Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Кукольный театр как средство развития способностей дошкольников

Дата публикации: 2019-01-11 09:02:08
Статью разместил(а):
Шевченко Гульнара Рафаиловна

Кукольный театр как средство развития способностей дошкольников

Авторы: Шевченко Г. Р. и Рахманкулова А.М.

МБДОУ "Д/с № 205",  г. Уфа

 

      Кукольно-театральное искусство  обладает сильным эмоциональным воздействием на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Кукольный театр также влияет на развитие творчества и инициативы. Этот вид искусства  открывает перед малышами мир прекрасного в его разнообразии и глубине.  Родство кукольного  театра с сущностью детской игры – вот основная причина интереса и предпочтения дошкольниками этого жанра.

      Богатые возможности, формирующие личность ребенка, осуществляется  через широкое  введение  кукольно-театральной деятельности в повседневную жизнь детского сада. Для успешной работы по организации кукольного театра с детьми:

1. Педагог должен обладать необходимыми знаниями  и умениями в области детской театральной педагогики и режиссуры.

2. Ценность детского театрального творчества следует видеть не в результате, а в самом процессе.

3. Главным в деятельности  педагога всегда должно быть благополучие ребенка, а не абстрактные художественные характеристики.

      У профессионального театра и театра в детском саду совершенно разные цели и задачи. Об этом пишет А.П. Ершова, заведующая лабораторией театра института художественного образования МИПКРО в своей статье «Вреден ли дошкольнику театр».  Многие профессиональные театральные педагоги считают, что театральная деятельность в раннем возрасте «убивает детскую самобытность, воспитывает штампы и рождает звездную болезнь». С точки зрения психологов привычка ребенка с раннего возраста быть объектом всеобщего внимания может нанести ему значительный психологический вред. Конечно для малыша выступление – это колоссальная перегрузка и стресс, но также это возможность значительно расширить кругозор и развить творческие способности.      Желание ребенка участвовать в  кукольном спектакле надо поощрять, но нельзя его хвалить за то, что он хороший актер.

      Нельзя допускать перенапряжения, поэтому рекомендуется занятия театральной деятельностью проводить в игровой импровизационной форме. Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработки речевых и поведенческих навыков.

      То, что в профессиональном театре является средством (способность запоминать текст, импровизация, умение двигаться и слышать партнера, правильно артикулировать и т.д.) в детсадовском часто становится самоцелью. Профессиональный театр создает зрелище по законам эстетики, а в детском саду надо заниматься конструированием жизни и зрелища никакого быть не должно, так как у детского сада совсем другие задачи, и театральная деятельность в обучении и воспитании не основная, а факультативная.

      В настоящее время существуют следующие детские театральные программы:

- «Волшебный мир театра», эстетический блок программы «Москвичок», автор С. И. Мерзлякова;

- «В мире музыкальной драматургии», автор Т.Ф. Коренева;

- «Театр-творчество-дети», авторы Н.Ф. Сорокина и Л.Т. Миланович;

- «Кукольный театр -  малышам», автор Н.Ф. Сорокина;

- «Арт-фантазия», автор Э.Чурилова.

В работе над кукольным театром с дошкольниками выделяются следующие разделы, имеющие свои специфические особенности:

- Театральная игра.

- Ритмопластика.

- Основы театральной культуры.

- Культура и техника речи.

      Любая театрализованная деятельность, в том числе и кукольный театр, тесно связана со словом и художественной деятельностью. На третьем году жизни ребенка условное действие становится началом любого творчества. Используя кукольный театр, мы начинаем развивать речь детей. Взрослый побуждает ребенка  изобразить  голосом как мяукает котенок, лает собачка, чирикает воробей и т.д., используя любимые всеми детьми игрушки. Показывая настольный кукольный театр в младших группах, воспитатель привлекает к участию детей. Предлагает позвать куклу Машу, мишку, зайчика. Приобретенный опыт дети используют при показе русской   народной сказки «Репка» - зовут бабку, Жучку, Мурку, мышку, а проговаривают также простейшие звукоподражания, передающие интонации домашних животных: «Гав-гав!», «Мяу», «Пи-пи-пи!»

      Постепенно расширяется словарный запас детей, развивается речь, формируется интонационная выразительность – мышка пищит тоненьким голосом, медведь говорит низким, в речи лисички хитрые интонации, у волка – сердитые. Ценное в кукловедении и то, что развивается мелкая пальцевая моторика, напрямую связанная с развитием речи. Использование пальчиковых игр, пальчиковых настольных театров улучшает работу отделов головного мозга, ответственного за умственное и логическое развитие. Замечено, что лучше развита речь у детей, чаще использующих мелкую моторику пальцев рук – вырезывание из бумаги, собирание бисера, лепка из пластических материалов, игра на музыкальных инструментах. В детском дошкольном возрасте широко распространены пальчиковые игры, сопровождающие речь детей. Они используются как в логопедической работе по коррекции речи, так и в игровой деятельности дошкольников. Любое стихотворение, рассказ, сказку ребенок запоминает быстрее, если сопровождать их движениями рук.  Многие песенки, особенно в младшем дошкольном возрасте мы сопровождаем имитационными движениями.

      Выразительная речь плюс движение пальцами и рукой являются одной из эффективных форм развития речевой активности и коррекции  речи дошкольников в игровой форме. Игры с разнообразными предметами, театральными куклами также способствуют улучшению качества художественной речи. Перевоплощаясь в своего персонажа ребенок старается использовать интонации и манеру говорить своеобразным голосом, говорить громко, внятно и выразительно.

      Параллельно театральная деятельность выполняет воспитательную и терапевтическую функцию – например, стеснительный и заикающийся ребенок, находясь за ширмой и войдя в роль своего персонажа – храброго тигренка,  может  перестать заикаться. Грубый  в поведении ребенок смягчится, играя роль доброго доктора Айболита. Передача характеров всех образов связана и с выразительностью речи, и ребенок, повторяя во всех ролях понравившуюся сказку на занятиях, в самостоятельной деятельности, дома для игрушек или мамы с папой, закрепляет навыки выразительной речи и звукоподражаний. 

      Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию кукольного спектакля.  Они активно включаются в действие спектакля, отвечают на вопросы кукол, дают им советы, предупреждение об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

      При работе над кукольным спектаклем выделяются следующие этапы работы:

1.     Знакомство со сказкой или сценкой.

2.     Подбор персонажей и выбор детей по  характерному голосу.

3.     Разучивание текста, отработка отдельных речевых интонаций и оборотов.

4.     Кукловождение, приемы работы с куклами, соответствующие тексту и ходу сказки.

5.     Работа с отдельными персонажами.

6.     Работа со взаимодействующими персонажами.

7.     Исполнение сказки от начала до конца детьми, сначала при помощи и указаниях педагога, затем без его участия.

8.     Самостоятельный показ сказки по собственному желанию.

9.     Открытый показ для детей других групп.

      Таким образом,  разучиваются пальчиковые кукольные спектакли, перчаточные, варежковые, бибабо, тростниковые, театр марионеток и другие. Многие народные сказки удобны для постановки тем, что слова в них повторяются, например «Теремок», «Колобок», «Девочка и лиса», «Три медведя». В процессе разучивания эти слова запоминают все дети.  Дети сначала выступают в одной роли, затем  меняются. Каждый ребенок должен попробовать себя в разных ролях. Полезно показывать одну и ту же сказку, используя разные виды театра, чтобы вызвать у детей новые впечатления и закрепить полученные навыки.

      Занятия по театральной деятельности часто включают в себя речевые упражнения на отработку отдельных согласных, чистоговорки, скороговорки, мини-сценки и диалоги. Таким образом,  в ходе театрального занятия решается задача развития сценической речи, активизация артикуляции, четкой дикции, интонационной выразительности речи. Упражнения на координацию речи с движением  также способствуют улучшению речевых навыков дошкольников. Идеально, если занятия по сценической речи  и сценическому движению ведет специалист -  театральный педагог. Потому что существуют специфические приемы и методы обучения, отличные от привычных и используемых в процессе обучения в детском саду.  Занятия по театральной деятельности должны проходить в игровой обстановке. Как правило, во второй половине дня. Заниматься нужно со всеми желающими детьми, но не заставлять, если ребенок не хочет или не в настроении. В открытых показах могут участвовать как все дети, так и подгруппа детей, которые лучше справляются с ролью. При этом учитывается активность, смелость, уровень страха перед выступлением, окраска голоса, характер ребенка и другие факторы.

      Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра  ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той же самой степени, в какой каждый видит ее и в какой степени способен ее выразить.

      Какими же должны быть театральные игры для дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разносторонне проявить себя в «детском театре»? Маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, но их еще рано вести в театр, так как спектакли не рассчитаны на их возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль и даже привлечь ребенка в выступления, можно и даже нужно. Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение. Но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей с ребенком!

      Не стоит смотреть скептически на возможность организации театра дома. Можно приобрести имеющиеся в продаже готовые комплекты для игр по сказкам, небольшие по величине, состоящие из разборного домика-теремка и персонажей. Этот  комплект своего рода модель. С ним ребенок может один проиграть всю сказку, проговаривая слова всех персонажей и действуя за каждого из них.

      Следует обратить внимание ребенка, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. И двигается тоже по-разному. Также возникает потребность использовать дополнительные выразительные средства, такие как декорации, костюмы или шумовое оформление. Так совершенствуется умение ребенка в управлении персонажем, в речевой характеристике голоса.

      К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально-игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи. Рядом с готовыми литературными сюжетами могу появиться собственные пьесы или инсценировки.  Например, известный композитор Сергей Прокофьев в 5 лет сочинил и поставил вместе со своей семьей оперу «Великан», где сам исполнил главную роль Великана.

      Но даже при самом большом увлечении театральными играми дети понимают, что это игра. И все же «как будто» словно путеводитель детской фантазии позволяет играть искренне и убедительно. Театральными играми дошкольников всегда руководит взрослый.

      Одной из эффективных форм ознакомления старших дошкольников с театром является посещение спектакля кукольного театра с целью увидеть настоящий кукольный спектакль.  Перед этим надо рассказать детям о том, что театр - особый волшебный мир. Главные волшебники в театре - артисты. Они с помощью осо­бых средств могут рассказать нам о разных событиях, о пере­живаниях людей. Основные средства художественно вырази­тельности: интонация, мимика, жест. В кукольном - все действия, разговор осуществляются с помощью кукол. Есть особый вид театра - детский. В нем ставят спектакли для детей.  В театре работает много людей. Кроме артистов, художни­ки, композиторы, драматурги, гример и другие.

      Театр - особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно. Вместо живой природы - декорации, нарисованные художником, различные герои (персонажи), действия при­думаны драматургом и сыграны артистами. Театр может перенести зрителей в далекое прошлое, будущее и в сказку. На сцене театра могут заговорить не только  люди, но и животные, и птицы. Артисты - главные волшебни­ки театра. Они по-разному своими сценическими средствами рассказывают о событиях, о переживаниях людей.

      Пришедшие в театр зрители ведут себя по-особому: в фойе негромко переговариваются, ходят спокойно, рассматривая выставку, портреты актеров; в зрительном зале слушают и вни­мательно смотрят работу артистов, не мешают другим следить за действием спектакля. Неприлично не только разговаривать, но и жевать, шуршать фантиком от конфетки. Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомиться с содержанием, в фойе найти фотографии артистов, участвующих в спектакле.

      Знания о театральном искусстве, появление устойчивого интереса к нему, сценические навыки рождаются не вдруг. Только система в  работе  по принципу “от простого к сложно­му”, начиная с младшего дошкольного возраста, а также ис­пользование всего комплекса средств и методов театрально-игровой деятельности помогут успешно решить  поставленные задачи.

      Синтетический характер всех театрализованных игр  и кукольных спектаклей позволяет успеш­но решить многие задачи до­школьного учреждения: развить художественный вкус, твор­ческие способности, сформировать устойчивый интерес к теат­ральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка по­требность обращаться к театру, как к источнику эмоциональ­ного сопереживания, творческого соучастия.

      Таким образом, театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зарождает стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь