Сотрудничество ДОУ и семьи как условие гармоничного развития малышей
Сотрудничество детского сада и семьи как условие гармоничного развития детей раннего возраста
Авторы: Амаева Надежда Ивановна
и Ананина Елена Леонидовна
МБДОУ ДС «Золотой петушок», г. Оса
Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания.
В. А. Сухомлинский
Современные образовательные стандарты обращают внимание педагогов на необходимость создания благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром. Считаю, что решение данной задачи в работе с детьми раннего возраста невозможно без выстраивания сотрудничества с родителями. Для того, чтобы привлечь родителей к образовательной деятельности детского сада, сделать их полноправными партнерами и активными участниками жизни группы, я ставлю перед собой задачу – подружить пап и мам малышей, заинтересовать и объединить общим делом. Поэтому одно из направлений моей педагогической деятельности – сплочение родителей, формирование благоприятного психологического климата, создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимопомощи и поддержки, а также приобщение родителей к активному участию в жизни детского сада.
Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь только сплочённый коллектив добивается многих вершин и побед!
Но сплочение команды родителей невозможно без таких составляющих как:
· Доброжелательный стиль общения.
Позитивный настрой на общение, на мой взгляд, является самым прочным фундаментом взаимоотношений. Ежедневно поддерживаю доброжелательное взаимодействие с родителями, а также стимулирую позитивное общение родителей между собой.
· Индивидуальный подход.
Общаясь с родителями, я стараюсь чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Использую человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и помочь в той или иной ситуации.
· Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые, знающие. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность воспитателя разобраться в проблемах и искреннее желание помочь – главный ключ во взаимоотношениях педагога с родителями.
Хочется отметить важность построения доверительных отношений с родителями, т.к. это является основой для организации продуктивного общения всех участников образовательного пространства.
С целью организации общения, сплочения родительского коллектива, установления тёплых неформальных отношений между родителями, а также доверительных отношений между родителями и воспитателями, в своей работе я использую разнообразные методы и приёмы. Приведу некоторые наиболее интересные формы проведения мероприятий:
· Праздник «День знакомства», на котором дети и их родители, в игровой форме, знакомятся между собой, с воспитателями, с группой, игровым участком.
· Мастер- класс «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок».
Вниманию родителей была представлена презентация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду», родители являлись активными участниками мероприятия, выполняя различные задания (играли в спортивные и подвижные игры, выполняли различные виды гимнастик – пальчиковую, дыхательную, артикуляционную, гимнастику для глаз, корригирующую гимнастику, точечный массаж, самомассаж и др.)
· Мастер-класс «Бумажная сказка».
На кануне Новогодних праздников в нашей группе прошёл такой интересный и увлекательный мастер-класс, как «Бумажная сказка», где родители познакомились с искусством вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги – Вытынанка, который с давних времён использовался для украшения жилища. Далее родителям было предложено разделиться на группы по интересам, определить тему и создать свой узор, который позднее украсил нашу группу.
· Консультация для родителей «Много красок у меня – выбирай любую!».
Вниманию родителей была представлена презентация «Много красок у меня – выбирай любую!». Родители отвечали на вопросы викторины, которая была представлена в виде Цветика-семицветика. Выполняли задания сказочного героя – Карандаша и одновременно обменивались успешным опытом воспитания малышей.
· Спортивное соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья!»
Это командное соревнование. Команды в составе 3 человек (мама, папа, ребёнок). У каждой команды – единая спортивная форма, визитная карточка (название, девиз, эмблема). Участвуя в конкурсах и эстафетах, команды боролись за звание «Самая спортивная семья!» и учились получать удовольствие от совместных с ребенком подвижных игр.
· Строительство зимнего городка «Зимние фантазии».
Благодаря продуманной рекламе данного мероприятия, мне удалось заинтересовать родителей созданием снежных построек для игровой и двигательной активности малышей на прогулке. Совместно с родителями создали прекрасные снежные постройки на участке.
· Ток-шоу «Мой самостоятельный малыш».
Во время ток-шоу родители свободно общаясь обменивались мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-х летним ребёнком, преодоления возникающих проблем в воспитании детей. Задача воспитателя заключалась в умении подобрать острую тему для обсуждения, стимулировать активность каждого родителя, поощрять инициативу и творчество.
· Акция «Открытка ветерану» (совместно с детьми).
Это еще одно дело, которое объединило в нашей группе и больших, и маленьких. Все родители отметили актуальность такой проблемы, как недостаток внимания к ветеранам Великой Отечественной войны. Помимо материальной поддержки, этим людям нужно простое обыкновенное человеческое внимание. А особенно им приятно будет, если это внимание исходит от молодого поколения. Мы с родителями обсудили выдвинутое предложение и пришли к выводу, что необходимо организовать акцию по изготовлению поздравительных открыток ветеранам. А назвали нашу акцию очень просто: «Открытка ветерану». Во время изготовления открыток, родители рассказывали об воспоминаниях своих предков, достойно и мужественно исполнивших свой священный долг. Рядом с ними в это время находились и дети, которые получили свои первые уроки уважения к старшим.
Также для сплочения родителей, третий год в нашей группе функционирует родительский клуб «Затейники».
Родители группы, с помощью жеребьёвки, делятся на мини группы, в каждой группе в свою очередь выбирается ответственный. Определяется мероприятие, которое родители каждой группы готовят и проводят с детьми, а также срок проведения мероприятия.
Обязательной частью заседаний клуба является выполнение домашнего задания: подумать над каким-то вопросом, подготовить сообщение на тему, сделать что-то своими руками для обогащения игровой среды в группе и др.
Ежегодно в нашей группе проходит организация «Единого родительского дня по ФГОС», где родители пробуют себя в роли воспитателей и сами проводят групповые и индивидуальные задания, являются активными участниками образовательного процесса.
Для получения обратной связи от родителей и поддержки постоянного общения в социальной сети «ВКонтакте» создана закрытая группа «Маленькие Эльфы», где выкладываются фотографии детей в детском саду, публикуются материалы консультаций для родителей по отдельным вопросам, у родителей есть возможность задать вопрос и получить ответ в группе, а также задать вопрос воспитателям или другими родителям.
Очень интересно проходят отдельные этапы родительских собраний с использованием игр и упражнений на сплочение родителей.
Например:
· «Волшебный клубочек»
Из рук в руки передается клубок ниток. Каждому родителю предлагается рассказать немного о себе и о своём малыше. После небольшого рассказа, необходимо сделать виток нити вокруг пальца на руке и передать клубочек следующему родителю. Клубок совершает полный круг до воспитателя.
Воспитатель: «Сейчас мы с Вами связаны одной нитью, одной целью! И в наших общих силах вырастить детей умными, добрыми, жизнерадостными, любознательными, активными, здоровыми!».
· «Комплименты»
Участники мероприятия становятся в круг. Каждый участник называет своё имя и приветствует рядом стоящего жестами, словами и говорит комплимент.
· «Давайте познакомимся!»
Участники по очереди называют своё имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени, а также, что он любит, чем любит заниматься, хобби…
· «Танцевальное признание»
Под спокойную музыку участники передвигаются по комнате в свободном направлении. По сигналу воспитателя (звук колокольчика) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику, например, «Как я рад Вас сегодня видеть!», «Какой сегодня чудесный день!» и пр.
Таким образом, использование творческих форм работы с родителями позволило решить задачи формирования у родителей партнёрской позиции по отношению к педагогам и детям, доверия к воспитателям и детскому саду, желания обогащать свой опыт по воспитанию детей. Все это способствует созданию благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в детском саду, и в семье.
По результатам наблюдений увеличилось число «заинтересованных» родителей; количество пассивных родителей снизилось. Кроме этого установлены доброжелательные партнёрские отношения между родителями, в 2017-18 уч. году 76% родителей принимали активное участие в образовательном процессе ДОУ. По результатам анкетирования все родители положительно оценивают деятельность детского сада, повысилась степень удовлетворенности пап и мам качеством образовательных услуг дошкольного учреждения.
Библиографический список:
1. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями
дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
2. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного
взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010.
3. А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера »-Москва, 2011г.
4. В.С. Гайнуллова Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего:
основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2011г.
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Издательский центр «Академия», 1999.