Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Близнецы как особая "популяция"

Дата публикации: 2019-01-24 07:52:19
Статью разместил(а):
Путинцева Мария Викторовна

Близнецы как особая "популяция"

Автор: Путинцева Мария Викторовна

 

ВВЕДЕНИЕ

Широко распространенное мнение об «одинаковости» многозиготных близнецов действительно базируется на своеобразном проявлении идентичности их генотипов. Это утверждение хорошо документировано многочисленными исследованиями по изучению разлученных в детстве близнецов, которые многие годы даже не знали о существовании друг друга: оказалось, что разлученные близнецы значительно больше похожи не только внешне, но и по поведению, выбранной профессии, привычкам, количеству детей (одинакового пола), их именам, событиям в жизни — они в одно и то же время женятся, разводятся, поступают на одни и те же курсы и т. д., чем даже близнецы выросшие вместе.

Это «приписывание» не может пройти бесследно для формирования психики близнецов, особенно в тех случаях, когда оно превращается в четко формулируемую стратегию воспитания. Другим, не менее важным, негенетическим фактором, характеризующим специфику развития близнецов, является фактор отношений самих близнецов внутри пары.

Специфика этих отношений характеризуется тем, что два ребенка одного возраста вынуждены постоянно находиться вместе. Такая ситуация приводит обычно к возникновению двух полярно действующих факторов их развития. С одной стороны, постоянное общение близнецов друг с другом, общие условия их развития, отношение к ним окружающих как к паре приводят к возникновению специфических условий развития самосознания у близнецов, к их взаимной идентификации и большей привязанности и взаимозависимости, к стремлению во всем и всегда походить друг на друга.

Это фактор, получивший название «реакции близнецовости», действует в сторону нивелирования различий между членами близнецовой пары. С другой стороны, то же самое постоянное общение близнецов друг с другом, а также общение их как пары с другими детьми часто приводит к возникновению у них распределения социальных ролей, что способствует их большей дивергентности и формированию у них различных психических свойств.

Тема включает в себя большое количество вопросов, охватить которые в рамках одной работы не представляется возможным, поэтому целью работы является отражение наиболее значимых вопросов, касающихся близнецов как особой популяции.

Предмет исследования: близнецы.

С учетом указанной цели в работе ставятся следующие задачи:

- проанализировать психологические типы близнецов;

- изучить в чем заключаются психологические особенности детей-близнецов, влияние близнецовой ситуации;

- охарактеризовать особенности развития речи детей-близнецов.


1. Близнецы как особая "популяция".

Из энциклопедического словаря: «Близнецы, два плода, одновременно зачатые одною матерью, в особых яйцевых оболочках, редко в одной общей. Обусловливается или одновременным оплодотворением и развитием двух женских яичек-зародышей, или тем, что один зародыш путем деления дает начало нескольким. Близнецы рождаются недостаточно развитыми, уменьшенного веса и слабого сложения; смертность близнецов значительно выше смертности других детей» [2].

Из-за особенного отношения к близнецам они с раннего детства растут в несколько необычной атмосфере. Все проблемы, связанные с воспитанием ребенка, в «близнецовых» семьях выражены ярче, а их разрешение требует от родителей гораздо больших усилий. И дело здесь не только в том, что проблемы умножаются на два.

Многие окружающие воспринимают близнецовую пару как единое неразделимое целое, игнорируют различия детей, зовут их по фамилии или одним именем, не придают значения отношению детей к тому, что их путают и т.п. Близнецы живут в своем собственном микромире. С самого рождения между ними устанавливаются более близкие, интимные отношения, чем между обычными братьями и сестрами. Эти связи настолько сильны, что даже на временную разлуку (например, если один из пары попадает в больницу), близнецы реагируют так же остро, как на разлуку с матерью.

«Реакция близнецовости» может приводить даже к замедлению развития личности. Близнецы нередко распределяют между собой различные функции и навыки. Например, один может отвечать за общение с внешним миром, полностью беря на себя функцию представителя пары при общении с другими людьми. Другой же при этом может вообще не развивать у себя навыки общения. Близнецы, воспринимающие себя как единое и неразделимое целое, считают, что овладеть соответствующими навыками достаточно кому-то одному. Устойчивое распределение ролей в близнецовой паре может сохраняться на всю жизнь и приводить к нарушению социальной адаптации во взрослом возрасте.

Чтобы избежать этих нежелательных последствий, родителям лучше с самого раннего возраста поощрять в детях независимость, осознание своего «я», придавать значение их различиям, стараться называть каждого собственным именем, то есть относиться к детям как к двум отдельным различным индивидам, а не как к «одному человеческому существу в двух экземплярах» [3]. Желательно, чтобы у детей были разные игрушки, разная одежда, разные кроватки и т.д. Самый легкий способ подчеркнуть индивидуальность детей — сделать им разные прически. Иногда довольно трудно приобрести разные вещи для детей, а иногда они сами этого не хотят, но всегда можно использовать какие-то небольшие различия, например, разный цвет одежды. В дни рождения также необходим индивидуальный подход: у близнецов должны быть отдельные именинные пироги, подарки, поздравления. Хорошо, если у каждого есть свои игрушки, которые хранятся в его собственном ящике.

Однако, замечая и поощряя различия детей, следует соблюдать осторожность, так как близнецы могут ревностно и даже болезненно относиться к успехам и достижениям партнера. Иногда это порождает обостренную соревновательность в их отношениях, вплоть до развития не утихающего конфликта. Особенно это свойственно подростковому возрасту, когда близнецы начинают отдаляться друг от друга.

Во все времена рождение близнецов было необычным явлением, вызывавшим удивление и любопытство. Во многих культурах тема близнецов отразилась в мифологии (достаточно хотя бы вспомнить основателей Рима - Ромула и Рема) [1].

В настоящее время в среднем на каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В разных этнических группах существуют довольно широкие (пока не объясненные) различия частоты многоплодных родов. Как известно, приблизительно одну треть всех близнецов составляют монозиготные и две трети - дизиготные пары.

Жизнь близнецов необычна тем, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, они постоянно общаются друг с другом, имеют схожий жизненный опыт. Такая пара - это, прежде всего, уникальная социальная ситуация. Французский исследователь Р. Заззо был первым психологом, который глубоко исследовал «близнецовую ситуацию» [6]. Он рассматривал ее как фактор умственного и личностного развития близнецов.

 

2. Психологические типы близнецов.

Естественно, что ситуация в семье, когда рядом с одним из близняшек или двойняшек постоянно находится рядом второй - сверстник и очень близкий ему человек - не может не сказаться на особенностях характера детей. Наличие «пары», «двойника» нередко влияет на развитие ребенка положительно, но может обернуться и довольно сложными проблемами. Вот распространенный пример: нередко близнята изобретают собственный «язык», на котором успешно общаются между собой, но при этом развитие речи на родном языке оказывается замедленным.

С другой стороны, в близнецовой паре более ярко, чем у других братьев и сестричек, бывают выражены как чувства единства, братского плеча, так и черты прямо противоположные. Взаимное противостояние, ревность и активная защита собственного «я» порой здесь возводятся «в квадрат» и нередко приводят к серьезным конфликтам [1]. Не зря изучению близнецовпосвящена отдельная наука - гемеллология.

В зависимости от отношений внутри пары, близнецы обычно «подпадают» под один из следующих психологических типов: «тесно связанные», «в меру зависимые» или «крайние индивидуалисты».

Близнецы, «тесно связанные» отношениями в паре, не просто объединены преданной дружбой. Они практически неотделимы друг от друга, во всем стараются проявлять себя одинаково, и в результате для окружающих также становятся абсолютно «тождественными». Именно такие близняшки часто откликаются на оба имени сразу, «не узнают» свое отражение в зеркале.

Особенно сильное сходство интересов и темпераментов наблюдается у монозиготных (однояйцовых) близнецов. Но и в этом случае родителям следует помнить, что близнецы - не «клоны», и необходимо воспитывать в каждом индивидуальную личность. В «тесно связанной» паре есть свои положительные и отрицательные черты.

Плюсы:

-  Ребенок всегда может надеяться, что рядом есть человек, у которого он найдет понимание и поддержку в трудной ситуации;

-  У него есть товарищ в случае, когда не ладятся отношения с друзьями.

Минусы:

-  Двое сильнее, чем один. Объединившись, близнецы могут стать «противовесом» родительскому воспитанию и авторитету,

-  «Сила» обернется слабостью, когда придется действовать независимо друг от друга. «Тесно связанным» близнецам бывает трудно надолго расставаться, сложно строить отношения с другими сверстниками, находить друзей [7].

Семейное равновесие может нарушаться за счет того, что близнецы в трудных ситуациях ищут спасение в общении друг с другом, как бы отгораживаясь от родителей. С родительской же стороны возможно как бы «перетягивание каната». Часто, особенно если близнята - девочки, каждый из родителей выбирает «своего» ребенка (несмотря на кажущуюся «одинаковость»), привлекает малыша на свою сторону и таким образом «разбивает» союз близнецов.

Чтобы привязанность друг к другу не стала чрезмерной, болезненной, при воспитании и общении нужно подчеркивать самоценность каждого из ребят:

-  чаще обращаться к каждому по отдельности;

-  отучать от привычки перебивать друг друга, отвечая на вопросы;

-  давать задания, чтобы исполнить которые, каждому придется действовать по отдельности; поощрять общение и дружбу с другими детьми.

Но все шаги должны быть осторожны, чтобы не «разделить» братьев и сестер, не вызвать чувства соперничества между ними.

Иначе возникнет противоположная по отношениям пара близнецов – «крайние индивидуалисты». Яростно «сопротивляясь» своему сходству, такие дети могут доходить до драки, а в более взрослом возрасте конфликты становятся все серьезнее. (Известен случай, когда одна из сестер-близнецов пыталась убить другую) [4].

Отношения в таких парах могут быть соревновательными, когда один берется за дела, которые удаются другому, стараясь превзойти его во всем. Но бывает, когда, напротив, один из близнецов пытается стать полной противоположностью брату или сестре. Один может подчеркнуто плохо себя вести или нарочно плохо учиться, если второй – «хороший мальчик» (девочка). Если один из ребят решит заниматься спортом, то второй засядет за книги и т.д. Такое противостояние или соревнование особенно заметны в школе, поэтому и родители, и учителя должны стараться сгладить конфликт между близнецами, стремясь создать гармонию в отношениях.

«В меру зависимые» близнецы - самый гармоничный союз. Они хорошо понимают и поддерживают друг друга, но не замыкаются на семейных отношениях, общаясь и с другими сверстниками. Самодостаточны и могут «выжить» в коллективе независимо от того, рядом ли брат (сестра). 

 

3. Психологические особенности детей-близнецов, влияние близнецовой ситуации.

Дети-близнецы в дошкольном возрасте часто отстают в речевом развитии от своих «обычных» сверстников. Это может привести в дальнейшем к их отставанию в общем интеллектуальном развитии. Родители слишком рано начинают считать маленьких близнецов полноценными партнерами по общению и часто предоставляют их самим себе. Но чему могут научить друг друга два полуторагодовалых ребенка? Ведь через общение со взрослым малыш познает окружающий мир во всем его многообразии. Общаясь друг с другом, близнецы вырабатывают понятный только им двоим язык, в котором преобладают жесты, мимика и другие невербальные средства общения. Нередко их не понимают даже родители. Чем больше близнецы общаются таким образом, тем сильнее они привязываются друг к другу и как бы отгораживаются от других. Позже, в подростковом возрасте, именно протест против такой излишней идентичности может привести к возникновению конфликтных отношений между близнецами [6].

Задержка в речевом развитии может сочетаться с социальной незрелостью, затрудненным общением со сверстниками и воспитателями, а в школе - и с учителями. К тому же у близнецов бывают проблемы в личностном развитии. Им очень трудно отделить себя от своего соблизнеца. Это приводит к тому, что один из них рассматривает другого как часть себя. Некоторые черты личности, развитые у одного, не развиваются в достаточной мере у другого [2]. При этом близнецы не ощущают своих недостатков. Подчеркивая сходство таких пар, окружающие тем самым формируют у них еще большую психологическую идентичность.

Близнецы с трудом привыкают к изменению обстановки, к коллективу. Они довольствуются общением с братом (или сестрой) и не стремятся к сближению с другими детьми, а иногда - активно противятся контакту.

Все эти проблемы так или иначе проявляются, когда близнецы приходят в школу. По нашим сведениям, в школах Северного административного округа г. Москвы обучаются более 400 детей-близнецов [7].

Уже при формировании первых классов школьному психологу нужно обратить внимание на близнецов. Вместе с родителями обсудить вопрос о том, поместить ли детей в один класс или в разные. Однозначного ответа на этот вопрос нет. При принятии решения нужно учитывать несколько факторов.

Обучение в одном классе нежелательно, если внутри пары складывается ярко выраженная конкуренция или один из близнецов является явно доминирующим; если близнецы не склонны к общению с окружающими. Тем не менее при очень близкой «симбиотической» связи в паре или при заметном отставании в развитии разделение детей станет для них стрессовым фактором. Это может негативно отразиться на их эмоциональном состоянии и на школьной успеваемости.

Решение о совместном или раздельном обучении должно положительно восприниматься не только родителями, но и детьми. Если родители решили разделить близнецов, то желательно до начала учебного года дать им возможность познакомиться с обстановкой в классе, с будущими одноклассниками.

Близнецов постоянно сравнивают друг с другом учителя, родственники, дети. Монозиготные близнецы, несмотря на одинаковый набор генов, все же отличаются друг от друга по многим параметрам. Поэтому нереально ожидать от них одинакового поведения во всех случаях жизни. Но подобные ожидания со стороны окружающих мешают личностному развитию.

Как уже было сказано, у многих близнецов наблюдаются речевые трудности. Но при этом они не являются интеллектуально отсталыми. Им просто необходимы занятия по развитию речи. Нужно помнить, что задержки речевого развития могут сказываться и на формировании навыков чтения.

Независимо от яйцевости, оба близнеца, родившись одновременно, в одной семье, в дальнейшем, как правило, оказываются в сходных социально-экономических условиях, в сходных условиях воспитания и образования; поэтому основное различие между однояйцевым и двуяйцевым партнером преступника сводится к тому, что первый по генотипу идентичен преступнику, а второй отличен от него примерно по половине генов. Материалы, собранные в Европе, США и Японии на протяжении тридцатилетия, ясно показывают, что эта разница решающим образом влияет на судьбу партнера: при генотипической идентичности (однояйцевая близнецовость) он в 2/3 случаев оказывается тоже преступником, а при неполном генотипическом сходстве (двуяйцевая близнецовость) он становится преступником лишь примерно в четверти случаев [2].

4. Особенности развития речи детей-близнецов.

Овладение речью – сложный и трудоемкий процесс. Для нормального развития речи необходимо равномерное развитие всех отделов нервной системы (в том числе, мозга) и психических функций ребенка (памяти, внимания, восприятия). Нарушение работы одного их этих элементов затрудняет речевое развитие ребенка. Например, иногда ребенок хорошо понимает речь, но не всегда может также хорошо говорить; либо, наоборот, ребенок плохо слышит и поэтому плохо говорит. Другие дети хорошо слышат и понимают речь, и даже могут строить высказывания (например, письменно), но с трудом произносят некоторые звуки. При овладении речью также могут возникать трудности с грамматически правильным построением высказываний, расширением словаря или воспроизведением слова в нужный момент. При этом нередко нарушение функционирования одного из перечисленных элементов системы понимания и воспроизведения речи может вызвать снижение общего уровня  развития речи ребенка. 

Как показывают научные исследования, трудности с овладением речью у близнецов возникают чаще, чем у одиночнорожденных детей. Обычно близнецы начинают говорить с некоторым опозданием: если одиночнорожденные дети обычно произносят свои первые слова в возрасте 1 года, то близнецы – в среднем, в 2-2.5 года. Среди 95 пар близнецов, обследованных  В.Фридрихом 38 % начали говорить около 1 года; 46 % произнесли первое слово до 1, 5 лет; 10 % - до 2 лет и 4 % начали говорить позднее 2 лет. А из 200 близнецов, участвовавших в исследовании П. Миттлера, более 30 % произнесли свои первые слова после 18 месяцев [4].

Причин этому явлению может быть несколько. Чаще всего это вызвано недостаточной языковой стимуляцией: родители близнецов более загружены заботами по уходу за малышами, поэтому времени на полноценное общение с детьми у них вдвое меньше, чем у родителей одного ребёнка. Малыши привыкают оставаться наедине друг с другом и учатся общаться самостоятельно.

Дефицит контакта со взрослыми приводит к некоторому запаздыванию в развитии речевых навыков.

Известно, что дети с проблемами в двигательной сфере часто сталкиваются с задержкой в психо-эмоционального развития. Детки близнецы испытывали дефицит движения ещё во внутриутробный период развития. Рождаются двойняшки частенько раньше срока и с малым весом, что тоже нередко сказывается на развитии речи.

Чтобы малыши не отставали от сверстников найдите возможность побольше общаться с малышами. Пеленание, купание, кормление, гуляние - всё это используйте, как возможность побеседовать с детьми. Старайтесь максимально удовлетворить потребность малышей в движении и эмоциях. Массаж, пальчиковые игры, гимнастика, и, наконец, как можно больше ласки: всё это откликнется чуть позже быстрым и беспроблемным развитием речи крошек. Расказывайте малышам сказки, стихи, пойте для них и с ними, дайте им возможность больше общаться со сверстниками. Если сами не справляетесь - привлеките папу, бабушек и даже подруг, но создайте малышам насыщенную языковую среду.

Близнецы, проводя вместе большую часть времени, иногда становятся замкнутыми на взаимном общении и игнорируют контакт с окружающим миром. В таких случаях у них формируется автономный, понятный только им язык, состоящий как из речевых, так и невербальных компонентов: жестов, мимики, контакта глаз, прикосновений. Это явление называется криптофазией. Именно этот «тайный язык» близнецов породил столько мифов о телепатической связи в близнецовой паре [7]. Я лично была свидетелем такой картины: мама полуторагодовалых мальчишек-близнецов на кухне приготовила сыновьям мороженое - их любимое лакомство. Один из них, увидев это побежал в детскую, где его брат увлечённо играл с конструктором; присев перед играющим близнецом, он сделал несколько пасов руками, и тот второй с радостным возгласом рванул на кухню. При этом не было произнесено ни одного звука, но мальчишки прекрасно поняли друг друга. 

При наличии такой удивительной возможности общения овладевание навыками нормальной речи затягивается порой до школьного возраста. Но как ни очаровательна эта способность двойняшек, политика невмешательства тут неуместна. Многие мамы и папы благоговеют перед этим загадочным явлением и даже начинают сами использовать некоторые элементы близнецового языка, не понимая, что тем самым тормозят развитие детей. Кроме того, в случае замкнутости на взаимном общении, у близнецов возникает нарушение индивидуализации: они путают понятия «я» и «мы», им сложно ответить как кого зовут, потому что они ощущают себя единым целым [1].

Решение проблемы в разделении малышей и максимальном расширении круга их общения. Старайтесь находить возможность для индивидуальных бесед с каждым из детей: к примеру, купайте их порознь и общайтесь в это время с каждым в отдельности. Неплохо водить их в детский сад в разные группы, чтоб у детей появилась потребность завести новых друзей. На выходные к бабушке пусть малыши отправляются не вместе, а по очереди. Замечено, что меньше проблем с развитием речи у близнецов в тех семьях, где один малыш закреплён за мамой, а другой за папой: каждый из детей получает свою порцию индивидуального общения и независимости друг от друга. Хорошо, если хотя бы иногда эмоционально насыщенные события малыши переживали порознь: например мама с одним идёт в зоопарк, а папа с другим - на карусели. Эмоциональная встряска подстёгивает развитие речи, а при отсутствии привычного партнёра по общению малыш будет стремиться разделить свои впечатления с вами уже на человеческом наречии. 

Дефекты речи у близнецов - корни этой проблемы зачастую кроются в дефиците общения и внеобходимости делить на двоих все впечатления и переживания. Представьте ситуацию: папа приходит с работы, и двойняшки, встречая его наперебой торопятся рассказать о событиях дня, стараясь перекричать друг друга, не завершая начатых фраз, проглатывая окончания. Такая торопливая речь не оставляет малышам возможности проследить за правильностью произносимого. Потому то дети из близнецовых пар частенько грешат тем, что путают местами буквы и слоги, «проглатывают» части слов, и это может привести их к заиканию. 

Начинать решение этой проблемы необходимо с установления норм общения в семье: учите малышей не перебивать, не привлекать криком внимание к себе, слушать брата или сестру, пока она говорит, и только потом поправлять и добавлять [6].

Исправляйте ошибки в речи близнецов, стимулируйте к правильному произношению. Следите за тем, чтобы ваша неспешная, чёткая речь была эталоном для подражания. И, опять же, побольшеобщайтесь с каждым из двойняшек индивидуально.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно подвести итоги изложенного материала, и сделать следующие выводы.

Близнецы, внешнее сходство которых очень высоко, так привыкают смотреть на партнера как на свое зеркальное отражение, что так же легко и часто отзываются на имя со-близнеца, как и на свое собственное, иногда называют себя одним общим именем, приписывают близнецу-партнеру свои собственные личностные черты и свойства, а в крайних случаях могут смешивать события, которые происходили с ними и с их партнерами по близнецовой паре. Все это чрезвычайно затрудняет процесс индивидуализации близнецов по сравнению с одиночно-рожденными детьми.

Следствием затрудненного формирования самосознания у близнецов является их сильно развитая взаимная идентификация. Описанные особенности развития близнецов с неизбежностью сказываться и на параметрах их интеллектуального развития. Смена стадий развития мышления в онтогенезе определяется усложнением опосредования мыслительных процессов. При этом важнейшим средством управления собственной деятельностью является речь. Поэтому развитие речи близнецов представляет для нас особый интерес.

Большинство авторов заключает, что развитие речи у близнецов в целом отстает от нормы. Близнецы позже начинают говорить, лексический запас слов близнецов более беден, чем у одиночно-рожденных. В первую очередь отмечаются дефекты в развитии развернутой социализированной речи. Особенно сильны отставания в развитии коммуникативной речи. Кроме того, близнецы отстают от одиночно-рожденных и по ряду других показателей психического и физического развития.

Это отставание, с одной стороны, является следствием неблагоприятных условий их пренатального развития. С другой стороны, причиной является специфика их совместного развития. Поскольку обычно одиночно-рожденный ребенок постоянно находится в обществе взрослых, он вынужден осваивать нормальную социализированную речь для того, чтобы понимать их и быть понятым самому. У близнецов, которые имеют постоянного партнера того же возраста и того же уровня психического и физического развития, нет такой необходимости, поскольку они обычно находят средства для понимания друг друга.

Здесь необходимо отметить, что в случае если рождается только один из близнецов (или они разлучены с младенчества), то отмеченные негативные стороны совместного близнецового развития в постнатальный период не наблюдаются.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь