адаптированным в современном обществе. Поэтому современные педагоги ставят перед собой задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя как в личной, так и в профессиональной среде.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства, и интерес к будущей профессии в том числе. Считается, что профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Часто ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Мы считаем, что раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить дошкольника с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
По результатам педагогической диагностики освоения программы дошкольниками мы обнаружили, что представления детей о труде взрослых, их профессиях весьма поверхностные, недостаточно отчетливые. Опрос показал, что только 30 % из них имеет ясное представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети 30 % знают названия только некоторых отдельных профессий, не могут объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Дети не могли правильно назвать такие профессии, как архитектор, фермер, менеджер и др., не понимали суть взаимодействия профессий, испытывали сложность при воспроизведении структуры трудового процесса различных специалистов, затруднялись в описании профессиональной деятельности родителей.
Обсудив данные диагностики совместно с родителями, мы пришли к совместному решению о необходимости уделить больше внимания данному направлению развития детей. Был разработан план взаимодействия ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Создание условий для ранней профориентации дошкольников на основе вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Сформировать единый подход детского сада и семьи по формированию у дошкольников представлений о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.
2. Разработать и внедрить в работу образовательные практики по трудовому воспитанию дошкольников на основе вовлечения родителей.
3. Способствовать сплочению детско-взрослого сообщества на основе проведения совместных мероприятий по ранней профориентации детей.
Целью ранней профориентации является формирование у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру. Очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно [1]. Работа по ранней профориентации дошкольников строилась по нескольким направлениям: «Знакомство с миром профессий», «Профессиональные пробы в играх», «Экскурсии», «Создание РППС».
Проведя анкетирование родителей, мы узнали, что среди пап и мам нашей группы есть водители, нефтяники, пожарные, врачи, работники больницы, банка, полицейский, продавец, бухгалтер, парикмахер, педагоги и др. Все родители высказали согласие принять участие в реализации мероприятий плана.
На родительском собрании мы познакомили родителей с понятием «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников», провели мастер-класс по изготовлению дидактических игр по знакомству дошкольников с миром профессий, предложили изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм по профессиям; рассказали, как можно провести встречу с дошкольниками и рассказать о своей профессии, вместе составили модель-схему рассказа ребенка- дошкольника о профессии.
Знакомство с миром профессий.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. С этой целью мы использовали такие формы работы как:
- «Гость группы» (дети услышали интересные рассказы в исполнении родителей о профессии полицейского, врача, пожарного, воспитателя, парикмахера и продавца; кроме этого родители читали детям книги о профессиях «Помощь идет» Б.Житков, Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Михалков «А что у вас?», В. Маяковкий «Кем быть», В.М. Волцит «Что такое нефть?», В.Аким «Неумейка» и др.);
- Фотовыставка «Папа-мама на работе»;
- Семейные мини-исследования «Профессия, которая мне интересна» (дети вместе с родителями изучали профессию и рассказывали о ней в группе по схеме);
- Составление семейного коллажа «Домашний труд в моей семье» (коллажи рассказывали об увлечениях родителей: труд в саду, волонтерский труд на субботниках, труд по дому: папа ремонтирует что-то, мама готовит, гладит, стирает и т.д.)
- Выставка рисунков «Кем быть?»
Профессиональные пробы в играх.
В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй. Мы приглашали родителей в группу для участия в сюжетно-ролевых играх детей по таким темам как «магазин», «парикмахерская», «больница», «путешествие на автобусе» и др. Включаясь в игру, папы и мамы помогали детям обогатить сюжет игры, расширить представления детей о взаимосвязи профессий. Кроме этого, родители проводили мастер-классы по обогащению трудового опыта детей: дошкольники садили цветы, готовили винегрет и бутерброды, играли с малышами соседней группы, стирали белье, мыли игрушки, мастерили подарочные сувениры и открытки.
Экскурсии.
Большое значение в познавательной работе по знакомству с трудом взрослых, их профессиями осуществляется через экскурсии и беседы. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствовали накоплению ярких эмоциональных впечатлений. С помощью родителей мы побывали на экскурсиях в Пожарной части, на выставке о добыче нефти в Осинском районе (краеведческий музей), в кондитерском цехе пекарни, библиотеке, парикмахерской и магазине.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Родители принимали активное участие в оснащении предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации:
- Подбор художественной литературы, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
- Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
- Создание уголка «спецформа» – с профессиональной одеждой людей разных профессий.
- Подбор серии развивающих игр профессиональной направленности: «Профессии», «Играем в профессии», «Что из чего?» «Кто, что дает?», «Повар готовит обед», «Внимательный оператор», «Построй нефтепровод» и другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.
- Подбор серии развивающих мультфильмов о профессиях;
- В группах созданы тематические библиотечки «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал.
Завершением работы по данной теме стало проведение квеста «Все работы хороши», на котором дети в игровой форме выполняли задания, связанные с деятельностью людей разных профессий: пожарный, врач, нефтяник, библиотекарь, парикмахер. В проведении квеста также принимали участие родители.
В результате проведенной диагностики в конце года мы увидели, что все дети знают, кем трудятся их родители, проявляют познавательный интерес к различным профессиям. 80 % выпускников способны разобраться в структуре трудового процесса: выделяют цель труда конкретной профессии, знают необходимы для этого инструменты, материалы, называют трудовые действия и имеют представление о результате. Благодаря работе по ранней профориентации дошкольников нам удалось объединить усилия семьи и детского сада по обогащению представлений дошкольников о мире профессий, включить в педагогический процесс такие образовательные практики, как «Гость группы», «Профессиональные пробы», «Семейные мини-исследования» и «Квесты». Родители сообщили, что мероприятия, направленные на вовлечение пап и мам в жизнь группы: рассказы о себе, совместное обогащение игровой среды группы, совместные экскурсии позволили им завоевать уважение в глазах собственных детей и их сверстников, что положительным образом сказалось на взаимоотношениях детей и взрослых.
Беседуя с выпускниками, мы отметили, что дети с удовольствием фантазируют о будущей профессии, вполне осознанно объясняя свой выбор имеющимся опытом профессиональных проб в игровой и трудовой деятельности в детском саду и дома.
Литература:
1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – 3е изд., исправ. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005.
3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. Изд-во «Николаев» 2004.
4. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010.
5. Фирсова Е. А., Бондаренко Е. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1.