Инновационный подход к изучению ПДД в ДОУ
Инновационный подход к изучению ПДД в ДОУ с детьми среднего и старшего дошкольного возраста
Автор: Насырьянова Олеся Фаритовна
МДОУ «Д/с № 84 о.в.», г. Магнитогорск
В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего на дорогах страдают дети.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защита психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.
Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения и увидев актуальность данной темы, педагоги нашего МДОУ «Д/с № 84 о.в.» планомерно и систематически стали знакомить детей с правилами дорожного движения.
Для этого ежегодно в нашем детском саду разрабатывается план мероприятий по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге и профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.
В утренние и вечерние отрезки времени, в детском саду и во время прогулок проводятся игры по ПДД с использованием действующего светофора, набора напольных дорожных знаков, детского педального транспорта (велосипеды, электромобили), жезлы, свистки, атрибуты одежды сотрудника ГИБДД. На занятиях используется дидактический материал (картинки с изображением транспорта, дорожные знаки, сюжетные картинки, проблемные ситуации на дорогах. Дети отгадывают и сами придумывают загадки, решают и составляют кроссворды на тему безопасности на дорогах.
Для большего развития в детский сад приобрели инновационную обучающую систему «Играй и развивайся». В которую входит комплекс развивающих игр, управляемых движением тела. Игры отображаются на экране и выполнены на высоком художественном уровне. Благодаря системе дети быстрее учатся и развиваются, не испытывая дискомфорт от занятий, знакомятся с современными информационными технологиями.
Информационные технологии призваны стать не чем – то дополнительным в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. И именно внедрение ИКТ позволит наиболее плотно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста в период дошкольного образования.
В настоящем пособии содержатся игры, предназначенные для организации непосредственно образовательной деятельности, а так же самостоятельной игровой деятельности ребенка.
Применение данного интерактивного комплекса позволяет создать условия для развития важнейших психологических процессов (развитие мышления, воображения, памяти, внимания), процессов саморегуляции личности, способствует мотивации детей к познавательной деятельности, что обеспечивает хорошую подготовку к обучению детей к школе.
Предлагаемая система построена на использовании беспроводного сенсорного игрового контролера kinect. Преимуществом такой системы является не только интерактивность и красочность игрового занятия, но и то, что ребенок может развиваться не только умственно, но и физически.
Данная разработка соответствует требованиям ФГОС, направлена на индивидуализацию образования и социализацию ребенка, учитывая специфику дошкольного возраста.
Представленные игры имеют тематическую направленность, что создает удобства для использования в образовательной деятельности детского сада.
Активными участниками образовательного процесса в нашем детском саду являются родители. Совместно с родителями проводятся досуги, развлечения, конкурсы совместных рисунков («Я и дорога», «Безопасный путь домой» и др.) и поделок («Наш друг Светофор», «Дорожный знак» и др.), используя разнообразный материал и различные техники. Родители и дети нашего детского сада являются ежегодными участниками городского конкурса «Дорога жизни».
МДОУ «Д/с № 84 о.в.» продолжает профилактическую работу по предупреждению детского травматизма. Детский сад активно сотрудничает с ГИБДД. Частные гости, инспектора ГИБДД, не только детям рассказывают о правилах дорожного движения, но и со взрослыми проводят профилактические беседы с использованием информации о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних детей.
Все это позволяет нам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортной среде.
Поэтому, при обучении детей основам «дорожной грамоты» мы придерживаемся следующих правил:
1. Не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дорогах.
2. Сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности.
3. Использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую – то форму основной, а какую – то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ слайдов, чтение книги и экскурсия все необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.