Программа «Умственное развитие детей дошкольного возраста «Умка»

Дата публикации: 2018-12-16 15:45:10
Статью разместил(а):
Хабибуллина Равиля Мирхатовна

Программа «Умственное развитие детей дошкольного возраста «Умка»

Авторы: Хабибуллина Равиля Мирхатовна

Воспитатель МБДОУ № 69 «Радуга»

и Хузина Фандалия Аюповна

Воспитатель МАДОУ № 112 «Мозаика»

г. Набережные  Челны

Пояснительная записка

"Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам"

Ральф У. Эмерсон

В Национальной доктрине образования в РФ сформулированы основные цели и задачи образования, одна из которых: «… обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания  предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. На современном этапе для образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.

По прогнозам ученых, третье тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди  станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30 - 40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н.Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ  к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения - от дошкольных учреждений до университетов - отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны - снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка - на 50 - 60% (в зарубежной научной литературе указывается  более высокий уровень - до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а  тем более, какое направление они получат. 

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию.  Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.

По  мнению большинства  отечественных и зарубежных специалистов, как педагогов, так и психологов, развитие интеллектуально- речевых способностей является одним из важнейших показателей уровня психического развития ребенка в целом и  психологической готовности ребенка к школе.  

В связи с этим, существует необходимость в реализации программа, направленной на всестороннее умственное развитие детей дошкольного возраста. Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности.

Концептуальная основа программы.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, -Ф.Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной, жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Ж.Пиаже в своих работах писал, что «… будучи самой совершенной из психологических адаптаций, интеллект служит наиболее эффективным и необходимым орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того, чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений». Одним из самых значимых открытий этого учёного стало открытие стадий формирования интеллекта у детей.

По единодушному мнению отечественных и зарубежных специалистов, как педагогов, так и психологов, развитие интеллекта речи и являются одними из важнейших показателей психологической готовности ребенка к школе и уровня психического развития ребенка в целом (Л.И. Божович, Дж. Брунер, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

В отечественной науке и практике речевое развитие и общее интеллектуальное развитие дошкольника в условиях образовательного пространства до недавнего времени преимущественно являлись предметом исследования и обсуждения педагогов М. Дементьевой, Н.П. Ивановой,
М.М Кониной, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, Л.А. Пеньевской и др., изучающих проблему методического обеспечения процесса обучения, направленного на общее развитие ребенка.

Концептуальной основой данной программы являются фундаментальные положения и идеи:

· о психическом развитии ребенка (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Ж.Пиаже, В. Штерн);

· о теории речевой деятельности (Л. С. Выготский, И. Н. Горелов, Н.И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, К. Ф. Седов, Н. Хомский);

· о теории интеллектуальной деятельности (Л. С. Выготский, Л.А. Венгер, П. Я. Гальперин, Л. Ф. Обухова, Н. Н. Поддъяков, Ж.Пиаже, М. А. Холодная, Н.И.Чуприкова);

· о влиянии обучения на общее интеллектуальное развитие  дошкольника (Л.А.Венгер, Т.Н.Доронова, О.М.Дьяченко, Н.И.Поливанова, И.В.Ривина).

Целью программы является разработка целостной системы интенсивного умственного развития детей в процессе реализации вариативных программ, расширяющих возможности возрастного развития и природного потенциала ребенка.

Задачи реализации программы:

1. Развитие сенсорных способностей детей.

2. Развитие умственных способностей детей  через: ознакомление с пространственными  отношениями; в процессе знакомства с логическими отношениями; овладение действиями моделирования, организации  экспериментирования;  формирование основ экономической культуры.

3. Развитие творческих  способностей детей в процессе: овладения приемами создания художественного образа; развития воображения детей методами и приемами ТРИЗ,  РТВ; в процессе художественного конструирования в стиле оригами.

 

            Основные направления работы по программе интенсивного умственного  развития детей дошкольного возраста «Умка»

Настоящая программа направлена на развитие умственных и художественных способностей детей, а так же на углубленное познавательное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Программа составлена на основе материалов исследования к.п.н. ведущего научного сотрудника Института педагогических инноваций РАО С.Г. Якобсон «Познавательное и интеллектуальное развитие детей 2-4 лет»,  основных положений  по развитию умственных и художественных способностей ребенка авторского коллектива составителей программы «Развитие» под научным руководством  доктора   психологических наук Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко, теории развития творческого воображения.

Программа  предлагает  новый подход, методы и содержание умственного развития детей, начиная с двух лет.

Доктор психологических наук Л.А. Венгер выделил в своих исследованиях три основные компоненты развития умственных способностей детей: сенсорные, познавательные, творческие.

Поэтому в программе «Умка» для детей, начиная с младших групп, большое внимание уделяется  занятиям по сенсорному воспитанию.

В 2-3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Целенаправленное ознакомление с миром является  источником познавательного развития детей. Первой ступенью познания мира является   восприятие предметов и их свойств, иначе говоря, воспитание сенсорных способностей.

В основе этого процесса лежит освоение детьми общепринятых внешних свойств предметов, так называемых сенсорных эталонов (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя  градациями величины).

В младшем возрасте в игровой форме дети только  знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия).

На следующем этапе дети начинают их систематизировать, то есть с помощью воспитателя дети выстраивают последовательность цветов спектра, узнавать их оттенки, знакомятся с вариантами геометрических форм и.т.д. Затем предлагаются игры для того, чтобы дети начали пользоваться этими представлениями для анализа выделения свойств разных предметов в различных ситуациях.

С младшего возраста программа «Умка» предлагает углубленную работу по развитию у детей  психического процесса- мышления.

Эти задачи решаются в разделах ознакомления с параметрами пространства и времени, действия наглядного моделирования.

Действия замещения используются в работе с детьми 2-4 лет: в начале заместителями выступают реальные предметы, в дальнейшем – условные обозначения: кружки, квадраты, полоски различных цветов и размеров.

Занятия по ориентировке в пространстве в средней группе проводятся в игровой форме.

С этого возраста дети знакомятся с моделями (схемы, чертежи, планы). Например, дети помогают кукле расставить мебель в кукольной комнате, рисуют планы, находят  спрятанные предметы по ним.

В дальнейшем на занятиях наглядного моделирования используются готовые  модели более сложного  содержания, а затем дети начинают строить модели самостоятельно: в начале по готовой  постройке или конструкции, затем – по собственному замыслу и чертежу.

Познавательная деятельность детей предполагает  приобретение знаний самостоятельно и под руководством взрослого.

В работах Г.М. Ляминой, А.П. Усовой, Е.А.Панько и др. говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы определить свойства предметов, их сходства и различия.

Развитие познавательной активности  детей  эффективно проходит в процессе поисковой, исследовательской деятельности.

В связи с этим особый интерес представляет включение в учебно-воспитательный процесс  детского экспериментирования.

Исследования Н.Н. Поддъякова подтвердили, что в качестве  основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности является экспериментирование  «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддъяков, 1995 г.).

Н.Н.Поддъяков выделяет два основных вида поисковой деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка. Ребенок сам ставит цель, ищет пути и способы их достижения. В этом случае  ребенок в экспериментальной деятельности  удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид  поисковой деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок  получает  те результаты, которые были заранее  определены взрослым.

В программе рекомендуется применение в работе с детьми обоих видов поисковой деятельности.

Для обогащения познавательной деятельности и приближения ребенка к реальной жизни, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях помогает приобщение ребенка к миру экономики. Примерное  содержание экономических знаний  отражается в пяти основных темах: «Семейная экономика», «Мир денег», «Мой город» (производство полезных товаров, «Мир товаров» (основы маркетинга). Процесс экономического воспитания реализуется через игру, развлечения, решение проблемной ситуации, обогащение различных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Следующим важным направлением программы является интенсивное развитие творческих   способностей – через развитие воображения. Приемы творческого воображения используются на всех занятиях, начиная с 3 лет. С детьми 5-6 лет используется методическое пособие автора к.п.н. С.Г. Якобсон «Развитие воображения  при сочинении сказок и историй», программа «Росток» по ТРИЗ – РТВ.

Работа по данной методике дает ребенку разнообразный опыт действования в уме и тем самым делает решающий вклад в его умственное развитие, воспитывает качества творческой личности.

Вторая цель – развитие речи, коммуникативных  умений, навыков словесного  обоснования, умозаключения, обобщения.

В-третьих – приобретение детьми опыта совместной интеллектуально-творческой деятельности, развитие чувства уверенности.

В-четвертых, данная форма работы помогает развертыванию самостоятельной детской игры.

Формирование навыков творческой работы, включающие следующие компоненты:

- развитое воображение;

- оригинальность мышления (самостоятельность, необычность, остроумность решения);

- беглость мышления;

- интеллектуальная творческая инициатива;

- гибкость (Способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации).

 

Программа «Умка» содержит направление работы по развитию предпосылок логического мышления.

До пяти лет содержание логики берется  как часть занятия, со старшего возраста  включается отдельное занятие. Содержание занятий по логике способствует  развитию у детей  способов мыслительной деятельности, умению   анализировать   предметы и явления, выделять в них существенное, последовательно  рассуждать и делать выводы, систематизировать приобретенный опыт и знания.

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации основных направлений данной программы предполагается:

1. Расширять представления детей о «большом мире» через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).

2. Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

3. Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.

4. Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

5. В процессе целенаправленного и систематического обучения  сформировать у дошкольников осознанное отношение к окружающему миру.

 

Содержание программы.

Сенсорное воспитание.

Обогащение опыта ребенка представлениями о внешних свойствах предметов (знакомство с семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины, звуками в окружающем мире, запахами). В младшем дошкольном возрасте  дети запоминают названия сенсорных эталонов, сравнивают, подбирают одинаковые.

В старшем возрасте дети начинают анализировать свойства предметов в различных ситуациях.

Перспективный план по сенсорному воспитанию (младшая группа)

Сентябрь.

1. «Весёлые подружки» (Развитие речи)

Познакомить детей с предметами основных цветов; Учить выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство. Обратить внимание на цветовые свойства игрушек.

2. Рассказывание сказки «Колобок» (Развитие речи)

Способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме, величине предметов через яркий художественный образ и игровую деятельность.

3. «Рассматривание комнатных растений»

(Ребёнок и окружающий мир)

Учить правильно, выделять и называть части растения, давать определения используя в речи слова: широкий, узкий, длинный.

4. «Конфеты на тарелке» (лепка)

Закреплять знания цветов(красный, жёлтый, белый)

Октябрь.

5. «Знакомство с травой и деревьями

(ребёнок и окружающий мир).

 Учить распознавать их; помогать обследовать предметы, выделяя их величину; закреплять цвет.

6. «Курочка и цыплята»

(ребёнок и окружающий мир).

Учить обследовать предметы, выделяя их цвет; подбирать предметы по тождеству (найти та кой же); совершенствовать восприятия детей

7. «Наш огород», (ребёнок и окружающий мир)

Учить различать по внешнему виду овощи; обследовать овощи, выделяя их цвет и форму.

8. «Башня».

Учить подбирать флажок, соответствующий цвету постройки и называть.

Ноябрь.

9. «Какой?» (развитие речи)

Учить детей различать и называть цвета красный, жёлтый, синий, зелёный.

Развивать слуховое восприятие

10. «Ёжики».

(ребёнок и окружающий мир)

Учить ориентироваться в помещении;

Закреплять знания о цвете (красный, жёлтый, синий, зелёный)

11. «Поручения».

(ребёнок и окружающий мир)

Учить детей различать и называть игрушки, их основные качества (цвет, размер); понимать значение слов вверх, вниз. Развивать слуховое восприятие.

12. «Мячи», (рисование)

Учить рисовать крути разных диаметров; продолжать учить узнавать и называть цвет, размер и форму мяча.

Декабрь.

13. «Игра с матрёшками», (развитие речи)

Учить детей сравнивать предметы по величине (большой—маленький, используя в речи соответствующие слова-прилагательные).

14. «Узнай и назови», (развитие речи)

Учить детей различать овощи по внешнему виду, выделяя их цвет и форму.

15. «Новогодняя ёлка», (рисование)

Учить рисовать маленькие круги; узнавать цвет; ориентироваться на листе (не выходить за границы контура).

16. «Дорожка для ёжика», (лепка)

Учить различать предметы по величине (толстый — тонкий, высокий - низкий).

Январь.

17. «Едем к кукле в гости» (развитие речи)

Закрепить и уточнить знания детей об основных цветах, умение узнавать и называть их. Развивать слуховое внимание, учить узнавать персонажи по звукоподражанию.

18. «Ремонтируем автобус», (развитие речи)

Формировать представления об основных геометрических формах: круг, квадрат, прямоугольник. Продолжать учить группировать предметы по размеру, узнавать и называть цвета: красный, синий, зелёный.

19. «Зимушка-зима» (ребёнок и окружающий мир). Расширить знания о свойстве снега. Развивать восприятие.

20. «Матрёшкины подружки», (ребёнок и окружающий мир).

Учить детей сравнивать предметы по размеру и подбирать предметы по размеру.

Февраль.

21. «Что нам привёз Мишутка». (развитие речи)

Учить самостоятельно, на ощупь узнавать предмет; его форму и цвет.

22. «Разноцветные мячи», (ребёнок и окружающий мир)

Учить группировать предметы по цвету, на основе сравнения предметов. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.

23. «Лесные чудеса» (ребёнок и окружающий мир).

Познакомить детей со свойствами и качествами льда. Закреплять умение узнавать и называть цвета.

24. «Лестницы», (конструирование).

Научить различать цвета и называть красные кубики, синие кубики.

Март.

25 «Приехал на автомобиле Мишка» (развитие речи).

Учить правильно, называть части машины: колёса, руль, двери, кабина,

кузов. Развивать зрительное восприятие, закреплять формы предмета.

26. «Что из чего сделано», (ребёнок и окружающий мир).

Учить различать и называть материалы, из которого сделаны предметы.

Закреплять у детей умение различать и называть цвета. Развивать восприятие.

27. «Знакомство с фруктами», (ребёнок и окружающий мир)

Учить различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха. Развивать сенсорные ощущения, ощущать радость от восприятия красивых плодов, их запаха.

28. «Птички» (рисование)

Уточнять и закреплять знания цветов.

Апрель.

29.«Весёлые гномы строят домики для своих друзей»

(ребёнок и окружающий мир).

Продолжить знакомить детей с предметами различных формы, учить соотносить предметы, различая их по форме и цвету, обучать составлению целого из частей.

30. «Фикус - он живой», (ребёнок и окружающий мир)

Учить правильно называть ствол и листья, закреплять название цвета, развивать представления о величине.

31. «Весна пришла. Лучики и ручейки» (развитие речи).

Совершенствовать навык пространственной ориентировки, цвет. Развивать мелкую моторику рук.

З2. «Кубики», (рисование)

Уточнять и закреплять знания цветов и форм; ориентироваться на листе бумаги.

Май.

33. «Магазин» (ребёнок и окружающий мир).

Учить узнавать и называть предметы ближайшего округа; Закреплять умение узнавать и называть цвета; Развивать внимание, восприятие.

34. «У цветочной клумбы», (ребёнок и окружающий мир).

Учить умению сравнивать: высокий, низкий. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать эмоциональное восприятие на красоту цветов.

35. «Конструирование».

Развивать умение различать и называть основные формы строительного материала (кубики, кирпичики); различать предметы по величине.

 

Ознакомление с пространственными отношениями.

Работа по данному разделу рассчитана на три года обучения (средняя, старшая, подготовительная).

В среднем возрасте дети учатся определять направления пространства. Затем начинают составлять план расстановки мебели в кукольной комнате и используют его для  размещения мебели в комнате.

Далее задания усложняются через введение заданий  на самостоятельное изображение плана и ориентировки по нему.

В старшем возрасте дети знакомятся с условными обозначениями разных предметов и системой отсчета. Дети учатся читать  планы открытого пространства и карты.

В подготовительной к школе группе дети учатся ориентироваться в схеме и карте родного города.

 

Ознакомление с пространственными отношениями.

Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. Понимание и использование дошкольниками планов разных пространственных ситуаций приводит к формированию полноценной пространственной ориентировки.

С четырех лет дети начинают осваивать пространственные отношения между предметами. Это трудно, и, чтобы облегчить детям задачу, воспитатель знакомит их со средствами, выработанными в человеческой культуре, - элементарными планами для анализа взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве.

Педагог подбирает эмоционально значимые, проблемно интересные ситуации, в которых умение пользоваться планом необходимо ребенку для какого-то увлекательного игрового действия. Например, в игре “Кукла Маша купила мебель” воспитатель рассказывает о том, как Маша купила мебель и расставила ее в своей комнате (рассказ сопровождается показом): “Посередине она поставила стол, рядом с ним стул, у стены под окном - диван”. Такая завязка занятия сразу обеспечивает живой интерес детей и тесный контакт с ними взрослого.

Далее идет рассказ о том, как медвежонок Мишка пришел к Маше в гости, увидел, как удобно Маша расставила мебель, и тоже захотел поставить в своей комнате стол, стул, диван на тех же местах.

Воспитатель берет лист бумаги (“это как - будто Мишина комната”), разъясняет, где расположена дверь, а где окна (они изображены на листе). Затем говорит, что вместо стула, стола и дивана у детей будут похожие на них фигуры: круг, квадрат, прямоугольник (“это как - будто мебель”), предлагает подумать и показать, какая фигура будет вместо стола, какая - вместо стула, какая - вместо дивана. Далее дети поочередно размещают свои фигуры (заместители реальных предметов) в соответствующих местах листа бумаги.

В этой игре при помощи наглядных моделей обозначаются пространственные отношения между предметами. Составление плана имеет важнейшее значение для понимания детьми посреднической функции модели, показывающей связь между реальными объектами.

Все это, а именно: что надо сделать на занятии и для чего, необходимо четко осознавать воспитателю. Очень важно решать эти сложные задачи в игровой форме, но еще важнее “не заиграться” и не упустить того стержня, ради которого проводится игра.

Игра может усложняться. Могут добавляться предметы в игрушечной комнате. Может быть предложено задание, обратное первоначальному - расстановка кукольной мебели по заранее вычерченному плану: например, Маша хочет сделать перестановку, а Миша, помогая ей, нарисовал на бумаге, как должна стоять мебель. То есть это игра, которая очень увлекает детей, может продолжаться от занятия к занятию. Макет кукольной комнаты привлекает детей. Они с удовольствием играют, все заинтересованы. Не нужны дополнительные усилия для организации внимания. Ребенок не ощущает, что его учат. Воспитатель - заинтересованный участник игры и в то же время старший товарищ, который приходит на помощь каждый раз, когда что-то не получается.

Ведя занятия, воспитатель фиксирует, как действует каждый из детей. Деление детей на подгруппы дает такую возможность.

Осуществляя индивидуальную работу с детьми, можно использовать различные приемы. Например, в работе с планами воспитатель может намеренно создать ситуацию, когда он “ошибается” (например, не может найти по плану спрятанную игрушку). Дети его поправляют, объясняя, как надо было, пользуясь планом, искать игрушку. Кому-то он может предложить искать игрушку вместе, кого-то взять проводником в путешествие за “кладом” (нахождение клада указано на плане) и т.п.

Работа в старших группах усложняется, прежде всего, за счет увеличения количества заданий на самостоятельное изображение планов с дальнейшей ориентировкой по ним в пространстве (сначала ограниченном, потом открытом).

Дети учатся ориентироваться в детском саду, на участке детского сада, а в дальнейшем и на незнакомой местности (улице, парке, микрорайоне и т.д.).

Программа предусматривает знакомство детей с назначением и устройством компаса, с системой координат, знакомство с различными схемами и картами.

Специальная организация работе по ориентировке в пространстве приводит к возникновению у детей таких форм пространственных представлений, которые при обычной системе дошкольного обучения вообще не возникает. Работа по программе дает существенные сдвиги в умственном развитии детей и широкий перенос разнообразных умений в другие виды деятельности дошкольников, обогащает их игры.

 

Занятие по ознакомлению с пространственными отношениями для детей 5-6 лет.

Тема: Квартирный вопрос в Солнечном городе.

Программное содержание:

1. Развивать пространственные представления в процессе прочтения плана.

2. Развивать умение решать логические задачи.

3. Воспитывать желание оказывать помощь сказочному герою.

4. Создать эмоционально-положительный настрой.

 

Материал:

1.                  Конверт с письмом.

2.                  Билетики (разноцветные геометрические фигурки).

3.                  План части группы.

4.                  Лабиринты по количеству детей.

5.                  Планы группы с указателями по количеству детей.

6.                  Игрушечная мебель.

7.                  Макет игрушечной комнаты, план макета.

Ход занятия.

Дети играют в группе.

Стук в дверь, почтальон приносит письмо.

Воспитатель открывает конверт и читает письмо:

“Привет, девчонки и мальчишки. Меня зовут Незнайка, я живу в Солнечном городе. Недавно я построил новый домик и теперь мне нужна новая мебель. Мои друзья Шпунтик и Винтик изготовили ее. Помогите мне, пожалуйста, привезти новую мебель в мой домик. По билетикам вы попадете в мастерскую. Удачи вам, друзья. 

Воспитатель раздает детям билетики (разноцветные геометрические фигурки) и показывает план части группы.

Дети садятся в соответствии со своими билетиками и планом группы.

Воспитатель: Ребята, есть много разных дорог, но в мастерскую ведет только одна.

Проведите машинку по лабиринту и в конце пути увидите - какую мебель надо привезти.

Дети проводят машинки по лабиринту, переворачивают листочек - там нарисована разная мебель (стулья, кресла, шкафы и т.д.)

Воспитатель раздает детям планы группы, где указаны места с мебелью (в планах указатели в разных местах).

Дети находят мебель и приносят ее воспитателю. Когда вся мебель найдена, раздается стук в дверь. Приходит Незнайка.

“Здравствуйте, ребята. Большое спасибо, что вы привезли всю мебель. Вы мне очень помогли. Я долго думал, как ее поставить в моей комнате и ничего не придумал. Тогда Знайка нарисовал мне план и я принес его сюда. Расставьте, пожалуйста, мебель, как показано на плане”. 

Дети расставляют мебель в соответствии с планом. Незнайка благодарит детей и приглашает всех на новоселье.

 

Занятие по ознакомлению с пространственными отношениями для детей 6-7 лет.

Тема: Гость из далекой Австралии

Программное содержание:

1.                  Развитие пространственных представлений в пределах групповой комнаты.

2.                  Развитие образного и логического мышления, познавательного действия.

3.                  Развитие умения называть координаты любой точки.

4.                  Развитие пространственных представлений при прочтении карты республики Татарстан, карты мира.

5.                  Закрепление знаний детей о животном и растительном мире природных зон Земли, о родном крае.

6.                  Создание эмоционального настроя детей.

7.                  Воспитание чувства дружбы, взаимопомощи.

 

Материал: 

1.                  Старая карта с указанием клада, письмо в конверте.

2.                  Тетрадные листы в крупную клетку, карандаши по количеству детей.

3.                  Плоскостные изображения видов транспорта (самолет, поезд, машина, корабль).

4.                  Страусенок (картинка и игрушка)

5.                  Демонстрационная игра “Морской бой” с корабликами.

6.                  Карта республики Татарстан, карта мира, фишки.

Ход занятия 

Звучит музыка “Пение птиц в лесу”.

Воспитатель: “Весна идет, бегут ручьи и птицы весело щебечут”.

Ребята, интересно, о чем они щебечут. Давайте послушаем.

Я сейчас услышала разговор двух воробышков. Один воробей сказал другому: “Если дети этой группы повернут налево и дойдут до конца пути, не сворачивая, они узнают огромный секрет”. Отправляем одного мальчика в путь, он приносит запечатанный рулон, в нем старая карта (с указанием клада). Дети с помощью карты находят конверт с письмом. Зачитываем его: “Дорогие ребята, я очень много слышал о вас и о вашем детском саде, И мне очень хочется побывать у вас в гостях, но я живу в далекой стране Австралии и не знаю, как к вам приехать. Помогите мне, пожалуйста. У меня есть волшебный экран, в котором я увижу весь путь, что вы мне укажите. А если вы хотите узнать, кто я, нарисуйте мой портрет.

Проводится графический диктант. Дети рисуют страусенка.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карте, где живет страусенок и как ему попасть в наши края.

Дети показывают на карте Австралию и Кольский полуостров. Находят картинку страусенка.

Воспитатель: Ребята, что на карте обозначается голубым цветом - море, океан. Надо его переплыть. “Садись, страусенок, на корабль”.

Звучит музыка “Песня пиратов”. Ставится игровое поле “Морской бой”.

Воспитатель: Дети, морские разбойники окружили страусенка на своих кораблях и лодках. Надо потопить пиратские корабли, чтобы страусенок мог переплыть океан.

Дети называют координаты и топят кораблики.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Недаром говорится - друзья познаются в беде. Как дружно вы помогли страусенку избавиться от пиратов. А сейчас всех друзей приглашаю на веселый танец.

Физминутка “Песенка друзей”. 

Воспитатель: Корабль пристал к берегу. Но предстоит еще очень долгий путь. Как вы думаете, на каком виде транспорта можно быстрее всего добраться до нашего края? Страусенок сел в самолет и полетел. Выглянул страусенок в иллюминатор и увидел красивую землю и много разных животных и растений. И загрустил страусенок. Он впервые увидел столько новых и незнакомых животных и растений. Давайте познакомим его с ними.

Сейчас страусенок летит над пустыней. А кого он видит? А вот он уже пролетает над зоной лесов - тайгой. Кто здесь живет? А вот снежная тундра и Арктика. Кого он видит?

Самолет начал снижать скорость и приземлился в главном городе нашей республики. Какой это город? А как же страусенку попасть в  Казань. На чем он поедет? (Машина или поезд). Ребята, назовите страусенку города, мимо которых он будет проезжать (называют и показывают на карте).

Вот и приехал страусенок в Казань. Но у нас в городе много детских садов и других зданий. Чтобы страусенок не заблудился, найдите на макете города наш детский сад и прикрепите к нему красный флажок.

Звучит музыка “Пение птиц”.

Воспитатель: Ой, слышите, это птицы встречают страусенка. Посмотрите в окошко, а я его встречу в раздевалке.

Вносится игрушка - страусенок.

Страусенок: “Здравствуйте, ребята. Вы очень хорошо показали и рассказали, как к вам добраться и очень быстро избавили меня от пиратов. Большое спасибо. С вашей помощью я быстро нашел дорогу. Приехал я не просто так, а с секретом. Мы вместе с мамой - страусихой вылепили моих друзей. Если вы их назовете, я подарю вам жителей саванны.

Дети называют животных и растения саванны. Дарятся фигурки: слон, жираф, зебра, кенгуру, лев и т.д.

 

Развитие логического мышления.

Известно, что элементы логического мышления  начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте.

Дети осваивают понятия классификационных отношений, затем отображают эти отношения в модели: знакомятся с правилами построения моделей, учатся самостоятельно строить модели логических отношений.

Дети решают задачи на установление истинности  и неверности рассуждений, множество и элементы множества, на житейские темы.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствуют развитию умственных способностей.

 

Перспективный план по развитию логического мышления (cтаршая группа).

ЦЕЛЬ:

1. Совершенствовать математические представления детей.

2. Закреплять знания, полученные на занятиях.

3. Развивать логическое мышление, воображение, память.

ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

1. Тема: Цифровые пазлы. Нарисуй, как я. Сорви грибок.

Цель: Учить соотносить число и количество предметов. Учить рисовать в клеточках. Развивать умение концентрировать внимание, глазомер.

2 НЕДЕЛЯ

2. Тема: Залатай коврик. Найди похожие. Скажи, что получится.

Цель: Развивать восприятие формы, рисунка, умение концентрировать внимание. Учить устанавливать закономерность.

3 НЕДЕЛЯ

3. Тема: Дорисуй картинку. Найди два одинаковых предмета и раскрась их. Лабиринт.

Цель: Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, сообразительность.

4 НЕДЕЛЯ

4. Тема: Найди лишний предмет. Закончи рисунок. Напиши нужную цифру в пустом кружке.

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

НОЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

5. Тема: Найди одинаковые. Что останется? Повтори узор.

Цель: Учить видеть закономерность. Ориентироваться на листе бумаги

З НЕДЕЛЯ

6. Тема: Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор.

Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать.

4 НЕДЕЛЯ

7. Тема: Самый внимательный . Выложи по образцу

Цель: Развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление.

ДЕКАБРЬ

2 НЕДЕЛЯ

8. Тема: Помоги Колобку найти дорогу в лабиринте. Что получится?

Цель: Развивать внимание, память, умение ориентироваться на листе бумаги.

9. Тема: Математическое домино. Найди сходства и различия.

3 НЕДЕЛЯ

Цель: Учить соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.

4 НЕДЕЛЯ

10. Тема: Четвертый лишний. Дорисуй узор.

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать. Учить работать на листе в клетку.

ЯНВАРЬ

2 НЕДЕЛЯ

11. Тема: Сосчитай треугольники и квадраты. Найди похожую стрелу. Что останется?

Цель: Развивать сообразительность, наблюдательность, умение сопоставлять рисунки.

3 НЕДЕЛЯ

12. Тема: Найди нужную деталь. Построй домик. Проведи крошку крота к клумбе.

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.

4 НЕДЕЛЯ

13. Тема: Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики.

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

14. Тема: Найди пару. Сложи квадрат. Нарисуй так же.

Цель: Учить видеть закономерность. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

2 НЕДЕЛЯ

15. Тема: Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней?

Цель: Учить наблюдательности. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

3 НЕДЕЛЯ

16. Тема: Раскрась ведерки. Найди одинаковые портреты. Повтори так же.

Цель: Закреплять понятия: большой, маленький. Развивать наблюдательность, внимание, глазомер.

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ

17. Тема: Угадай-ка. Поможем Чебурашке.

Цель: Развивать логическое мышление, воображения, умение соотносить число и количество предметов.

2 НЕДЕЛЯ

18. Тема: Лабиринт. Дорисуй картинку.

Цель: Развивать пространственные представления. Развивать умение обобщать

3 НЕДЕЛЯ

19. Тема: Чего не хватает? Покажи одинаковые чашки. Поймай рыбку.

Цель: Развивать умение обобщать, внимание, память, точность движения, пространственные представления.

4 НЕДЕЛЯ

20. Тема: Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини вместе.

Цель: Упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

21. Тема: Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры. Дорисуй картинку.

Цель: Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

2 НЕДЕЛЯ

22.Тема: Чудесный мешочек. Найди паспорт фигуры. Продолжи ряд.

Цель: Развивать умение описывать свойства фигур, умение пользоваться схемами. Учить видеть закономерность.

3 НЕДЕЛЯ

23.Тема: Найди такой же элемент. Найди похожие предметы. Дорисуй фигуры.

Цель: Развивать Наблюдательность, умение ориентироваться в задании, логическое мышление, внимание.

МАЙ

1 НЕДЕЛЯ

24. Тема: Найди клад. Третий лишний. Продолжи ряд, соблюдая закономерность.

Цель: Развивать умение работать по инструкции. Развивать логическое мышление, внимание.

2 НЕДЕЛЯ

25. Тема: Найди одинаковые лампы. Соедини вместе. Нарисуй дальше.

Цель: Развивать наблюдательность, умение находить закономерность, воображение, сообразительность.

3 НЕДЕЛЯ

26.Тема: Поставь цветы в вазы. Найди две одинаковые фигуры. Продолжи дальше.

Цель: Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения.

4 НЕДЕЛЯ

27.Тема: Загадки без слов. Чудесный мешочек. Какая фигура будет последней?

Цель: Развивать умение работать по схеме. Учить обобщать и классифицировать. Развивать логическое мышление.

 

Моделирование, художественное конструирование и оригами.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся создавать постройки на сказочный сюжет, использовать строительные детали  в виде заместителей игровых и сказочных персонажей, создают постройки по собственному замыслу. В среднем возрасте дети учатся читать планы (схемы) построек, завершать незаконченные постройки, создавать постройки по мотивам литературных произведений.

Дети приобретают опыт графического изображения отдельных строительных деталей: вид сверху, сбоку, спереди, умения составлять постройку по чертежам.

В старшем возрасте у детей закрепляется представления об особенностях простейших  графических моделей (схемы-предметы, чертежи- развертки); обучаются действиями построения графических моделей объектов в масштабе 1:1 и 1:2.

Более сложным процессом является обучение детей художественному конструированию (конструирование изображения), технике оригами.

Художественное конструирование -  конструирование из плоских  элементов конструктора, скрепляющихся с помощью ворсистой поверхности ткани – ковролина и др.

Занятия по обучению художественному конструированию, и оригами проводятся с детьми 3-7 лет, и включает в себя развитие познавательных и творческих, художественных и конструктивных способностей детей.

Что такое оригами?

Суть оригами состоит в складывании различных фигурок из квадратного листа бумаги, не используя при этом ножницы и клей. Корни этого замечательного искусства находятся в Древнем Китае. Именно в этой стране в 105 году н. э. была изобретена бумага, и относилось это изобретение к 4-м Великим изобретением - это порох, компас, бумага и книгопечатание. Изначально искусством складывания из бумаги владели только представители высших сословий. Так как производство бумаги хранилось в строжайшем секрете, да и сама бумага была на вес золота, не сложно догадаться, что развивалось это искусство очень медленно. После того как секрет создания бумаги, каким-то образом попал в Японию. Там очень скоро наладили производство бумаги, значительно обогнав Китай. Несложно догадаться, что вместе с бумагой в Японию перекочевало и искусство оригами.

Уже в 1880 году, а именно в нем возникает термин оригами, это занятие стало практически обязательным в каждой Японской семье.
В настоящее время существует несколько разновидностей оригами. 
Самым первым получило распространение так называемое модульное оригами. Целая фигура в модульном оригами складывается из нескольких одинаковых модулей. Которые складываются из отдельных листов бумаги.
Затем появилось простое оригами, предназначенное для занятия детей и людей с ограниченными двигательными навыками.
Пожалуй, самым легким видом оригами можно считать складывание по развертке, в этой разновидности оригами существует чертеж, по которым для создания фигуры нужно просто согнуть бумагу и придать ей вид.
Самым интересным можно считать мокрое складывание. В нем используют смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавных линий. Интересно, что не вся бумага подойдет для этого вида искусства. А только более плотные сорта бумаги, в производстве которой используют водорастворимый клей.

И самое необычное распространение оригами получило только после того, как в нем стали использовать ножницы. Так появилось киригами – разновидность оригами, в котором допускается разрезание бумаги в процессе создания модели. Киригами бывает 2-х видов объемное и плоское. К плоскому киригами можно отнести знакомое нам с детство вырезание снежинок из бумаги. А объемное знакомо нам из детских книжек. Раскладывая которые мы получаем объемную конструкцию, а складывая, превращаем ее в плоскую.

Оригами положительно влияет на развитие творческого воображения, пространственного мышления. Развивает чувство формы, память, внимание и терпение.